Или им такой тип театра казался неинтересным или люди, сильно любящие свой город обижавшиеся на то, что режиссер, приехавший сюда работать, а значит и жить, поднял вопрос о том, что решение уехать из города может оказаться для его юных жителей правильным: «Как он может провоцировать подобную непатриотичность?» Борис Павлович всегда воспринимал это с юмором и сглаживал конфликтную ситуацию, объяснял, что мы никого ни к чему не призываем и не обязываем.
- Как ещё, помимо обсуждений, осуществлялась обратная связь?
- Люди активно писали посты в соцсетях, в театр приходили представители СМИ, у участников брали интервью. Не было такого, что мы «отпремьерились», и спектакль зажил своей размеренной самостоятельной жизнью. Пока он игрался, он всегда сопровождался обостренным вниманием. Сегодня одни приходят и что-то у нас спрашивают, завтра другие. Ну, и конечно, учитывалось то, что мы ещё школьники, и всё это внимание и обратная связь не сваливались на нас сразу, а распределялись равномерно в течение всего сезона. На гастролях по области спектакль воспринимался примерно с той же актуальностью, что и в городе, рождал диалог. На гастролях в Москве и Петербурге наш спектакль уже рассматривали, как эксперимент, как опыт, который может быть применен в другом городе.
- Как сказалось в вашей школе то, что Вы не учились целых два месяца?
- Не было ощущения, что я что-то пропустил. Я на тот момент, только что поступил в лицей, для которого большое значение имеет творческая жизнь. Для них было важно, что их учеником станет участник такого интересного проекта. Они меня поддерживали и поощряли. И я до сих пор поддерживаю с ними творческую связь. Я там делаю театральный фестиваль, надеюсь, что этим летом он повторится, станет традицией. И в ходе этого фестиваля будет развиваться, в том числе и социальная активность. В течение недели на фестивале происходят творческие встречи с артистами театра и кино, педагогами ГИТИСа и Школы-студии МХАТ. Они приезжают и создают вместе с ребятами что-нибудь интересное.
- Что этот проект привнес в культурную жизнь города?
- Борис Дмитриевич руководил театром семь лет. И проект «Я (не) уеду из Кирова» был реализован примерно посередине этого периода, за который в театральной жизни города произошло ещё много нового. Это было продолжением его творческих поисков, которые на этом не закончились. Позже родился ещё спектакль «Алые паруса», который тоже был событием не исключительно театральным и тесно переплетался с жизнью и историей города. Александр Грин прожил в Вятке довольно долгое время. У нас в городе есть музей-квартира Грина и памятник ему на набережной. В сюжет спектакля вплетались размышления жителей о Грине и о городе, разговоры с сотрудниками музея. Само по себе то, что Павлович семь лет работал в городе – значимое, прекрасное и счастливое для города событие. Событием стало и его расставание с театром. Он предупредил об этом заранее, и город пришел провожать его на вокзал. Я это тоже хорошо помню. Пришли не только сотрудники театра и его зрители, но и участники драматической лаборатории. Борис Павлович создал эту лабораторию для студентов всех ВУЗов нашего города. И люди, чья профессия напрямую вовсе не обязательно была связана с творчеством, получили возможность заниматься там. Занятия проходили два раза в неделю. В основном, туда ходили студенты педагогического и политехнического университетов, занимались актёрским тренингом, иногда выпускали спектакли. Театрального ВУЗа в Кирове нет. Это такой театр не для профессии, а для жизни. Пока я учился в ГИТИСе, я тоже, в какой-то степени, принимал участие в работе этой лаборатории. Катя Лучникова, магистрант программы «Социальный театр» в ГИТИСе, которая предложила Вам со мной пообщаться, тоже там занималась.
С отъездом Павловича, Киров, конечно, в какой-то степени осиротел. Но что-то им начатое, продолжает развиваться. Однако таких проектов сейчас немного. Балетмейстер Ирина Брежнева, работавшая вместе с Борисом Павловичем, продолжает оставаться балетмейстером Кировского ТЮЗа и занимается, кроме всего прочего, инклюзивными проектами. Она сделала спектакль «Во сне я вижу» с участием слепых и слабослышащих детей. Про наш спектакль я уже рассказывал. Обсуждения со зрителями продолжают происходить после любых спектаклей, а не только социально значимых. Но это, конечно, не вызывает такого же резонанса. Такие обсуждения важны: они углубляют и заостряют момент личностной встречи зрителя со спектаклем, восприятия. И для каждого из зрителей это может быть очень ценным. Но это такое «я-ощущение», фиксация встречи с тем, что со мной совпадает, с тем, что тоже про меня. Но осознания всеобщности, встречи с другими, ощущения «мы», продуктивной встречи людей очень по-разному настроенных и на разное нацеленных, на обсуждениях после таких спектаклей не происходит.
- Как Вам кажется, что изменилось в результате проекта для его участников и для города?
- Он всколыхнул много правильных мыслей. Вообще люди стали чаще и больше задумываться о том, что с ними происходит. На сцену вышел очень небольшой процент учеников выпускных классов. Остальные сидели в зале. Но для них тоже что-то важное начало происходить. Они нам на обсуждениях говорили, что тоже теперь будут задумываться о том, что и как. Даже те, кто был не согласен с тем, что звучало со сцены. У них начала более активно формироваться собственная точка зрения. Они стали внимательнее и ответственнее относиться, прежде всего, к своей жизни, к тому, что с ними происходит. В тихой провинциальной жизни много хорошего, но для неё очень характерна тенденция – плыть по течению. И постоянно плыть по течению – это не самое лучшее, из того, что может происходить с людьми.
Хорошо, когда возникает возможность остановиться и осмыслить, что происходит: что хочется продолжать, а что изменить, и как это сделать наилучшим образом. Зачем мне та или иная профессия? Ну, учат в этом городе на юристов, значит, будем учиться на юристов? А хотим ли мы всю дальнейшую жизнь посвятить этой профессии или идём туда учиться просто потому, что это возможно рядом с домом? Нужно ли будет нашему городу впоследствии столько юристов? Может быть, придется потом уехать, чтобы реализовать себя в этой области, а, может быть, она окажется неблизкий, и имеет смысл поискать место, где можно научиться той профессии, которая станет частью твоей жизни и будет востребована в твоём родном городе?
О таких вещах важно задумываться хотя бы иногда. И это полезно не только выпускникам, но и всем остальным. Допустим тем, кто много лет существует в привычной колее «работа – семья, семья – работа», может быть, все это не приносит им счастья? Может быть, было лучше что-то изменить: поменять место жительства или место работы, профессию, просто что-то изменить в своей жизни? Может быть, за город переехать или в другой город, не обязательно более крупный? Это очень нелегко - сорваться с насиженного места, куда-то переехать или что-то изменить. Но многие из вчерашних школьников делают это, как нечто само собой разумеющееся, и у многих получается что-то изменить. Мне кажется, этот опыт может вдохновить более опытных и взрослых людей. С одной стороны, им сложнее на что-то решиться, с другой, больше возможностей это реализовать. Ну, или убедиться, что все, что с ними происходит здесь и сейчас, по-прежнему хорошо и правильно.
Сейчас я и сам студентам преподаю и стараюсь почаще с ними разговаривать о том, зачем они пошли в актерскую профессию, что, благодаря этому, хотят найти. И иногда они говорят нечто такое, что я думаю: «ого, жаль, что в свое время в их жизни не случилось проекта, похожего на тот, что случился у нас, если бы это с ними произошло, возможно, они выстраивали бы свою жизнь иначе».
- Вы сейчас живёте и работаете в Москве?
- В основном, да. Я закончил режиссерский факультет ГИТИСа в мастерской Иосифа Райхельгауза. Сейчас я – приглашенный артист в театре Школа современной пьесы, кроме того, я работаю ещё в двух театральных проектах и преподаю актерское мастерство в ГИТРе (Государственный институт телевидения и радио, Институт кино и телевидения). Когда я пришел в проект Бориса Павловича, я уже определился с профессией, понимал, что буду артистом, и этот процесс для меня был важен возможностью попасть в театр, важен испытанным удивлением и опытом, сильно отличавшимся от уже имеющегося, пониманием того, что в актерской профессии возможна авторская позиция, возможно предлагать и развивать свои идеи, фантазировать, выстраивать общий контекст, а не просто выполнять, досконально воспроизводить указания педагога или режиссера. Я узнал, что возможен и нужен такой театр, где важен именно ты, твоя личность, это был первый опыт документального театра. Когда мы закончили играть спектакль, Борис Дмитриевич продолжал оставаться художественным руководителем театра, а я ещё только пошел в девятый класс, и мне, как минимум, ещё три года предстояло прожить в Кирове. И я сказал, что хочу продолжать взаимодействие в театре. Меня ввели в массовку некоторых спектаклей, и я начал постепенно входить в репертуар театра. Потом начали случаться роли чуть побольше, иногда даже с текстом. И до поступления в ГИТИС я был при театре.
- Это как-то Вам помогло в дальнейшей учебе? Нередко бывает, что педагоги театральных ВУЗов советуют забыть студентам все то, чем они занимались до этого.
- Мне помогло. Наш мастер Иосиф Леонидович Райхельгауз всегда повторял, что нужно иметь практику в театре, что очень важно наращивать опыт. Во время учёбы я продолжал взаимодействовать сначала Кировским ТЮЗом, а потом с Кировским драматическим театром: постоянно ездил туда и обратно, жил в дороге. И это стало для меня очень нужным опытом. А потом уже меня мастер пригласил к себе в театр.
- Что вспоминается чаще всего, что кажется самым важным?
- Много, что вспоминается и очень часто. Вспоминается примерно то, о чем я сейчас рассказывал: кастинг, лагерь, начало репетиций, ощущение театра, сцены, ощущение атмосферы, которая была очень командной и очень доброй. Рождение каких-то общих традиций. Однажды Борис Дмитриевич нам сказал, что если подберешь на сцене гнутый гвоздь – это хорошая примета, получишь новую роль: и все мы, как дураки, ходили по сцене и собирали эти гвозди в огромных количествах. Я до сих пор их храню. И потом поднять гвоздь – стало традицией. Вспоминается, как в театре нам выделили настоящие гримёрки. Вспоминается жизнь, наполненная театральной романтикой, возвращения из театра. Вспоминается, что все мы часто фотографировались вместе возле афиши нашего спектакля. Полный зал, который после спектакля встаёт и пятнадцать минут аплодирует, хотя, вроде, ничего особенного перед ним не произошло: это не «Гамлет» Высоцкого. Но, наверное, всё же удалось, найти точные и нужные слова, вызывающие отклик у многих.
Спектакль получился точно не «про фонарь», а про нашу юность, наши мысли и планы, про наш город, наши семьи, друзей, про память о войне. Я даже не помню сейчас, загорелся этот фонарь в итоге или нет. Сейчас я понимаю, что если нет, то это вполне спокойно можно было пережить, случаются и куда худшие вещи. А фонарь был только поводом для начала общения.
Вспоминается наша уже почти самостоятельная работа над спектаклем «Возвращение». Это ощущение неопределенности, когда не знаешь, что из этого всего выйдет, и не можешь уже постоянно ссылаться и опираться на Павловича. Не очень понятно, как все это организовать: но вдруг к тебе в театр приходят представители СМИ, начинаешь им что-то рассказывать, а потом с удивлением обнаруживаешь, что через 2 дня все билеты проданы. А потом видишь зрителей, которым важно видеть и слышать нас, которым этой команды и такого театра очень не хватает. Хотя это был уже совсем другой спектакль, менее острый и более ностальгический. Милый, но очень важный. Уже и с этого момента прошло почти пять лет… И возникает мысль, не поиграть ли нам ещё раз. Но сейчас я думаю, что мне организационную часть одному уже не потянуть, что если кто-то другой из нас захочет этим заняться, то я с удовольствием подключусь, как участник.
- То есть сейчас, 11 лет спустя, для Вас уже в этом проекте всё-таки поставлена некая точка?
- Скорее, многоточие. Каждый из нас в своём деле самостоятельно продолжает и развивает то, что было заложено этим проектом. Для меня это лицейский фестиваль и мои московские студенты, для кого-то что-то ещё.
- А что было бы, если бы Вас не взяли в этот проект?
- Наверное, я бы продолжал пробиваться в этот театр любыми другими способами: замучил бы весь театр и Павловича лично и, в конце концов, устроился туда работать хотя бы реквизитором. Но потом я всё-таки уехал бы учиться. И за это я очень благодарен своим родителям, которые настроили меня именно таким образом: если мне важно стать артистом, то придется уехать из Кирова, потому что в нем нет театрального ВУЗа, каким бы прекрасными не были мой любимый город и мой родной театр.
- Что бы Вы сегодня ответили на вопрос «что такое лично для Вас Родина»? Какие ассоциации возникают в связи с этим? Правильно ли я понимаю, что это Ваше ощущение надёжного тыла, родившееся в связи с вашим участием в проекте «Я (не) уеду из Кирова» и есть Ваше представление о Родине?
- Наверное, да. Но если быть точнее, то это запах кулис в том театре в то время, когда началось мое участие в проекте. Но это определение родилось у меня сейчас, в процессе нашего разговора. Может быть, если я ещё раз задам себе этот вопрос спустя какое-то время, у меня родится ещё какой-нибудь другой ответ.