Чтобы фестиваль состоялся и прошел на достаточно высоком уровне, конечно, необходимо финансирование. Мы всегда подаем заявки на несколько грантов – Фонд президентских грантов, Фонд культурных инициатив, грант департамента культуры, грант губернатора Тюменской области и так далее. Но не каждый год выигрываем. Тем более фестиваль уже проходит не первый год (а в первый год получить финансирование легче, чем в четвертый). И каждый раз надо придумывать какие-то фишки, какой-то новый концепт, чтобы иметь возможность хоть что-то получить.
Но давайте по порядку.
Первое на фестивалях, на что лично я обращаю внимание, это состав жюри. Кто будет смотреть, судить, давать обратную связь? Насколько профессионально мнение этого человека? Полезно ли оно будет для участников? Именно поэтому я всегда стараюсь приглашать в судейство суперпрофессионалов и каждый раз разных. Они соглашаются (фамилии были чуть выше), и это для меня – большая ценность.
Второй момент – надо стараться формировать бюджет так, чтобы можно было оплатить участникам проживание и питание. Тогда шансов привлечь сильные хорошие коллективы кратно больше! Но и у нас условия участия в фестивале у нас каждый год разные – повторюсь, всё зависит от бюджета. Иногда оплачивается только проезд, иногда только проживание, иногда и то, и другое. Во всяком случае, при формировании гранта мы всегда стараемся заложить все по максимуму.
Третье – состав участников. Мы изначально отталкиваемся от возраста 12-18 лет. Но в этом году подняли планку до 20 лет, потому что во многих подростковых коллективах состав уже достаточно молодежный, можно сказать студенты. Их хотелось пригласить!
В целом схема выглядит так: в январе объявляем сбор заявок, отсматриваем все-все работы (обычно их в районе 40-50) и потом лучшим высылаем приглашения. Мы стараемся не повторять постановки, показать зрителю что-то новое, интересное, свежее, смелое.
Четвертое – оргкоманда. Наша оргкоманда состоит из 30 человек: это 15 взрослых и 15 подростков-волонтеров. У каждого есть свой пул закрепленных задач, роли и при необходимости помощники:
- 6 человек – основные люди, которые отвечают за все ключевые моменты: расселение, технические райдеры, питание, программу и так далее.
- 9 человек – это кураторы коллективов. Как правило, это либо наши педагоги, либо студенты кафедры режиссуры, либо выпускники, которые уже закончили обучение в "ТеМе" и прошли ряд фестивалей. Все 4 дня с утра и до вечера они находятся вместе со своим коллективом: встречают их на вокзале, заселяют в гостиницу, показывают все маршруты, отвечают за то, чтобы хорошо прошла репетиция, помогают найти реквизит, если нужно,полностью сопровождают. Их работа начинается с момента, когда коллектив вышел из поезда или самолета, и заканчивается на моменте, коллектив сядет в поезд или самолет.
- 15 волонтеров-подростков. Эти наши помощники в переноске питания, работе в гардеробе, встрече гостей и прочих задачах, где очень нужны люди. Волонтеры работают бесплатно, но с горящим сердцем и огромной любовью к фестивалю.
Пятое – сроки. Работа над фестивалем занимает не неделю-месяц-два, а целый год. Грантовые заявки пишутся за полгода или год. Работа над программой, с членами жюри, логистикой – это все огромный пул работы до.
Потом четыре дня абсолютного счастья.
И полгода составления отчетов. Это важно понимать на берегу.