Алексей Ракульцев
Интерактивный театр для подростков
Мы в соцсетях
«Ты где?» – такое сообщение от мамы или папы способно напугать до дрожи, особенно если ты давно должна была вернуться домой. В моём детстве, когда ещё не было телефонов, эта фраза звучала так: «Тебя мама искала», и сердце начинало биться чаще. С фразы «Катя, ты где?» начинался наш этюд в стиле интерактивного театра на совместной лаборатории магистратуры «Социальный театр» и берлинского театра «Штраль», которая проходила в Центре имени Вс. Мейерхольдав декабре 2021 года.

Домашние ссоры, травля в школе и на улице, конфликты с учителями – далеко неполный список стрессовых ситуаций, с которыми сталкивается подросток. И не всегда рядом есть друг, который защитит или подскажет, как правильно поступить. Поэтому, порой, хочется поставить момент на паузу или отмотать в начало, чтобы понять, что нужно было сделать для предотвращения неприятности. В жизни так нельзя, а в интерактивном и импровизационном театре можно. Пройдя путь от первого тренинга до выхода к зрителю, я хотел бы поделиться своими наблюдениями и описать процесс подготовки.
Начало работы и подготовка актёра импротеатра
Работа на лаборатории началась со знакомства и тренингов. Необычным было то, что вся игровая часть велась через зум актёрами и педагогами из Германии – Кристеном, Карен и Беатой, а модерацию в Москве осуществляла сотрудник этого же театра Екатерина Райкова-Мерц. Контакт был пойман с первых минут, и ни дистанция, ни немецкий язык не повлияли на живость работы в тренинге.

Важным моментом в подготовке актёра импровизационного театра оказалось снятие напряжения по поводу возможных ошибок. Мы договорились с самого начала, если вдруг в упражнении что-то пошло не так, то все аплодируют и кричат: «Ура, ошибка!». Таким простым способом сохранялся рабочий настрой и позитивная атмосфера в тренинге. Задача педагога здесь – воодушевить, подбодрить, помочь справиться с трудностями подготовительного периода.

Через тренинг мы понемногу осваивали форму предстоящих этюдов. Всё началось с упражнения, когда мы, объединившись в группы, делали стоп-кадры на заданную тему. В теме всегда подразумевался конфликт, например, «Что-то пошло не так» или «Кто-то лишний». Каждая группа совещалась и показывала один кадр, а остальные пытались угадать, как мог бы называться этот кадр. Та группа, которая показывала стоп-кадр, слушала комментарии и брала их во внимание. После они могли уточнить свою картинку, сделать так, чтобы она стала понятнее для зрителей.

В следующем этапе работы, группам предлагалось подумать, а как ситуации с подобным конфликтным подтекстом могут проявиться в жизни. Подумать про персонажей стоп-кадра, кто они и почему себя так ведут, где происходит ситуация. А также придумать стоп-кадр до и после центральной картинки. Остальные участники тренинга также пытались угадать, что происходит и кто эти персонажи. После услышанных предположений группа могла уточнить свои стоп-кадры и после повторного показа и попыток угадать, «раскрывала карты».

Всё это проделывалось для того, чтобы актёры импротеатра могли подумать над точностью своих действий и подобрать более конкретные выразительные средства.

Далее актёрские группы определяют для себя окончательную тему, на которую они будут делать этюд, распределяют роли и определяют, кто будет модератором спектакля.
Команда интерактивного спектакля и правила игры
На сцене интерактивного театра разыгрывается короткий спектакль с вшитой в него конкретной конфликтной ситуацией. После первичного просмотра спектакля начинается активная работа с подростковым зрителем, которую проводит модератор. Он в беседе с залом уточняет, в чём суть и причины случившихся разногласий, а также предлагает ряд опций для изменения происходящего, для решения или предотвращения конфликтной ситуации.

При повторном просмотре спектакля, модератор может остановить действие на сцене по желанию любого из зрителей, а зритель в свою очередь предлагает переиграть сцену, предложить герою спектакля изменить свои действия или скорректировать реплики для достижения диалога согласия. Функция модератора вести линию спектакля, чтобы он не распадался. Если происходящее заходит в тупик, он останавливает спектакль и уточняет условия у зрителя, как сделать так, чтобы проблема решилась.

Важное правило – актёры принимают и учитывают предложения зрителей и играют их до конца сцены, однако действуют в органике и по установкам своей роли. Так, например, хулиган не станет в одночасье эмпатичным и добрым, он сделает то, что предложил зритель, но через призму особенностей своего поведения.

После того, как актёры сыграли сцену с предложенными изменениями, модератор останавливает спектакль и предлагает зрителю обсудить, что получилось, как изменилась ситуация, что можно сделать иначе. Дополнительной опцией для зрителя также является возможность выйти на сцену вместо одного из персонажей и попробовать через собственные действия изменить конфликт, сгладить, смягчить или нивелировать.

На сцене умирать нельзя – это ещё одно правило спектакля в импротеатре. Как далеко бы ни заходил конфликт, он никогда не должен вести к смертельному исходу. Если от зрителя даётся задание совершить самоубийство, то остальные персонажи стараются прийти на помощь и не допустить самоубийства героя. Актёры должны учитывать свою собственную эмоциональность и не вовлекаться в провокации.

Обычно для того, чтобы сделать интерактивный спектакль более приближенным к жизни, на тестовый показ приглашается группа подростков, которые являются своего рода фокус-группой, они помогают актёрам уточнить лексику героев и особенности поведения.
Спектакли на лаборатории
В финальные два дня лаборатории к нам пришло несколько классов из общеобразовательных школ. Для них мы подготовили эскизы двух спектаклей, в которые были вшиты конфликты. Так вышло, что в обоих случаях это были конфликты между родителями и детьми.
Для того, чтобы максимально снять дистанцию и формальности отношений актёр-зритель, мы провели совместную разминку со зрителями, то есть мы - актёры и школьники подвигались вместе по сцене, освоились в пространстве, увидели друг друга, после чего перешли к показам эскизов.

Стоит отметить, что юный зритель с охотой принял правила игры, подсказывал и выходил на сцену, заменяя героев. Зорко подмечая конфликт, подростки довольно быстро находили верные пути решения. Нам, актёрам, конечно, не всегда удавалось точно передать на сцене предложенные зрителем изменения. Иногда мы слишком упорно стояли на своей позиции, что приводило к трудностям в решении ситуации. Однако, в общем цели были достигнуты, нужные слова и действия были предложены зрителями, и конфликты между героями эскизов были решены. Закончились показы всеобщими объятьями и разговорами вне стен театрального зала.

Опыт лаборатории показал, что методика постановки интерактивного спектакля достаточно проста в освоении, но имеет массу нюансов в реализации. Благодаря актёрам, педагогам, а теперь и нашим хорошим друзьям из театра «Штраль», мы – магистранты – в значительной мере овладели методикой создания интерактивного спектакля. После полученного опыта очень хотелось продолжить практиковаться в этом виде театра. К слову, часть игровых методик мы параллельно применяли на практике в занятиях на кружках театра горожан. Живость и непосредственность некоторых упражнений отлично подходит для подготовки к выходу на сцену перформера-горожанина.

Мы благодарны за этот потрясающий опыт и надеемся, что наша международная дружба с театром «Штраль» продолжится и приведёт к новым совместным проектам.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda