Есть такой совет режиссерам, думаю, учителям литературы он тоже пригодится. Представьте, что к Вам пришел друг и принес свою книгу, - вот, написал, дарю, можешь изучать, ставить! Это к вопросу о творческой смелости и о сомнениях по поводу своего мнения. Герой или не герой Акакий Акакиевич, - хороший вопрос для совместного поиска, но, когда учитель заявляет: «Акакий Акакиевич – не личность», и любое высказывание учеников воспринимает как покушение на истину, образование превращается в скуку. А для того, чтобы разжечь искру интереса к чтению, нужно быть в постоянном поиске самому и суметь вовлечь в этот поиск своих собеседников, учеников, в театре - актеров и зрителей.
Итак, если есть тот звон, что звучит в унисон с текстом Автора, будьте смелее! А дальше начинается долгий процесс, во время которого надо помнить и не утратить первый толчок.
С романом Саши Соколова «Школа для дураков» я жила четыре года, прежде чем мы начали делать спектакль. А до этого когда-то очень давно прочитанный нереальный, порой без единого знака препинания, текст поразил меня и остался в памяти в образах и ассоциациях. После долгих собственных вопросов и ответов можно дать жизнь этим ассоциациям в совместных с учениками поисках. И тут начнется самое интересное. К примеру, что это за станция, на которой Ты оказался один поздним вечером, нет, уже ночь, фонарь качается и скрипит, мимо проносится поезд, товарный, длинный… И почему-то у каждого в памяти есть такая станция, я услышала ее звуки в первом этюде по тексту Саши Соколова. Я услышала и узнала «свои» цикады, помешивание ложечкой в купе вагона, девушку с букетиком сирени, и я была одновременно и внутри поезда, и на перроне, и в ветках деревьев. Потом это все обретет форму, телесность, а пока очень важен общий настрой, преддверие любви к Автору.
Авторский текст начинает захватывать и требовать себя целиком. После перечитывания «Войны и мира» уже в четвертый раз забываю о своем решении ставить «свое отношение» к роману: такими скудными оказываются собственные мысли. Чтобы не потерять себя, надо уметь «выходить» из материала, оглянуться на свои первые вопросы. Они могут теперь, после проникновения в текст, зазвучать по-другому. Но текст может и обнажить то, что перестало резонировать, развиваться.
Читатель, как и зритель, должен видеть в любой истории свою сегодняшнюю жизнь. Особенно важен разговор о себе, живущем в это время и в этом месте, с подростками. Они вступают в период противоречий, испытаний, возникает потребность понять, контролировать себя в бурных проявлениях. Поэтому темы любви, предательства, одиночества становятся им так необходимы. Но в этом разговоре о жизни всегда должно оставаться место поэзии, Слову, парадоксу, который способен разрушить стереотип восприятия. Твои личные переживания могут быть похожи на переживание героя, но в театре мы создаем особый мир, другую реальность, и в этой реальности к тебе тоже иногда приходит Муза, иногда эта Муза капризна, как та, что пришла к Поэту в «Давайте восклицать» и, увидев его корыстное желание, начала диктовать уже давно известное, написанное другим поэтом: «У Лукоморья дуб зеленый». В состоянии диалога с автором (или Музой), осознаешь вдруг, что Наташа Ростова никогда не стала бы комсомольским вожаком, но могла попасть на глаза Берии, проезжавшим мимо нее в черном авто по улицам Москвы… Что ощущение красоты окружающего мира может быть не только романтичным, то и глубоко трагичным, как у «Другого» Саши Соколова… Что народ всегда надеется на своего Царя, а Царь – на свою Секретаршу («Давайте восклицать» по сказкам Пушкина). Начинается процесс сопереживания с героем.
Для меня всегда важно понять отправную точку в характере героя, его главный вопрос в жизни. И если выбирать, что движет историей, характер или сюжет, я всегда выбираю характер. Характер героя проявляется всегда в реальном действии, которое составляет суть театра. В этом одна из загадок работы с литературой: быть очарованным словом Автора и, находясь к нему в глубоком почтении, суметь расчленить и выбрать только самое нужное для собственного понимания, в том числе и понимания поступков его героев. И если есть болевая точка к произведению в целом, то понимание главного героя тоже приходит через глубоко присвоенную мысль. Может быть, это «зерно» характера, которое, как писал Станиславский, определяет смысл и всего произведения, «и смысл каждой из составляющих его ролей». (К. С. Станиславский, «Работа актера над собой»).
Образ зерна для меня – это не нечто застывшее, хранящее в себе будущий росток, это сила, необъяснимая, заложенная внутри и рвущая любую, даже немыслимую, преграду. Сумел же Акакий Акакиевич преодолеть свою застенчивость и всего себя, чтобы получить свою мечту. Но «Шинель» - это так, к слову. Может быть, когда-нибудь… А Островский и его Бальзаминов в жизни нашего театра имели огромное значение в изменении взглядов на главного героя. Трижды мы брались за эту пьесу, два раза наш Бальзаминов был все тем же глупым Мишей, неудачником, которого ведут обстоятельства, а в третий раз он стал настоящим героем, уверенным, идущим к цели, порой, как Гамлет, находящимся на распутье. Время действия объединило двадцатые годы XX века и наши дни.. И, хотя это страшно звучит, - готовность продаться ради денег, - но наш герой убедителен, он такой, как большинство молодых людей.