Инструкция: Учащиеся объединяются в пары. Каждый человек вытягивает карточку, на которой написана какая-либо эмоция или чувство (например, грусть, ностальгия,огорчение, радость, сострадание).
Задача: объяснить своему партнеру, что написано на карточке, не прибегая к простым загадкам или подбору синонимов. Можно изобразить, сыграть эту эмоцию, можно описать ее словами, с помощью бытовых ситуаций или ассоциаций.
После того, как пары проработали свои карточки, ведущий просит поделиться своими впечатлениями о работе, рассказать, что оказалось проще: изображать эмоцию или описывать словами, как проще и интереснее угадывать, с какими сложностями пришлось столкнуться.
Если какие-либо эмоции не были отгаданы, их загадывают снова, но теперь уже всей группе.
Необходимое оборудование и реквизит: Карточки с названиями эмоций или чувств.
Время на проведение: - объяснение условий задания, раздача карточек – 2 минуты;
- работа в парах – 5-7 минут;
- время на обсуждение - около 10 минут;
- коллективное отгадывание сложных случаев – от 5 минут.
Таким образом, время проведения упражнения - около 30 минут. Оно может увеличиться, если есть возможность подольше пообсуждать или же загадать каждому по два и более слова в парах.
Основные цели и смыслы проведения упражнения: Упражнение помогает понять, как трудно найти нужное слово для выражения чувства, эмоции, с одной стороны, и как трудно понятно донести свои чувства и эмоции до партнера – с другой.
Кроме того, упражнение учит находить культурные средства для выражения эмоций (например, гнев, ярость, восторг выражать не с помощью бурных криков и резких движений, а рассказывая о чувствах в ситуациях).
Упражнение помогает постичь внутреннее строение слова, его «анатомию», которая тесно связана с глубинной сущностью эмоции. Так можно почти на вкус понять, насколько горьким может быть огорчение и сладким наслаждение.
Комментарии: Можно попробовать, как вариант, попросить изобразить или описать одну и ту же эмоцию нескольких человек. Обсудить, что общего в их понимании и что различается. Возможно, это поможет уловить оттенки чувства.
Так же можно дать на карточках не весь спектр эмоций и чувств, а только конкретную группу. Возможно, это будет полезно на уроках литературы при проработке характера персонажа или мотивов его поступков.