Но самым важным зрительским конкурсом, ради которого многие дети приезжают к нам из года в год, является «Самый внимательный зритель». Перед началом просмотра спектаклей, когда все уже собрались в зрительном зале, ведущий спрашивает участников, какого зрителя они сами хотели бы видеть, когда выходят на сцену. И дети незаметно для себя определяют правила сегодняшней игры: зритель должен быть внимательным, понимающим, позитивно настроенным, корректным, глубоко чувствующим происходящее на сцене и так далее. А когда правила созданы самими участниками, им уже не хочется их нарушать. А дальше объявляется конкурс, в ходе которого все участники смогут определить, являются ли они сами такими зрителями, о которых мечтают как актёры.
После каждого просмотренного спектакля, пока происходит смена декораций, ведущий задает залу несколько вопросов. Дети, давшие самые точные, оригинальные, глубокие, остроумные или неожиданные ответы получают в свою копилку баллы. По окончании фестивального дня обладатели наибольшего количества баллов становятся победителями этого главного конкурса.
Обсуждение строится по методике «Блиц-диалог», родившейся около 10 лет назад под влиянием запроса времени: мы обратили внимание на то, что современные дети не способны долго концентрировать внимание и с трудом считывают художественный текст: не понимают смысловую и эмоциональную трансляцию, не воспринимают художественное событие личностно. Стало понятно, что необходима методика обсуждения, направленная на развитие способности фиксировать внимание на происходящем и строить элементарные ассоциативные цепочки. «Блиц-диалог» стал ответом на этот вызов, и к настоящему времени отлично зарекомендовал себя в различных вариантах применения. В том числе – при обсуждении дробного или составного художественного события: прочтения книги по главам, посещение концерта или выставки. К последнему варианту относится и Фестиваль «Маленький спектакль». Весь фестивальный день является целостным событием, но и каждый отдельный спектакль – полноценный источник впечатлений.
Обсуждение происходит следующим образом: после каждого спектакля зрителям задаются вопросы, которые с каждым разом становятся все более сложными, выстраивающимися в логике «От внимания – к пониманию». После первого просмотра ведущий задаёт очень простые вопросы на память фактов. Например: «Сколько было актеров на сцене?», «Какого цвета был бантик у героини?», «Как зовут главных героев спектакля?». Эти вопросы, имеют единственный верный ответ. И на первый взгляд может показаться, что они совершенно случайны, и не имеют особого отношения к художественному образу спектакля. Но это не так. Ведущий побуждает зрителей зафиксироваться на фактах, важных для понимания спектакля. Простые вопросы стимулируют ребят сконцентрироваться на происходящем при просмотре следующего спектакля. А дальше вопросы постепенно видоизменяются, уходя все глубже в переживания и понимания детей. На финальной фазе формулировки провоцируют ребят на высказывание собственного мнения: «Как вы чувствуете?», «Что бы вы предложили?», «Как вы понимаете?». Ведущий помогает ребятам сформулировать свой ответ так, чтобы он оказался максимально точным, прежде всего, с точки зрения самого отвечающего.
На самом деле «Блиц-диалог» имеет три фазы.
1. Вопросы, на которые можно ответить точно: - Кто из героев появился первый, как и откуда?
- Кто как был одет?
- Какие цвета и фактуры повторялись в разных костюмах и элементах декорации?
2. Вопросы, на которые можно найти более-менее точные ответы: - Как менялись цвет, свет, костюмы, декорации в определённых сценах? Важно ли это?
- Можно ли заметить похожие словечки и жесты у разных героев? Важно ли это?
- По каким принципам можно сгруппировать персонажей или отдельные сцены?
3. Вопросы, на которые нет точных ответов: - Как Вы думаете, какое главное открытие сделал для себя главный герой?
- Как Вам показалось, в чём изменился герой от начала к концу спектакля?
- Пофантазируйте, что шепнул бы герой на ухо своему лучшему другу, когда история закончилась?
Видя, что к их высказываниям относятся внимательно и серьезно, дети становятся очень активными в обсуждении. Поэтому ведущему необходимы помощники, отвечающие за то, что будут услышаны максимально многие, а не десяток самых активных и сидящих ближе к сцене. На Фестивале «Маленький спектакль» эту роль выполняют волонтеры. В каждом секторе зала их находится двое: один замечает, кто первым поднял руку после вопроса и подает ему микрофон, а второй записывает имя ответившего. А в конце дня те, кто получил наибольшее количество баллов, становятся героями Фестиваля – «самыми внимательными зрителями».