Юлия Рыбакова
Диалог на «Маленьком спектакле»
Мы в соцсетях
Главный герой - зритель
В конце января - начале февраля 2019 года в Москве прошел юбилейный X Фестиваль-семинар детских театральных коллективов «Маленький спектакль». Можно поздравлять!

Фестиваль называется «Маленький спектакль», потому что в нем участвуют сценические миниатюры длительностью не более 15-17 минут. Важно, чтобы это были самодостаточные целостные сюжетные истории, а не отрывки из больших спектаклей. Жанр может быть любым: драматическим, кукольным, музыкальным, хореографическим, вокальным, пластическим, литературным, речевым, и т. д.

Изначально задумывалось, что Фестиваль послужит творческим полем для дебюта начинающих коллективов или только что набранных новых групп, еще не успевших получить большой сценический опыт. Ведь, как правило, умные педагоги начинают работу с новыми детьми именно с небольших спектаклей, а возможности их показать на хорошей сцене и незнакомому, но позитивному и приветливому зрителю – очень невелики. Эту функцию Фестиваль выполняет и сейчас, но с годами стало ясно, что и опытные коллективы зачастую обращаются к миниатюрам, которые мы также с удовольствием принимаем в программу: начинающим актерам очень нужно видеть сильные работы классных коллективов, чтобы самим понимать, к чему стремиться.

Здесь не раздают дипломов за лучшие роли или спектакли. Юные актеры ВООБЩЕ не получают никаких отличительных наград. Ведь для настоящего артиста, особенно – ребенка, само появление на сцене перед зрителем – праздник, а зрительская поддержка – награда. И как определить, кто из них – лучше или хуже? Даже взрослое творчество трудно оценить в категориях «хуже – лучше». А что оценивать, когда речь идёт о малышах? Здесь огромную роль играет подход руководителя коллектива, а ещё возраст, сценический опыт, утреннее настроение мамы, удобные или противные колготки, и еще множество факторов, которые практически невозможно учесть при распределении номинаций.

Поэтому авторы идеи Фестиваля (Александра Никитина, Виктория Печерникова, Юлия Рыбакова и другие) с самого начала решили, что все юные актеры – заведомо молодцы. А настоящим героем является ЗРИТЕЛЬ.

Спектакли здесь демонстрируются в режиме «нон-стоп», репетиции проводятся перед началом фестивальной программы или в обеденном перерыве.

Обязательным условием участия является присутствие участников на всех мероприятиях Фестиваля как в качестве участников, так и в качестве зрителей. Актеры выходят из зрительного зала, чтобы сыграть свой спектакль, а потом - возвращаются на свои места, снова становясь зрителями спектаклей своих товарищей из других коллективов.

В этот раз Фестиваль получился огромным: вдвое больше, чем в предыдущие годы. За три фестивальных дня было представлено 29 спектаклей. Участников же оказалось за 600: более 450 детей и 150 взрослых. Радостно, что этот праздник растет и набирает популярность среди театров, где играют дети, и тем боле, если учесть особенности его формата.

В «Положении» Фестиваля указано, что его основная цель – создание творческой среды для развития зрительской культуры участников.

Что же это значит? Все просто: мы пытаемся научить детей смотреть спектакли, не просто смотреть, но – видеть и слышать то, что его авторы и исполнители стремятся нам сказать со сцены. Чувствовать то же, что чувствуют герои спектакля, погружаться в его мир.

На это направлена обширная зрительская конкурсная программа. Каждый конкурс имеет свою определенную цель и задачу. Например, конкурсы «Театральный художник» и «Театральный музыкант» дают детям возможность не только творчески выразить свои впечатления от происходящего, но и принять участие в создании будущего Фестиваля. Весь художественный стиль Фестиваля создан на основе рисунков юных художников. По детским эскизам созданы логотип и вся полиграфическая продукция: афиши, дипломы и грамоты. На каждой из них обязательно указаны авторы. Так что дети могут считать это своей первой художественной публикацией.

Участники Фестиваля, которые отличились совершением какого-то доброго дела, становятся победителями в номинациях «Лучший друг Фестиваля» и «Герой Фестиваля».
Блиц-диалог
Но самым важным зрительским конкурсом, ради которого многие дети приезжают к нам из года в год, является «Самый внимательный зритель». Перед началом просмотра спектаклей, когда все уже собрались в зрительном зале, ведущий спрашивает участников, какого зрителя они сами хотели бы видеть, когда выходят на сцену. И дети незаметно для себя определяют правила сегодняшней игры: зритель должен быть внимательным, понимающим, позитивно настроенным, корректным, глубоко чувствующим происходящее на сцене и так далее. А когда правила созданы самими участниками, им уже не хочется их нарушать. А дальше объявляется конкурс, в ходе которого все участники смогут определить, являются ли они сами такими зрителями, о которых мечтают как актёры.

