1. Ошибаться: Пусть дети попробуют исправить её преднамеренные ошибки. Например, когда кукла неправильно отвечает при решении примера или неправильно пишет цифру. Именно в этих ситуациях кукла может открыть свободное от давления пространство, где дети начинают высказываться, не боясь допустить ошибку.
Один из важных ключей к развитию ребенка: помочь детям увидеть хорошую сторону неправильного понимания вещей. Кукла может стать отличным примером того, что ошибаться – совершенно нормально.
Как кукольный персонаж может помочь детям научиться правильно реагировать на «ошибки»? - Дать детям понять, что он сам не все понимает, что это абсолютно нормально – чего-то не понимать.
- Показать, что можно посмеяться над собой, если что-то не понимаешь, а не концентрироваться на неудаче.
- Позволить детям учить себя. (Стать их учеником, пока они будут учителями).
2. Соблюдать придуманные ритуалы: Установление предсказуемых действий помогает управлять классом. С помощью повторяющейся «рутины» дети быстро понимают, что от них ожидается. Можно придумать совместные ритуалы для класса и куклы. Например, кукольный персонаж может здороваться и прощаться с детьми в начале и в конце занятия. Интересоваться, как у них дела или что интересного происходит в их жизни. Это поможет улучшить контакт ребенка с куклой. Детям будет комфортно и интересно отвечать на расспросы кукольного персонажа, делиться своими впечатлениями и открытиями.
Последовательное и регулярное использование куклы для определенных видов деятельности
(«Время приветствия», «Прощания», «Как дела?») может быть использовано для перехода от одного вида деятельности к другому, позволяя сохранить при этом мотивацию и вовлеченность учеников.
Прим. В рамках занятий по математике можно таким образом формировать временные представления: а что было вчера? утром? днем? что будет завтра? и т.д.
Сделайте театральную куклу еженедельным «посетителем» класса. Пусть она расскажет детям о том, что она сделала с тех пор, как они в последний раз встречались. Это поможет поддерживать контакт с детьми, они будут ждать, когда кукольный персонаж придет к ним снова.
3. Создавать безопасное и комфортное пространство По мнению автора книги «Покажи и расскажи» Кэтрин Харпер, «Очень важно, чтобы ребенок во время обучения чувствовал себя комфортно и безопасно. Наличие классной куклы может помочь укрепить это «безопасное», приятное пространство. К методам создания «ласкового» пространства с помощью куклы можно отнести»:
Куклы, особенно если они мягкие, сделанные из плюша, могут обнимать детей. Это поможет создать атмосферу тепла, уюта и контактного доверия. Важно, чтобы кукольный персонаж спрашивал: «Хочешь обняться?» Или «Можно я тебя обниму?» Если ребенок не хочет обниматься, то кукла может «дать пять», чтобы не вторгаться против его воли в личное пространство.
Дети могут осторожно гладить куклу, трогать её, что поспособствует разрушению барьеров, расслабления детей и для создания условий, позволяющих детям самовыражаться. Но важно предварительно объяснить, что и кукольному персонажу может быть больно и неприятно, поэтому нужно с ним обращаться бережно и аккуратно, как с настоящим.
Если ребенку грустно, кукла может помочь ребенку успокоиться, чтобы включиться обратно в образовательный процесс. Например, можно посидеть рядом с куклой, подержать её за руку.
Театральный персонаж может эмоционально реагировать: гневаться или даже заплакать. А это поможет рассказать детям об эмоциях на его примере.
- Посмеяться вместе с детьми
С помощью куклы можно при необходимости разрядить обстановку, помочь детям сбросить накопившееся напряжение через шутку.
Методы удержания внимания с помощью куклы: А) Пусть кукла сделает что-то смешное или необычное: кукольный персонаж может ярко реагировать и быть чрезмерно эмоциональным;
Б) Кукла может помогать сфокусироваться на важном моменте в процессе занятия;
В) Кукла может взаимодействовать с педагогом.
4. Моделировать разные ситуации: «Когда дело доходит до новых видов деятельности и ролевых игр, куклы могут стать лучшими партнерами. Кукла может попробовать первой выполнить задание и сделать несколько ошибок. Это покажет детям, что хорошо, если они не делают все правильно с первого раза. В конце концов, и у куклы получится все правильно. Она завершит ролевую игру и станет идеальной моделью для детей» - пишет в своем исследовании Кэтрин Харпер.
5. Участвовать во время разыгрывания детьми историй между куклами: Занятие будет более эффективным и увлекательным, если предложить детям разыгрывать собственные истории или жизненные ситуации. Конечно, дети и сами могут играть героев этих историй, но если это делать с использованием кукол, то дети смогут действовать более свободно и насладиться полетом фантазии.
Кроме того, с помощью куклы, дети, которые еще плохо разговаривают, тоже могут быть вовлечены в игровой процесс, так как они могут визуально реагировать через действия, когда у них нет слов.
6. Помогать детям в создании своих собственных историй: Дети могут придумать собственную историю или продолжить существующую. Например, выбрать свой маршрут по карте в стране «математика» или придумать происшествие с цифрами: есть сюжет, который резко обрывается, и мы предлагаем детям додумать – что же произошло дальше? Совместно выбираем одно продолжение и развиваем его. Для этого может понадобится больше, чем одна кукла.
Прим. В примере занятия в конце статьи говорится о создании «маленьких помощников» – кукол из носков, которых дети делают сами. Они живут в классе и используются на уроках. Дети могут рассказывать с помощью таких персонажей свои истории, вписывающиеся в концепт занятия.
7. Участвовать действием в конкретном упражнении (быть объектом): По мнению Кэтрин Харпер, «занятия намного веселее, когда кукла подыгрывает. Например, работая над формированием пространственных представлений, можно играть в такие игры, как «Кукла ближе, чем ручка или дальше» и т.д. Вариации бесконечны.»
8. Выступать в роли «приза»: «Кукла является инструментом, помогающим учащимся научиться вести себя в классе, и поэтому ее можно использовать в качестве приза для стимулирования хорошего поведения или вознаграждения за проделанную работу.»
Приз (кукла) может быть использована чтобы: А) Подержать в руках; Б) Говорить «До свидания» всем как главная кукла; В) Следить за одеждой куклы (например, помогать поправлять платье, прическу или застегивать пуговицы); Дети будут гордиться тем, что берут на себя ответственность за куклу во время урока, и знать, что они должны тщательно ухаживать за ней.
9. Создание кукол и создание персонажа. Изготовление кукол само по себе может стать отличным занятием и развить мелкую моторику учащихся. Можно попросить детей создать кукол с носами, ртами, глазами разных размеров, а затем сравнить их между собой. Можно создать другого персонажа, который будет отражать себя (ребенка, который его сделал) или выбранных ими воображаемых персонажей.
Доп. 10. Быть полноценным участником, разделять совместную деятельность При чтении какого-либо фрагмента, можно использовать (маппета), чтобы усилить драматический эффект книги. Кукла может сидеть на коленях педагога и быть частью аудитории слушателей, эмоционально реагировать на ключевые моменты истории или помогает переворачивать страницы. А еще можно заранее подобрать и спрятать в коробку реквизит, связанный с историей, а кукла будет его доставать, демонстрировать и удивляться вместе с детьми.