В современном театре популярен жанр читки. Читки бывают разных видов – от чтения текста с листа до заявки на спектакль, где артисты существуют внутри сочиненных мизансцен с элементами костюмов и выгородки. От режиссерской и актерской читки до включения в читку зрителей. Но какой бы ни была читка, ее задача всегда – разведка текста. Иногда с публичной читки может начинаться работа над спектаклем по классическому произведению; или классику можно читать ради того, чтобы освежить ее восприятие. Но чаще всего читки устраиваются по произведениям современной литературы и драматургии.
В Московском областном ТЮЗе существует программа читок современной прозы для подростков. Такой выбор обусловлен несколькими причинами. Главная заключается в том, что театру важно заполнить колоссальный разрыв, который существует между спросом и предложением. Подростки остро нуждаются в литературе о своих сверстниках и современниках, в зеркале искусства, отражающем в метафорическом пространстве их переживания и размышления. Авторы остро нуждаются во встрече со своими читателями. И современный книжный рынок наводнен прекрасными произведениями, адресованными подросткам. Но встреча крайне затруднена. Практически не существует литературной критики, обращенной к подростку и родителю, далеко не все школьные библиотеки располагают фондами современной литературы. Родители, дети и учителя далеко не всегда хорошо ориентируются в мире современной подростковой детской прозы. А театр, поддерживая связь с лучшими детскими издательствами, способен создать событие, во время которого встреча произойдет.
В то же время, организуя читки, которые готовятся быстро, в течение одной недели, театр решает еще несколько задач. Артисты и режиссеры знакомятся с актуальными текстами, которые могут стать основой будущего репертуара. В читках творческий состав реализует потребность в разнообразии материала, в остроте творческих проб. Выходя в общении со зрителями из-за четвертой стены, артисты начинают лучше чувствовать свою аудиторию, налаживают живой контакт с ней.
И, конечно, одной из главных причин такого выбора становится возможность свободного творческого общения с детьми в пространстве искусства. Дело в том, что при работе вокруг классики нужно преодолеть специфические барьеры, предрассудки, стереотипы и детский страх сделать или сказать что-либо «неправильно». Когда беседы и творческие игры организуются вокруг современной литературы, таких барьеров практически нет.
Каждая встреча традиционно состоит из четырех частей:
- мотивирующая игра до читки;
- читка произведений современной литературы и драматургии;
- творческие задания;
- обсуждение целостного события.
Мотивирующие игры решают две задачи:
- приблизить к подростку ситуацию, в которую попали герои произведения, актуализировать для них проблемы, волнующие персонажей;
- ввести в особенности художественного языка, предложенного автором.
Подобные методы и приемы достаточно подробно описаны в статье А.Б. Никитиной «Развитие чтения методами театральной педагогики» [7] и в учебном пособии «Театральная педагогика и уроки театра» [1].
Творческие задания после читки позволяют ребятам откликнуться на художественное произведение в художественной же форме. Причем обычно эта форма задана самим автором. Например, в повести Ларисы Романовской « Удалить эту запись» главная героиня ведет дневник-блог в сети, сочиняет фанфики. И ребятам после читки предлагается создать фанфики на тему книги. Такая работа позволяет уберечь зрителей и слушателей от поверхностных оценочных суждений и создать высказывание, адекватное их истинным переживаниям. Когда эти произведения по желанию авторов анонимно или открыто предъявляются публике, разговор заходит уже о том, что в нас откликается на пережитое художественное событие. Разговор оказывается опосредован двойной линзой искусства и благодаря этому, оставаясь актуальным для подростков, не скатывается на уровень восприятия в стиле «наивного реализма» или надменного «знаточества».
По возможности на читках присутствуют авторы или переводчики и представители издательств. Они дают театру и зрителям обратную связь. И общим результатом читки, как правило, становится желание зала познакомиться с другими произведениями этого автора или этой серии данного издательства.