После каждого просмотренного спектакля, пока происходит смена декораций, ведущий задает залу несколько вопросов. Дети, давшие самые точные, оригинальные, глубокие, остроумные или неожиданные ответы получают в свою копилку баллы. По окончании фестивального дня обладатели наибольшего количества баллов становятся победителями этого главного конкурса.

Обсуждение строится по методике «Блиц-диалог», родившейся около 10 лет назад под влиянием запроса времени: мы обратили внимание на то, что современные дети не способны долго концентрировать внимание и с трудом считывают художественный текст: не понимают смысловую и эмоциональную трансляцию, не воспринимают художественное событие личностно. Стало понятно, что необходима методика обсуждения, направленная на развитие способности фиксировать внимание на происходящем и строить элементарные ассоциативные цепочки. «Блиц-диалог» стал ответом на этот вызов, и к настоящему времени отлично зарекомендовал себя в различных вариантах применения. В том числе – при обсуждении дробного или составного художественного события: прочтения книги по главам, посещение концерта или выставки. К последнему варианту относится и Фестиваль «Маленький спектакль». Весь фестивальный день является целостным событием, но и каждый отдельный спектакль – полноценный источник впечатлений.

Обсуждение происходит следующим образом: после каждого спектакля зрителям задаются вопросы, которые с каждым разом становятся все более сложными, выстраивающимися в логике «От внимания – к пониманию». После первого просмотра ведущий задаёт очень простые вопросы на память фактов. Например: «Сколько было актеров на сцене?», «Какого цвета был бантик у героини?», «Как зовут главных героев спектакля?». Эти вопросы, имеют единственный верный ответ. И на первый взгляд может показаться, что они совершенно случайны, и не имеют особого отношения к художественному образу спектакля. Но это не так. Ведущий побуждает зрителей зафиксироваться на фактах, важных для понимания спектакля. Простые вопросы стимулируют ребят сконцентрироваться на происходящем при просмотре следующего спектакля. А дальше вопросы постепенно видоизменяются, уходя все глубже в переживания и понимания детей. На финальной фазе формулировки провоцируют ребят на высказывание собственного мнения: «Как вы чувствуете?», «Что бы вы предложили?», «Как вы понимаете?». Ведущий помогает ребятам сформулировать свой ответ так, чтобы он оказался максимально точным, прежде всего, с точки зрения самого отвечающего.

На самом деле «Блиц-диалог» имеет три фазы.

1. Вопросы, на которые можно ответить точно:

  • Кто из героев появился первый, как и откуда?
  • Кто как был одет?
  • Какие цвета и фактуры повторялись в разных костюмах и элементах декорации?

2. Вопросы, на которые можно найти более-менее точные ответы:

  • Как менялись цвет, свет, костюмы, декорации в определённых сценах? Важно ли это?
  • Можно ли заметить похожие словечки и жесты у разных героев? Важно ли это?
  • По каким принципам можно сгруппировать персонажей или отдельные сцены?

3. Вопросы, на которые нет точных ответов:

  • Как Вы думаете, какое главное открытие сделал для себя главный герой?
  • Как Вам показалось, в чём изменился герой от начала к концу спектакля?
  • Пофантазируйте, что шепнул бы герой на ухо своему лучшему другу, когда история закончилась?

Видя, что к их высказываниям относятся внимательно и серьезно, дети становятся очень активными в обсуждении. Поэтому ведущему необходимы помощники, отвечающие за то, что будут услышаны максимально многие, а не десяток самых активных и сидящих ближе к сцене. На Фестивале «Маленький спектакль» эту роль выполняют волонтеры. В каждом секторе зала их находится двое: один замечает, кто первым поднял руку после вопроса и подает ему микрофон, а второй записывает имя ответившего. А в конце дня те, кто получил наибольшее количество баллов, становятся героями Фестиваля – «самыми внимательными зрителями».

Обаяние дружбы
После просмотра последнего спектакля программы наступает время импровизации. Каждый коллектив должен за небольшое время - 15-20 минут - подготовить сценическую реплику: миниатюру не дольше 2-3 минут, в которой выражается впечатление о спектакле, который показался большинству наиболее интересным.

И снова награждаются не актеры. По итогам этого показа выбирается победитель в номинации «Самый обаятельный спектакль»: коллектив, спектакль которого стал основой для большинства «реплик».

Фестивальный день завершается награждением участников и победителей зрительских конкурсов. По статистике, ими становится большинство участников. Например, в нынешнем фестивале из 450 участников награждены оказались более 350.

Гостеприимные площадки для проведения фестивальных дней в этом сезоне предоставили ГБОУ г. Москвы "Школа № 1329", Учебный корпус № 2 (начальное образование) и ГБОУ ДО «Центр внешкольной работы «Синегория». Организаторами же выступили ГАОУ ДПО города Москвы «МЦРКПО» (бывший МИОО) и (неизменно, как и во все прошлые годы) АНО культуры и образования «Пролог».

Мы надеемся, что Фестиваль еще многие годы будет собирать своих участников на праздник, где каждый сможет попробовать себя не только в роли начинающего актера, но и в роли начинающего зрителя.

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda