Александра Никитина

ЧТЕНИЕ В ЗРИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРА СЕГОДНЯ

Фото (с) МОГТЮЗ
Статья впервые была опубликована в сборнике, подготовленном по итогам Международной научной конференции «Психология, литература, кино в диалоге с театром»
Мы в соцсетях
Введение
На заре истории театров для детей и юношества, в первые десятилетия XX века первый заведующий педагогической части Ленинградского ТЮЗа Н.Н. Бахтин в альманахе «Игра» писал о том, что в Америке его приятно поразила практика любительских семейных театров, приобщающих к чтению детей и родителей в рабочих кварталах [4]. Он отмечал в своей статье, что в этом деле срабатывают очень простые приемы. Артисты и публика находятся в камерном пространстве и, как мы бы сказали сегодня, не разделены четвертой стеной. Артисты читают тексты и играют спектакли, которые своей проблематикой близки и понятны слушателям, а само чтение непафосное, доверительное. Представление может прерываться беседой или творческой игрой.

Если говорить о существе вопроса, то и сегодня ничего принципиально не меняется в практиках приобщения к чтению, которые используются в детском и молодежном театрах. В Красноярском ТЮЗе создано специальное пространство «Букхолл», где ведущие артисты театра, удобно устроившись с детьми и родителями на диванчике, читают книжки. В недавнем прошлом, когда главным режиссером Кировского ТЮЗа был Борис Павлович, театр инициировал читки разнообразной классической литературы в городском кафе, где участников читки с их случайными и неслучайными слушателями не разделяла рампа [10].

Обратимся к практикам приобщения к чтению в Зрительском клубе Московского областного ТЮЗа, где мы постарались по возможности аккумулировать все самые интересные практики, которые используют наши коллеги.
Читки
В современном театре популярен жанр читки. Читки бывают разных видов – от чтения текста с листа до заявки на спектакль, где артисты существуют внутри сочиненных мизансцен с элементами костюмов и выгородки. От режиссерской и актерской читки до включения в читку зрителей. Но какой бы ни была читка, ее задача всегда – разведка текста. Иногда с публичной читки может начинаться работа над спектаклем по классическому произведению; или классику можно читать ради того, чтобы освежить ее восприятие. Но чаще всего читки устраиваются по произведениям современной литературы и драматургии.

В Московском областном ТЮЗе существует программа читок современной прозы для подростков. Такой выбор обусловлен несколькими причинами. Главная заключается в том, что театру важно заполнить колоссальный разрыв, который существует между спросом и предложением. Подростки остро нуждаются в литературе о своих сверстниках и современниках, в зеркале искусства, отражающем в метафорическом пространстве их переживания и размышления. Авторы остро нуждаются во встрече со своими читателями. И современный книжный рынок наводнен прекрасными произведениями, адресованными подросткам. Но встреча крайне затруднена. Практически не существует литературной критики, обращенной к подростку и родителю, далеко не все школьные библиотеки располагают фондами современной литературы. Родители, дети и учителя далеко не всегда хорошо ориентируются в мире современной подростковой детской прозы. А театр, поддерживая связь с лучшими детскими издательствами, способен создать событие, во время которого встреча произойдет.

В то же время, организуя читки, которые готовятся быстро, в течение одной недели, театр решает еще несколько задач. Артисты и режиссеры знакомятся с актуальными текстами, которые могут стать основой будущего репертуара. В читках творческий состав реализует потребность в разнообразии материала, в остроте творческих проб. Выходя в общении со зрителями из-за четвертой стены, артисты начинают лучше чувствовать свою аудиторию, налаживают живой контакт с ней.

И, конечно, одной из главных причин такого выбора становится возможность свободного творческого общения с детьми в пространстве искусства. Дело в том, что при работе вокруг классики нужно преодолеть специфические барьеры, предрассудки, стереотипы и детский страх сделать или сказать что-либо «неправильно». Когда беседы и творческие игры организуются вокруг современной литературы, таких барьеров практически нет.

Каждая встреча традиционно состоит из четырех частей:

  1. мотивирующая игра до читки;
  2. читка произведений современной литературы и драматургии;
  3. творческие задания;
  4. обсуждение целостного события.

Мотивирующие игры решают две задачи:

  1. приблизить к подростку ситуацию, в которую попали герои произведения, актуализировать для них проблемы, волнующие персонажей;
  2. ввести в особенности художественного языка, предложенного автором.

Подобные методы и приемы достаточно подробно описаны в статье А.Б. Никитиной «Развитие чтения методами театральной педагогики» [7] и в учебном пособии «Театральная педагогика и уроки театра» [1].

Творческие задания после читки позволяют ребятам откликнуться на художественное произведение в художественной же форме. Причем обычно эта форма задана самим автором. Например, в повести Ларисы Романовской « Удалить эту запись» главная героиня ведет дневник-блог в сети, сочиняет фанфики. И ребятам после читки предлагается создать фанфики на тему книги. Такая работа позволяет уберечь зрителей и слушателей от поверхностных оценочных суждений и создать высказывание, адекватное их истинным переживаниям. Когда эти произведения по желанию авторов анонимно или открыто предъявляются публике, разговор заходит уже о том, что в нас откликается на пережитое художественное событие. Разговор оказывается опосредован двойной линзой искусства и благодаря этому, оставаясь актуальным для подростков, не скатывается на уровень восприятия в стиле «наивного реализма» или надменного «знаточества».

По возможности на читках присутствуют авторы или переводчики и представители издательств. Они дают театру и зрителям обратную связь. И общим результатом читки, как правило, становится желание зала познакомиться с другими произведениями этого автора или этой серии данного издательства.
Чтецкие программы
Чтецкие программы традиционно есть в репертуаре многих артистов. В МОГТЮЗе используются и готовые программы, и специальные программы, создаваемые в соответствии с нуждами конкретных событий. В чтецком репертуаре артистов имеются отрывки из современной литературы, отрывки из классической литературы, тематические композиции. Чтецкие программы могут исполняться как на площадке театра, так и на выезде: в библиотеке, клубе, классе, в любом камерном пространстве.

Нередко чтецкая программа – это подарок участникам какого-либо творческого конкурса или творческий сюрприз к празднику – Дню учителя, Ночи искусств, Библионочи, Дню театра и т.д.

Обаяние чтецких программ заключается, прежде всего, в том, что зрители видят актера на близком расстоянии. В камерной обстановке текст предстает перед зрителем более выпукло. Внимание способно ухватить детали, нюансы, обертона.

Артисты чаще всего выезжают для исполнения чтецких программ без сопровождения работников педагогической части, поэтому они не включают какие-либо специальные образовательные мероприятия. Но после программы юные зрители и слушатели всегда имеют возможность подойти к артисту, поговорить с ним о пережитом, задать интересующие их вопросы. Сам подход актера и режиссера к литературному произведению, работа над текстом в русле «действенного анализа» К.С. Станиславского открывают детям в ходе этих бесед совершенно новый взгляд на литературу [5]. И это общение также, как правило, приводит к желанию познакомиться с текстами, о которых шла речь.
Творческое обсуждение спектакля
Одной из самых популярных фор работы в педагогических частях ТЮЗов всегда были обсуждения спектаклей. В МОГТЮЗе организованы обсуждения спектаклей, которые поставлены по произведениям школьной программы. Эти обсуждения направлены в частности и на то, чтобы обратить внимание на тонкости и нюансы как самого текста, так и его сценической трактовки. Работа вокруг спектакля обычно состоит из трех основных частей:

  1. Приглашение к общению и настройка до спектакля
  2. Творческая игра, посвященная спектаклю, тексту, автору после спектакля.
  3. Безоценочное обсуждение.

Работа до спектакля направлена на то, чтобы актуализировать для зрителей проблемы, которые решаются в произведении и особенности его художественного языка. Творческая игра после спектакля помогает зрителю выразить свои переживания и размышления по поводу искусства в формах искусства, откликнуться на метафору метафорой. Безоценочное обсуждение позволяет зрителям пройти путь от осознания своих чувств по поводу увиденного до формулирования размышлений и закрепления впечатлений через символизацию. Подробнее о методике безоценочного интервью можно прочитать в статье И.Ю. Шапиро, О.А. Михалевой «Применение методики безоценочного интервью в работе учителя» [11].

В результате этой работы, как правило, литературная основа спектакля начинает восприниматься участниками занятия как актуальный, но не до конца изведанный текст, и возникает желание вернуться к нему снова и снова.
Праздники искусств
В календаре московских учреждений культуры и искусства есть общегородские праздники: Ночь искусств, День театра, Ночь музеев, Библионочь. В эти дни в МОГТЮЗе организуются творческие игры вокруг текстов. В эти игры вовлекаются не только дети, но и учителя, и родители. Это пространство единой детско-взрослой общности, основанной на творческой деятельности [9].

Чаще всего во время этих встреч участники учатся «переводить» впечатления от художественного высказывания с языка одного вида искусства на язык другого. Прозу или драматическое произведение, пьесу, при участии и под руководством артистов, режиссеров, педагогов театра, дети и взрослые переводят в сценический этюд, звуко-шумовую композицию, маску, плакат или рисунок. Подобные техники «декодирования» позволяют внимательнее отнестись к художественному тесту, глубже проникнуть в его стилистику [3].

Подобные игры с текстом в театре практикуются и во время творческих вечеров артистов и даже во время интерактивных экскурсий по театру, где в различных цехах путешественники встречаются с тестами, которые нужно расшифровать или зашифровать при помощи различных выразительных средств театра. Ремарку с описанием характера героя пьесы нужно превратить в костюм, одетый на манекен. Или, наоборот, по готовому костюму определить характер персонажа. По набору реквизита нужно определить время, в которое происходит пьеса, диалог героев передать через звучание музыкальных и шумовых инструментов, стиль спектакля определить по характеру грима и т.д.
Заключение
В своих программах развития чтения Зрительский клуб МОГТЮЗа опирается на общие практики современной гуманистической театральной педагогики, о которых наиболее подробно можно прочитать в специальном выпуске «Петербургского театрального журнала» [8]. Также в занятиях клуба активно используются техники Открытого образования, в частности, метод критического чтения и письма [2].

Однако ни один метод, ни одна техника, ни одна практика не берется здесь как догма, как застывшая форма. В каждой конкретной ситуации в зависимости от возраста и характера целевой группы, в зависимости от эстетики спектакля или художественных особенностей текста, в зависимости от пространства, где будет разворачиваться художественнопедагогическое событие, интегрируются, адаптируются и трансформируются самые разные из вышеперечисленных методов, техник и практик. И даже в готовый сценарий по ходу события вносятся изменения, которых требует конкретная ситуация.

И чтение, и театр – живая свободная деятельность, основанная на энергии подлинного содержательного общения, которое, по Станиславскому, происходит «Здесь, сейчас, впервые».
Литература
1. Андреев А.Н., Быков М.Ю., Климова Т.А., Косинец Е.И., Кочерова Е.А., Никитина А.Б., Рыбакова Ю.Н. Театральная педагогика и уроки театра // Современное учебное занятие по искусству. чебно-метод. пособие для учителей. М.: Библиотека ГАО ВО МИОО, 2016. C. 56-109.

2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во «ИОО», 2000.

3. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – М–Воронеж, 1995.

4. Игра. Непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. НАРКОМПРОС. 1918-1920. №№ 1-3.

5. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.:АО-АСПЕКТ ПРЕСС, 1993.

6. Никитина А.Б. Развитие компетенции чтения в образовательной среде детского театрального фестиваля // Экранные искусства и театр в гуманитарном образовании. Проблемы и перспективы. Материалы межд. науч.-практ. конф. 10-11 апреля 2012 г. Москва: ФГН «Институт художественного образования», ФГ кинематографии им. С.А. Герасимова, Московский международный фестиваль искусств «Новый мир», 2012.

7. Никитина А.Б. Развитие чтения методами театральной педагогики // Читатель в поиске /под ред. Асоновой Е.А., Романичевой Е.С. – М.: Библиомир, 2018. С. 166-191.

8. Петербургский театральный журнал (Интеграционные и социально ориентированные театральные проекты). 2013. № 3.

9. Савенкова Л.Г., Никитина А.Б., Климова Т.А. Интеграционные возможности практики организации «художественного события» в школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. № 6. С. 3-13.

10. Специальный выпуск «Литература и театр» // Литература (ИД «Первое сентября»), 2016.Май-июнь.

11. Шапиро И.Ю., Михалева О.А. Применение методики безоценочного интервью в работе учителя // Модернизация художественно-эстетического образования. – М., 2008. С. 31- 42.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda