Анна Дегтерева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
Мы в соцсетях
Как играть с детьми в куклы на школьных занятиях, не привлекая внимания непонимающих коллег и обеспечивая детей необходимыми знаниями?
В нашей сегодняшней статье мы разберем удивительный инструмент, который может помочь включить в совместную игру и ведущего педагога и детей – участников образовательного события, создать альтернативное пространство, обеспечивающее большую свободу для совместных взаимодействий на уроках в школе и способствующих созданию занимательного игрового занятия.

Не секрет, что включение игры в образовательную деятельность, усиливает эффект обучения. В игре дети без особых усилий смогут не только приобрести знания, но и усвоить их, в дальнейшем применять на практике. Главное, чтобы педагог при использовании игры на школьных занятиях не делал для себя основной целью привлечение внимания детей и увеличение мотивации к освоению предметных знаний. Гораздо важнее сделать обучение каждого ребенка, принимающего участие в игровом занятии, ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ. Только в этом случае произойдет "активизация" эмоционально-мыслительных процессов, таких как наблюдение, сравнение, рассуждение и аргументирование. Это поможет превратить назидательный монолог учителя в открытый диалог с учениками. Как это сделать? Играть искренне, по-настоящему и вовлечено. А уже в процессе игры решать свои педагогические задачи.

Так что это за удивительный инструмент, который может прийти на помощь для решения «занимательного вопроса» и стать связующим звеном между обучением и игрой?

Это - театральная кукла. Именно театральные куклы на уроках в школе могут помочь в создании занимательного, значимого для каждого ребенка, занятия и решить большое количество педагогических задач.

Слово «puppet» имеет латинское происхождение от слова 'pupa'- «куколка», «маленькое существо». Все потому, что зритель воспринимает театральную куклу как живое создание, которое словно «осознанно» двигается и говорит.

Театральная кукла воспринимается как реальный персонаж, воплотившийся в жизнь прямо из страны воображения. Благодаря этому двойственному восприятию, кукла очаровывает и захватывает внимание, что можно использовать не только в спектаклях и постановках, но и при планировании и проведении занятий в школе. Именно театральная кукла способна одновременно помочь сфокусироваться на получении знаний и стимулировать детское воображение, поощряя творческую игру и открывая прямую дорогу к личностным открытиям каждого ребенка.
КАКИМ ОБРАЗОМ ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА ДЕЛАЕТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ?
Во-первых, куклы помогают задействовать эмоции ребенка (любопытство, удивление, недоумение и радость);

Во-вторых, благодаря тому, что кукла воспринимается как сверстник, то создается альтернативное пространство, которое обеспечивает свободу от ролей для открытого взаимодействия. В этом случае, давление минимизируется, и стеснительный ребенок или ученик с проблемами речи не будет бояться ответить на вопросы куклы.

В-третьих, благодаря использованию театральной куклы легче выстраивается диалогический подход, который стимулирует и предоставляет детям возможность сформулировать и озвучить свои идеи. При этом, уменьшается количество разговоров о личном или воспоминаниях среди обучающихся, так как дети сопереживают кукле и стараются помочь ей разобраться, объясняют ей. Этот метод «учиться обучая» был разработан еще в 1980-е годы французским педагог Жан-Поль Мартин. Объясняя и стараясь помочь кукольному персонажу, дети расскажут ему всё, что знают сами, а в процессе и узнают что-то новое, слушая друг друга.

Все это способствует созданию условий для организации занимательного занятия.

Игра игрой, а знания сами собой не появятся в голове у ребенка. Какие же с педагогические задачи можно решить при использовании театральных кукол?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕШИТЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ:
  • улучшить коммуникацию в группе;
  • создать позитивную среду в классе;
  • захватить внимание ребёнка (благодаря двойственности действия куклы на стыке реального и воображаемого);
  • повысить доверие детей по отношению к педагогу;
  • устанавливать и соблюдать принципы и правила, которые усваиваются на практическом примере нарушающей эти правила куклы;
  • создавать свои ритуалы, способствующие соблюдению установленных положений и создающие платформу для дальнейшей интеграции в общество;
  • работать с инклюзивным опытом: способствует развитию социальных и моторных навыков, а также реализации тактильных и эмоциональных потребностей детей с инвалидностью;
  • способствовать развитию детей, поощряя их личностные открытия через игру; помогать в преодолении страхов; отвечать, говорить перед публикой; разрушить "эмоциональный барьер»; возможность говорить на сложные темы;
  • изменить отношения детей к ошибкам;
  • развить их воображение;
  • способствовать присвоению и запоминанию новых знаний.

После того, как мы разобрались с плюсами использования театральных кукол, давайте поговорим о конкретных кейсах: какими бывают театральные куклы, что именно они могут делать в процессе занятия и как ими управлять?
ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ КУКЛА НА ЗАНЯТИИ?
(С опорой на статью Кэтрин Харпер 10 ways to use puppets in the ELT classroom)
1. Ошибаться:

Пусть дети попробуют исправить её преднамеренные ошибки. Например, когда кукла неправильно отвечает при решении примера или неправильно пишет цифру. Именно в этих ситуациях кукла может открыть свободное от давления пространство, где дети начинают высказываться, не боясь допустить ошибку.

Один из важных ключей к развитию ребенка: помочь детям увидеть хорошую сторону неправильного понимания вещей. Кукла может стать отличным примером того, что ошибаться – совершенно нормально.

Как кукольный персонаж может помочь детям научиться правильно реагировать на «ошибки»?

  • Дать детям понять, что он сам не все понимает, что это абсолютно нормально – чего-то не понимать.
  • Показать, что можно посмеяться над собой, если что-то не понимаешь, а не концентрироваться на неудаче.
  • Позволить детям учить себя. (Стать их учеником, пока они будут учителями).

2. Соблюдать придуманные ритуалы:

Установление предсказуемых действий помогает управлять классом. С помощью повторяющейся «рутины» дети быстро понимают, что от них ожидается. Можно придумать совместные ритуалы для класса и куклы. Например, кукольный персонаж может здороваться и прощаться с детьми в начале и в конце занятия. Интересоваться, как у них дела или что интересного происходит в их жизни. Это поможет улучшить контакт ребенка с куклой. Детям будет комфортно и интересно отвечать на расспросы кукольного персонажа, делиться своими впечатлениями и открытиями.

Последовательное и регулярное использование куклы для определенных видов деятельности («Время приветствия», «Прощания», «Как дела?») может быть использовано для перехода от одного вида деятельности к другому, позволяя сохранить при этом мотивацию и вовлеченность учеников.

Прим. В рамках занятий по математике можно таким образом формировать временные представления: а что было вчера? утром? днем? что будет завтра? и т.д.

Сделайте театральную куклу еженедельным «посетителем» класса. Пусть она расскажет детям о том, что она сделала с тех пор, как они в последний раз встречались. Это поможет поддерживать контакт с детьми, они будут ждать, когда кукольный персонаж придет к ним снова.

3. Создавать безопасное и комфортное пространство

По мнению автора книги «Покажи и расскажи» Кэтрин Харпер, «Очень важно, чтобы ребенок во время обучения чувствовал себя комфортно и безопасно. Наличие классной куклы может помочь укрепить это «безопасное», приятное пространство. К методам создания «ласкового» пространства с помощью куклы можно отнести»:

  • Объятия
Куклы, особенно если они мягкие, сделанные из плюша, могут обнимать детей. Это поможет создать атмосферу тепла, уюта и контактного доверия. Важно, чтобы кукольный персонаж спрашивал: «Хочешь обняться?» Или «Можно я тебя обниму?» Если ребенок не хочет обниматься, то кукла может «дать пять», чтобы не вторгаться против его воли в личное пространство.

  • Тактильность

Дети могут осторожно гладить куклу, трогать её, что поспособствует разрушению барьеров, расслабления детей и для создания условий, позволяющих детям самовыражаться. Но важно предварительно объяснить, что и кукольному персонажу может быть больно и неприятно, поэтому нужно с ним обращаться бережно и аккуратно, как с настоящим.

  • Утешение

Если ребенку грустно, кукла может помочь ребенку успокоиться, чтобы включиться обратно в образовательный процесс. Например, можно посидеть рядом с куклой, подержать её за руку.

  • Проявление эмоций

Театральный персонаж может эмоционально реагировать: гневаться или даже заплакать. А это поможет рассказать детям об эмоциях на его примере.

  • Посмеяться вместе с детьми

С помощью куклы можно при необходимости разрядить обстановку, помочь детям сбросить накопившееся напряжение через шутку.

Методы удержания внимания с помощью куклы:

А) Пусть кукла сделает что-то смешное или необычное: кукольный персонаж может ярко реагировать и быть чрезмерно эмоциональным;

Б) Кукла может помогать сфокусироваться на важном моменте в процессе занятия;

В) Кукла может взаимодействовать с педагогом.

4. Моделировать разные ситуации:

«Когда дело доходит до новых видов деятельности и ролевых игр, куклы могут стать лучшими партнерами. Кукла может попробовать первой выполнить задание и сделать несколько ошибок. Это покажет детям, что хорошо, если они не делают все правильно с первого раза. В конце концов, и у куклы получится все правильно. Она завершит ролевую игру и станет идеальной моделью для детей» - пишет в своем исследовании Кэтрин Харпер.

5. Участвовать во время разыгрывания детьми историй между куклами:

Занятие будет более эффективным и увлекательным, если предложить детям разыгрывать собственные истории или жизненные ситуации. Конечно, дети и сами могут играть героев этих историй, но если это делать с использованием кукол, то дети смогут действовать более свободно и насладиться полетом фантазии.

Кроме того, с помощью куклы, дети, которые еще плохо разговаривают, тоже могут быть вовлечены в игровой процесс, так как они могут визуально реагировать через действия, когда у них нет слов.

6. Помогать детям в создании своих собственных историй:

Дети могут придумать собственную историю или продолжить существующую. Например, выбрать свой маршрут по карте в стране «математика» или придумать происшествие с цифрами: есть сюжет, который резко обрывается, и мы предлагаем детям додумать – что же произошло дальше? Совместно выбираем одно продолжение и развиваем его. Для этого может понадобится больше, чем одна кукла.

Прим. В примере занятия в конце статьи говорится о создании «маленьких помощников» – кукол из носков, которых дети делают сами. Они живут в классе и используются на уроках. Дети могут рассказывать с помощью таких персонажей свои истории, вписывающиеся в концепт занятия.

7. Участвовать действием в конкретном упражнении (быть объектом):

По мнению Кэтрин Харпер, «занятия намного веселее, когда кукла подыгрывает. Например, работая над формированием пространственных представлений, можно играть в такие игры, как «Кукла ближе, чем ручка или дальше» и т.д. Вариации бесконечны.»

8. Выступать в роли «приза»:

«Кукла является инструментом, помогающим учащимся научиться вести себя в классе, и поэтому ее можно использовать в качестве приза для стимулирования хорошего поведения или вознаграждения за проделанную работу.»

Приз (кукла) может быть использована чтобы:

А) Подержать в руках;

Б) Говорить «До свидания» всем как главная кукла;

В) Следить за одеждой куклы (например, помогать поправлять платье, прическу или застегивать пуговицы);

Дети будут гордиться тем, что берут на себя ответственность за куклу во время урока, и знать, что они должны тщательно ухаживать за ней.

9. Создание кукол и создание персонажа.

Изготовление кукол само по себе может стать отличным занятием и развить мелкую моторику учащихся. Можно попросить детей создать кукол с носами, ртами, глазами разных размеров, а затем сравнить их между собой. Можно создать другого персонажа, который будет отражать себя (ребенка, который его сделал) или выбранных ими воображаемых персонажей.

Доп. 10. Быть полноценным участником, разделять совместную деятельность

При чтении какого-либо фрагмента, можно использовать (маппета), чтобы усилить драматический эффект книги. Кукла может сидеть на коленях педагога и быть частью аудитории слушателей, эмоционально реагировать на ключевые моменты истории или помогает переворачивать страницы. А еще можно заранее подобрать и спрятать в коробку реквизит, связанный с историей, а кукла будет его доставать, демонстрировать и удивляться вместе с детьми.

Если Вы беспокоитесь, что не сможете управлять театральной куклой, то следующая часть нашей статьи специально для Вас. Театральную куклу на занятиях в школе в качестве педагогического инструмента может использовать каждый учитель, так как кукла проста в управлении и не требует навыков профессионального кукловода. Она может ожить в руках у любого – и у взрослого, и у ребенка. Но чтобы облегчить управление главной ведущей театральной куклой, то можно воспользоваться следующими подсказками и хитростями
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛОЙ
(По статье PUPPETSFOREDUCATION&TEACHERSINSCHOOLS&NURSERIES)
Для управления театральной куклой не требуются навыки профессионального кукловода.

  1. Важно подобрать такую куклу, с которой удобно и комфортно будет работать именно Вам.
  2. Изучите движения своей руки: на что она готова с куклой, а на что без нее.
  3. Подберите движения, которые будут подходить к типу выбранной Вами куклой. Например, для маппета (как лягушонок Кермит из «Улицы Сезам» характерны кивательные и пружинящие движения.). Но при этом, нет необходимости заставлять куклу все время прыгать или кивать во время разговора.
  4. Избегайте длительного монолога куклы, так как движение, действие и использование реквизита иногда более эффективны, чем слова. Пусть персонаж сильно двигается или шумит только тогда, когда наступит подходящий момент.
  5. При использовании куклы с подвижным ртом (маппета или перчатной куклы) помните: дети следят за началом и концом предложения, но не за серединой! Поэтому нужно откройте и закройте рот куклы на первые несколько слов абзаца, а затем просто сконцентрируйтесь на том, чтобы кукла "дорассказала" свою фразу до конца
  6. Рот открывается на гласных и закрывается на согласных или, другими словами, рот открывается и закрывается один раз для каждого слога. Поэтому не нужно часто открывать рот кукле, когда она говорит. Если вы не хотите, чтобы кукла говорила «вашим» голосом, , то можно сказать детям: «(Имя персонажа) очень застенчив и может только шептать мне». Тогда появится возможность сосредоточиться на движении, жестах и реквизите.
  7. Не нужно быть профессиональным кукловодом, чтобы удерживать внимание класса, и нет необходимости быть чревовещателем, чтобы озвучивать театральную куклу. Ученики будут наблюдать за куклой, а не за Вашими губами. Потому что дети хотят, чтобы кукла была живой. Если управляющий куклой не пытается скрыть, что говорит он, а не кукла, то у слушателей не остается причин его разоблачать.
  8. Зрительный контакт очень важен: пусть кукла смотрит то на одного ребенка, то на другого, тогда будет казаться, что кукла, знает, о чем говорит. Отсутствие зрительного контакта также очень полезно – если при вопросе или обращении к кукольному персонажу, тот смотрит в потолок, то он явно пытается игнорировать оппонента.
  9. Важно следить за тем, чтобы ребенок видел куклу живой с того момента, как она появляется перед его глазами. По окончании занятия, кукольный персонаж должен вернуться в свой дом еще «живым», так как нужно следить затем, чтобы «магия ожившей куклы» сохранялась до конца.
ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЖЕСТЫ КУКЛЫ И КАКДВИГАЕТСЯ ЕЁ ГОЛОВА?
  • Опускающаяся голова выражает грусть
  • Медленные движения изображает депрессию или сонливость.
  • Неподвижная голова и «пустые» глаза в противоположном направлении выражают гнев и отторжение, поэтому нужно следить, чтобы кукла не была обездвижена совсем.
  • Наклоненная голова с движением вперед может выражать упрямство.
  • Голова в сторону будет выражать гнев или замешательство.
  • Быстрые взгляды вперед и назад выражают беспокойство Медленные взгляды на преподавателя, а затем в пол, выражают смущение или боль.
  • Пусть рот куклы будет немного открытым - это будет похоже на улыбку.
  • Плотное закрытие рта может отражать хмурый вид, особенно в сочетании с быстрыми отрывистыми движениями.

Если вы все еще думаете, что Вас осудят коллеги за то, что Вы играете в куколки, то вот вам еще обоснование, основанное на опыте зарубежных педагогов, почему это так важно делать.
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
Рассмотрим подробнее преимущества использования театральной куклы в школьном образовании на опыте зарубежных коллег, которые применяют кукол на уроках не только для дошкольников, но и для учеников начальных, средних и старших классов.

Кристи Бельфиоре в своей статье, впервые опубликованной в журнале TEACH, выпуск за январь/февраль 2013 г., описывает опыт использования педагогом Кариной Канчелли театральных кукол на занятиях в классе Монтессори в Торонто. По мнению Кристи Бельфиоре, «Куклы также являются прекрасным наглядным пособием для детей, сохраняя их внимание и активируя их участие на занятии. Дети более охотно учатся, когда им весело, а куклы являются "воротами" к открытию ума и привлечению знаний» На основе этой статьи мы сделали табличку с подсказками для обозначения основных преимуществ использования кукол для разных возрастных групп.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
В школах Лондона и Манчестера в Великобритании в 2008 году проводилось исследование с шестнадцатью учителями и их классами (с детьми в возрасте 7-11 лет).

Целью исследования было определить, поможет ли учителям использование больших театральных кукол построить необходимый диалог с детьми в процессе занятия? Благодаря таким методам, как наблюдение и интервью с учителями и детьми, были предоставлены доказательства: использование театральных кукол значительно увеличивает количество дискуссии на занятии, ориентированной на рассуждения и аргументы, и уменьшает количество разговоров среди обучающихся о своих воспоминаниях или личном.

Дети, которые обычно не отвечают на вопросы учителя, прилагают усилия, чтобы подробно объяснить свои ответы кукле, потому что они сопереживают кукольному персонажу. «Они упорно трудились, чтобы сформулировать и объяснить свои идеи театральной кукле (которая не понимает), а не учителю, который знает все ответы и будет знать, что они означают, даже если они плохо объясняют».

Благодаря использованию театральной куклы рождается «диалогический подход». Учителю предоставляется возможность легче понять «усвоение» учащимися необходимого материала на основе того, как дети преподают и объясняют урок, который они изучают, театральной кукле.

Кроме этого, это исследование также показывает положительное влияние кукол на мотивацию детей и вовлеченность в образовательный процесс.

Педагог из Австралии Оливия Караолис в своей статье на сайте Edutopia.org делится своим опытом использования куклы на занятиях в школе: "Я обнаружила, что дети более охотно общаются со мной и доверяют мне, потому что они ассоциируют меня с куклой. Кукла также вызывает чувство игривости и веселья – изменение ожидаемого поведения учителя и нарушение властных отношений, которые по своей сути являются частью школьного обучения – намеренно или нет."

По мимо вышеперечисленных преимуществ, на примере популярного американского шоу «Улица Сезам», можно выявить еще одно: куклы являются эффективным средством в инклюзивном образовательном опыте для школьников с особыми потребностями. Куклы, воспринимаемые как сверстники, могут продемонстрировать, как преодолеть те же препятствия, с которыми сталкиваются ученики. Они также могут стать отправной точкой для учителей, чтобы обучить школьников с особыми потребностями. Куклы могут помочь развить их социальные и моторные навыки, а также удовлетворить визуальные, тактильные и эмоциональные потребности особенного ребенка.

В статье The Power of Using Puppets in the Classroom говорится о том, что использование театральных кукол на занятиях еще и экономически выгодно. Театральных кукол можно изготовить самостоятельно и бюджетно из подручных материалов вместе с детьми на уроках изо или труда. Еще можно подключить старшие классы для создания образовательных видео-занятий с куклами. Также возможно изготовить кукол на заказ или приобрести готовых в бюджетном сегменте.

В статье 2019 года, опубликованной в International Electronic Journalof Elementary Education «Кукла как педагогический инструмент: Литературный обзор» говорится о том, что театральные куклы недостаточно используются в школьных занятиях. Авторы исследования Тарья Крёгер и Анна-Мария Нуппонен родом из Финляндии.
Они выделяют пять потенциальных преимуществ использования театральных кукол в обучающем процессе. О некоторых мы уже говорили коротко в первой части нашей статьи.

Содействие коммуникации

Создание позитивной среды в классе

Содействие творчеству
(Прим. Хотелось бы расширить этот пункт до активизации эмоционально-мыслительных процессов)

Развитие кооперации и интеграции в коллектив

Трансформация отношений

В этой статье авторы предполагают, что учителя редко используют кукол при планировании и проведении занятий в связи с тем, что они не знакомы со способами работы с ними или не знают о всех преимуществах кукольного искусства в школе.

Мы постарались исправить это, рассказав о преимуществах использования театральных кукол в школьном образовании, а также о конкретных кейсах по управлению и построению занятия с участием театральной куклы. Очень надеемся, что это повысит количество и качество «приобщения» кукольных персонажей к проведению школьных игрово-образовательных занятий.

Не бойтесь использовать театральных кукол в школе! Пусть у Вас всё получится! Делитесь своим опытом в комментариях.
P.S. По ссылке Вы можете посмотреть идеи для занятий по математике для детей 4-6 лет с участием театральных кукол со сценарием одного из первых занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Статьи и материалы периодической печати

  1. Сорокина Н. Ф., Кукольный театр — детям. Театр марионеток.- «Музыкальный руководитель», 2009. – том № 5 - с. 224
  2. Модина И.А. Освоение детьми 5-7 лет образовательной области "Речевое развитие". Развитие звуковой культуры. – Волгоград. Учитель, 2015 г. - Издание 2-е, переработанное. - 70 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda