Якоб Кёрбу (Дания)
От детской истории к спектаклю
Перевод Алисы Ивановой
Мы в соцсетях
Подчас очень трудно найти хорошую пьесу, в которой затрагивались бы темы, волнующие ребенка. Метод, описываемый в этой статье - это одна из возможностей создать спектакль о детях и для них, независимо от количества детей в группе, их возраста и пола.

В течение многих лет я работал по этому методу с детьми, не подготовленными профессионально – школьниками, воспитанниками различных учреждений социальной защиты. Безусловно, по этому методу можно работать и для создания спектакля в детском театре.
Размышления о методе
Театр – это всегда повод поговорить о чем-то важном, о том, что волнует, о том, что дорого нашему сердцу. У всех нас – у взрослых и детей – есть что-то, что болит или радует, и о чем мы хотели бы рассказать. Точка отсчета в этом методе – жизнь ребенка: его переживания, опыт, надежды, мечты, страхи. При этом хочу подчеркнуть, что задача этого способа работы с детьми – создание театрального спектакля и было бы ошибкой относить его к психотерапевтическим методикам.

Но осознание себя, самоанализ, если угодно, необходимая составляющая процесса работы над спектаклем, основой которого являются жизненные истории ребенка. В первую очередь необходимо понять и проанализировать личную историю, рассказанную ребенком, а после доработать ее вместе со всей группой участников так, чтобы она приобрела значимый для всех участников смысл, и возможно, открыла в себе дополнительные постановочные возможности.

Давая детям возможность выразить себя, мы тем самым создаем условия для влияния на процесс «творения» будущей жизни, в центре которого находится каждая отдельно взятая личность. Поэтому этот метод всегда есть предпосылка для создания демократического общества.
Шесть этапов методики
Методика делится на 6 этапов:

  1. Подготовка
  2. Разработка проекта
  3. Сбор материала для спектакля
  4. Работа с материалом
  5. Постановка спектакля
  6. Спектакль
1. Подготовка
Все говорят «да»
Все дети-участники до начала проекта должны принять однозначное добровольное решение участвовать в проекте.
Цель – создание спектакля. Все из нас делают все, что нужно для процесса прдготовки спектакля. Мы творим его вместе, поэтому каждый может предлагать все, что он считает нужным, для того, чтобы спектакль получился.
Но мы также должны уметь принимать идеи другого и делать все возможное для реализации этих идей.

Тема
Тему нужно найти. Это должна быть близкая всем и, в то же время, достаточно широкая тема. Это может быть «Школа» или «Взаимоотношения взрослых и детей», или «Любовь», «Надежда», «Мечты о будущем», и др., то есть о жизни самой! Главное, чтобы это было нечто важное для всех участников, и чтобы у каждого имелся опыт в выбранной области. Это то, что положит начало для того, чтобы каждый вложил себя в спектакль.

Структура
Структура отвечает требованиям, предъявленным методикой. Необходимо спланировать процесс как весь процесс создания спектакля, так и каждую репетицию, причем сделать это так, чтобы у каждого участника была необходимая свобода для творческого самовыражения, и чтобы в целом было движение к результату. Конечно, «по дороге» структура будет меняться, так как возникнет необходимость ее адаптации к материалу, полученному в процессе работы, но если структура не спланирована заранее, тогда нечему будет изменяться. Для того, чтобы появилась возможность спонтанных изменений, необходимо тщательно и загодя спланировать весь процесс создания спектакля.
2. Подготовительный этап (разминка группы)
Задача этого этапа – создание условий, где каждый мог бы без боязни рассказывать о себе. Поэтому руководитель должен создать доброжелательную, дружескую атмосферу, где никого не осуждают и не оценивают, а принимают таким, каков он есть. Это достигается не столько разговорами и объяснениями, а уважетельным и бережным отношением руководителя к каждому участнику проекта. Помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, могут увлекательные театральные игры и упражнения, которые разомнут его физически, энергетечески и эмоционально. Высокий заряд положительной энергии и эмоциональности с самой первой встречи – залог успешности работы.
3. Как собирать материал для спектакля
«Мозговой штурм»

Мы начинаем с «мозгового штурма», который разрабатывает тему, выбранную для будущего спектакля. Участники спонтанно и свободно говорят слова или целые предложения, которые у них ассоциируются с выбранной темой. Важнейшим условием техники «мозгового штурма» является полное отсутствие всякой критики, потому что задачей его («штурма») является раскрепощение сознания и творческого подсознания каждого участника. Как правило, во время «мозгового штурма» слово, сказанное кем-либо из участников, рождает у других массу ассоциаций, поэтому процесс, ответвляясь и развиваясь, все-таки остается в русле заявленной темы.
Сразу после «мозгового штурма» руководитель объединяет все названные слова и предложения по смысловым подгруппам и называет их. Эти подтемы явятся отправной точкой для следующего этапа работы над спектаклем.

Рассказывание историй

Участники распределяются по группам в 4-6 человек. Каждый в группе рассказывает историю или ситуацию, навеянную подтемами, родившимися во время «мозгового штурма». Необходимо, чтобы это была история, которую пережил сам рассказчик или кто-то из его близких знакомых, родственников, друзей. Условием работы в группе является то, что истории запрещено обсуждать или коментировать – это часть жизненного опыта личности, и к нему необходимо отноститься всерьез. После того, как все истории рассказаны, группа выбирает одну или несколько историй, они инсценируются и потом предъявляются участникам других групп.
Для подготовки «сценки» или «сценок» участником дается не больше 20 минут. Такой жесткий временной лимит требует напряженной вовлеченности в работу и не оставляет время для дискуссий, которые могут уничтожить живую жизнь истории.
Все сюжеты маленьких представлений записываются на больших листах бумаги и водружаются на стены репетиционной комнаты, чтобы все участники проекта могли быть в курсе процесса создания спектакля и могли так или иначе влиять на него. Собравшись вместе, участники проекта говорят об увиденном и о самих историях: почему она могла случиться, что могло быть потом и пр. Работа над пьесой продолжается в новых группах, на основе прежних историй рождаются другие, которые, в свою очередь, записываются на ватманских листах.
В результате подобной работы тема неизбежно начинает сужаться, но для руководителя важно как можно дольше сохранять открытость новым поворотам темы, новым возможностям и новым подтемам.

Материал для сценария

Таким образом идет сбор материала для спектакля и одновременно с этим процесс освоения минимальных актерских навыков.
В самом начале работы творческие предложения участников, как правило, более, чем скромные. И это естественно. Но надо же с чего-то начинать. Руководитель не может требовать от участников чего-то, что может быть немедленно использовано в спектакле.
Важно в самом незначительном, на первый взгляд, предъявлении рассмотреть нечто стоящее и вырастить это стоящее до возможно большей высоты. Так или иначе, все что было высказано, показано, упомянуто – является шагом по направлению к спектаклю.
Единственное, что не разрешено группам – приходить после двадцатиминутной работы ни с чем. Как правило, этого никогда и не происходит. Если чего-то ждешь – это случается.
4. Как работать с материалом
Форма
Для собранного материала должна быть найдена обобщающая его сценарная форма для того, чтобы дальше работать с материалом и понимать, про что ставится спектакль. Этой обобщающей формой может быть место действия всех или многих импровизаций (школа, двор, вечеринка, дача, железнодорожная станция и т.д.). Или в качестве такой формы может быть выбрана одна из историй, которая могла бы объединить все остальные. Короче говоря, необходимо найти общий знаменатель для всех индивидуальных сюжетов, который объединил бы их в один общий сюжет.

Решения
Именно на этом этапе принимаются важные решения по поводу будущего спектакля, и сейчас уместно обсуждать идеи, которые рождаются. Важно хорошо подготовиться к этому этапу, чтобы не потерять материал, который кажется интересным и отказаться от того, от чего можно отказаться. Поэтому, повторюсь, к этому этапу надо хорошо подготовиться, чтобы соединить разрозненные куски в единое целое. Этот процесс требует драматургического мышления и использования всего спектра театральных возможностей, чтобы неумелые детские импровизации «заиграли» на сцене. Ответственность за выполнение этих задач несет на себе руководитель, так как он понимает в театре больше других.

Сценография, костюмы, техника.
Когда мы знаем, о чем будет наш спектакль, мы можем начать думать о том, как организовать пространство на сцене, о том, какие нужны костюмы, свет, звук, реквизит.


От реальности к художественности
Подавляющее большинство детских импровизаций, включенных в окончательный сценарий значительно, видоизменяются по сравнению с тем, какими они явились в оригинале. Над всеми «сценками» надо работать, развивая основную идею, заложенную в ней. Как до этого все работали, готовя импровизации, так и теперь все включаются в работу по подготовке спектакля, предлагая свои решения по поводу дальнейшего развития идей, заложенных в импровизациях. Различные идеи имеют различные формы выражения. Это могут быть поэмы, песни, монологи и пр. Песни и игры из этапа «разминка» могут быть также включены в спектакль. Драматургическая основа, сценарий должен быть прописан на бумаге. Подобная проработка дает возможность добраться до глубин.
И на этом этапе мы работаем вместе: читаем друг другу написанное, поем сочиненное, показываем придуманное, критикуем, хвалим и т.д.
5. О режиссуре
Когда режиссер работает с большой группой детей, ему практически невозможно работать с каждым ребенком. Поэтому большая доля ответственности и творческой свободы ложится на плечи самих участников: с одной стороны, им приходится думать самостоятельно, принимать решения самостоятельно, использовать фантазию и воображение, т.е. много брать на себя. С другой стороны, им надо сотрудничать, т.е. принимать идеи другого, следовать общему замыслу, подчиняться воле товарища, выступающего в роли режиссера.

Постановочный период короткий, но нервный. Короткий, потому что многое уже сделано: ничего не надо учить наизусть, дети уже знакомы с материалом, они сами его придумывали. Нервозный, потому что режиссеру нужно найти самые разумные возможности, чтобы оптимально использовать материал. Никогда не поздно ничего поменять, потому что в процессе общей деятельности мы привыкли работать быстро и стали более восприимчивы к идеям других.
6. О спектакле
Метод предполагает нетрадиционные театральные подходы. В спектакле, созданном по этому методу, не может быть главного или главных героев, существующих на протяжении всего действия. Мы хотим, чтобы все участники присутствовали на сцене как можно больше (когда дети на сцене, а не в кулисах, легче наладить порядок и тишину). Структурируют спектакль сами истории, которые могут дополнять друг друга или, наоборот, контрастировать друг с другом. За три дня до спектакля никто из участников не верит, что из этого хаоса что-нибудь получится, но, когда открывается занавес, выясняется, что все на своих местах и готовы выложиться во имя успеха спектакля. Суета и неразбериха последних дней сменяются радостным возбуждением и общей энергетической заряженностью.

Как не похоже то, что было в начале на то, что происходит сейчас. В самом начале все держалось на энергии и напористости режиссера, потом, когда в процесс оказались вовлеченными сами участники, режиссер превратился в исследователя и сочинителя спектакля, а к премьере общий поток энергии управляет процессом. Руководители и участники ощущают себя одной сплоченной командой, каждый член которой вносит свой значительный вклад в сложную совместную работу. Это удивительное чувство.

Я очень многому научился, работая с российским детским театром. Я надеюсь, что этот и подобные методы в свою очередь окажутся полезными для детского театра России. Мы все необыкновенно нуждаемся в методиках, которые позволяют во главу угла поставить детскую историю – детскую жизнь. И нам, взрослым, и всему обществу надо учиться внимательно вслушиваться в детские голоса: дети – наше будущее, и им есть, о чем нам рассказать.


Текст впервые напечатан в Сборнике "Детский театр - это серьезно" в серии РОСТ (Ребенок, Общество, Семья, Творчество), издательство СПб ГДТЮ, 2002 г.


Благодарим Евгения Юрьевича Сазонова Художественного руководителя ТЮТа заслуженного работника культуры за предоставление текста.

Здесь можно посмотреть небольшой фрагмент видео, где Якоб Кёрбу ведёт занятие с детьми.


Мы также предлагаем вашему вниманию похожие материалы блога "И ТП, И ТД: театральная педагогика и театр детей":

  • Алексей Иващенко. От научного материала к художественному высказыванию (читать)
  • Анастасия Незамутдинова. Документальный театр. Современный театр, как альтернативный метод работы с современным подростком (читать)
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda