Меня зовут Аня Мухамедзянова, с августа 2022 года я работаю куратором зрительских программ в Красноярском ТЮЗе.
Мне повезло прийти в театр, в котором нет необходимости отстаивать важность социокультурной деятельности. Директор театра Наталья Кочорашвили и художественный руководитель Роман Феодори пригласили меня делать то, что я умею, заранее доверяя мне и понимая важность и ресурсность этой работы.
В нашем театре социокультурная работа со зрителем ведётся более 10 лет, в разное время ей занимались и артисты нашего театра, которые проводили обсуждения, основываясь на методах театральной педагогики, и приглашенные специалисты из других городов, например, театровед Антон Алексеев делал упор на образовательную составляющую в работе со зрителем, – лекции по истории театра, встречи с постановочными командами и работа над насмотренностью, иначе говоря, формирование зрительской экспертности.
Вся история Красноярского ТЮЗа, каким мы знаем его сейчас, сопровождалась не только успешными спектаклями, но и успешной, пусть и не всегда регулярной работой со зрителями, которая появилась, когда художественным руководителем театра назначили режиссёра Романа Феодори – он задал курс на создание среды, в которой сосуществуют социокультурные проекты и спектакли. Среди наиболее известных и регулярных я хотела бы выделить два проекта – Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка» под кураторством Олега Лоевского и конкурс творческих заявок «Арт-маркет».
Так, вполне логичным стало появление направления ТЮЗ+. Оно возникло в театре полтора года назад с приходом режиссёра Ксении Пещик: спектакль стал поводом поговорить не только об искусстве, но и о том, что нас окружает в повседневности. Например, к спектаклю «203 платья» Ксения придумала проводить Гаражную распродажу, а к спектаклю по комиксу «Расцветает самая красная из роз» – сеанс коллективного рисования и лекции о комиксах с местной командой комиксистов KRAS COMICS CULT.
ТЮЗ+ как серия событий, которые направлены на вовлечение зрителей в художественный контекст, театральный и шире – культурный – помогает и мне выстраивать другое отношение к зрительской программе.
Изучив опыт коллег, которые работали со зрителем в театре ранее, и познакомившись с Ксенией и её взглядом на создание контекстов вокруг спектаклей, я решила отнестись к зрительской программе, выбрав принцип «зритель как соавтор-собеседник». Я имею в виду, что, проводя обсуждения, выстраивая коммуникацию со взрослым и подростковым зрительским клубом, я всегда проверяю свои теории относительно художественного мира спектакля. Моя картина мира после наших разговоров расширяется и становится более полной – наши зрители, которые смотрят много фестивальных спектаклей, привезенных из разных городов России, уже достаточно насмотрены, чтобы задаваться вопросами «зачем» и «почему» и разгадывать режиссёрские ходы.
На недавней лаборатории драматургии и режиссуры «Вешалка» в эскизе режиссёра Евгения Закирова по Бунину «Чистый понедельник» главная героиня была босой. Мы обсуждали этот эскиз с одиннадцатиклассниками, и, отвечая на другие вопросы, ребята брали паузу, чтобы подумать, а тут сходу ответили: «да понятно, почему она была босиком, она же не такая как все и стремится к свету, чистоте и духовности».
К слову, после обсуждений спектаклей ко мне подходят коллеги – артисты и режиссёры – и спрашивают, что в этот раз рассказали зрители. С режиссёрами Ксенией Пещик и Муратом Абулкатиновым мы поддерживаем связь и обсуждаем обратную связь зрителей постоянно.
Для меня очень ценно то, что я могу выступать проводником между зрителями и постановочной командой, и буквально цитируя, записывая голосовые сообщения в мессенджерах, открывать коллегам то, что они сами создавали и о чём даже не задумывались.