Когда я смотрю спектакль, меня часто мучает вопрос: что объединяет всех его участников? Что действительно мотивирует людей преодолевать энтропию вместе - делать постановку коллективом?
Когда мы только знакомимся – нам не нужно ничего чтобы быть вместе, достаточно шалаша толерантности
[1] (поначалу легко игнорировать непонятные особенности друг друга) и готовности тратить время на развитие отношений, которые без дров не горят и не греют.
Если мы хотим быть друг другу больше чем просто горожанами – приходиться признать, что толерантности недостаточно, а горизонтальные связи не очень крепкие и глубокие. Большинство повседневных практик общения строится на осознанности, интеллектуализации, стремлении к индивидуализации и независимости, – являются своеобразными практиками одиночества. Но далеко не все члены современного социума могут приспособиться к такому миру – ни наши дети, ни наши старики – может быть, независимость, в том числе и бытовая, не ценность для них? Не выкидывать же их за борт нашего повседневного праздника!
Поиском таких форм культуры, где все участники общаются друг с другом и вместе развиваются, стало целью нескольких человек в 87-88 годах прошлого века. Вот буквально ходили по квартирам, приглашали людей, и не в последнюю очередь молодежь с инвалидностью. Коллектив педагогов и волонтеров –
общественная организация «Круг», в течение последних 30 лет реализует проекты разного масштаба: особая школа для детей с интеллектуальными нарушениями, еженедельные занятия в инклюзивных группах, постановочные проекты,
фестиваль Протеатр (панорама спектаклей с участием людей с инвалидностью). Вся системная работа Круга – это создание условий и реализация программ, использующих разнообразные социокультурные практики для полноценного развития ребенка, поиск адекватной формы развития субъектности каждого члена коллектива.
Ядром социокультурной деятельности является театр, в "Круге" в каждой программе (реабилитационной, образовательной, инклюзивной, родительско-детской) присутствуют разные формы театра: театр на теле, театр на столе, теневой театр, сюжетно-ролевая и театрализованная игра, пластический театр.
Вот что говорит о ценности театра как коллективной практике Наталья Попова, руководитель общественной организации "Круг": "Театр как форма культуры демонстрировал приемы сенсорной интеграции. Сейчас сенсорной интеграцией занимаются по преимуществу специалисты, но, судя по всему, потребность в ней растет – все больше детей нуждаются в удовлетворении сенсорного голода. В театральном действии происходит интеграция всех видов восприятия, создается основа для формирования целостной картины мира, единый телесно-экспрессивный код, развивается чувствительность к телесным выражениям другого человека, формируются ценности для данной группы и новый язык коммуникации". (Семинар "Подготовка особого актера в инклюзивном коллективе").
Театральные практики развивают восприятие и служат фундаментом для развития рефлексии, приемов и форм коммуникации. Есть масса средств (в том числе наркотических) и технологий, обостряющих или меняющих восприятие. Развивают ли они наши коммуникационные навыки, помогают ли нам понять друг друга лучше и точнее, делают ли наши отношения более открытыми, долгосрочными и устойчивыми? В нашем случае театр является альтернативным пространством! Здесь мы ловим совместное настоящее и созидаем общее будущее. Устойчивое выражение "театр – лучший из миров" не всегда соотносимо с поисками современного театра, но в этом смысле особенно интересны эксперименты в театральной инклюзии. "Это масштабная лаборатория культуры!" (НП, учредитель фестиваля «Протеатр»). Сегодня, когда инклюзивных проектов, как грибов после летнего дождя, разнообразие поражает и вдохновляет!
Наталья Попова педагог и режиссер Интегрированной театральной студии ИТС «Круг», часто говорит, что наше будущее – полимодально
[2] . Некоторые считают, что это красивая утопия. Другие участвуют в жизни общественной организации «Круг» (в том числе в постановочной работе).
Интегрированная театральная студия начала свою работу в 1995 году в рамках реализации социокультурных проектов и образовательных программ общественной организации РОО СТР "Круг", (начало деятельности 1987; с 2007 реализуются авторские программы в структурном подразделении Центра детского творчества ГБОУ ДО ЦДТ "Строгино"). ИТС Круг – это молодежь без и с инвалидностью (например, с такими диагнозами как ДЦП, аутизм, шизофрения, соматические проблемы и генетические заболевания, и т. д.), включая профессиональных актеров, музыкантов и специалистов в разных областях – это нейроразнообразное сообщество.
[1] Например, понятие "толерантность" в сборнике статей, посвященном описанию возможностей объединения горожан на пути качественных изменений в жизни мегаполиса, определяется так: "Толерантность означает лишь то, что мы готовы мириться с некоторыми вещами, которые нам активно не нравятся (иначе это не толерантность, а, например, безразличие), — но в рамках определенных границ и до определенных пределов". С.24,
Куренной В.А. Сила слабых связей. Горожанин и право на одиночество// В кн.: Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?. М.: Strelka Press, 2017. С. 14-29.
[2] Понятие "полимодальность" чаще всего используется в контексте психологических, педагогических исследований в сочетании с темой развития когнитивных способностей и редко встречается в искусствоведческих или культурологических дискурсах. "Полимодальность восприятия имеет структуру из восьми модальностей: кинестетической (восприятие двигательной активности), гаптической (активное осязание), висцеральной (восприятие внутренних органов, системных чувств, явлений ноцицепции), обонятельной, вкусовой, слуховой, зрительной, восприятие энергии".
Бандурка Т.Н. Экспериментальное исследование полимодальности восприятия у субъектов образовательного процесса // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. 2010, С.213-218.