Как же так получилось, что в небольшом индустриальном городе театр стал не только центром культурного и творческого притяжения, но и влияет на развитие городской инфраструктуры?
Все началось с нашего детского театра. В 1996 году, когда я сюда приехала, здесь была одна я и одна группа детской театральной студии «Диалог». Потом пять детских театральных групп, потом девять, потом со мной остались повзрослевшие выпускники, которые не захотели разъезжаться: 14 прекрасных педагогов и 220 детей. У нас даже было свое небольшое здание, которое являлось филиалом Дома Детского и Юношеского Творчества. Сейчас там находится Губахинский городской историко-краеведческий «Музей КУБа».
Но, как водится, каждые десять-пятнадцать лет что-то кардинально меняется. И иначе, наверное, не может быть. Мы видели, что у нас уже есть педагоги и есть выпускники, которым некуда выплеснуться, появляются новые воспитанники, которые играют роли детей во «взрослых» спектаклях. Выпускники начали поступать в театральные ВУЗы, некоторые из них после учебы возвращались обратно. И мы поняли, что хотим развивать свое дело дальше.
Сначала был детский «Диалог», через 14 лет возникла молодёжная студия-театр «Доминанта». Мы поняли, что нам необходим собственный банковский счёт. Мы уже были театральной труппой, у которой накопился опыт не только создания спектаклей, но и их проката. Детский театр оставался при ДЮЦе. Но всегда, видимо, неизбежны какие-то бури, отсутствие взаимопонимания, моменты, когда кто-нибудь кому-нибудь не нравится. В 2009 году поменялся директор центра творчества, и вдруг выяснилось, что спектакли делать с детьми почему-то не нужно. Нужны 9 образовательных групп, у которых будут одно-два занятия в неделю по два часа. И этого вполне достаточно. А что можно успеть сделать с детьми за два часа в неделю, если не делать и не играть спектакли? Очень немногое. Тогда смысл занятий вообще теряется. В-общем, мы не нашли общего языка и, может быть, это к лучшему, потому что сейчас у нас сложилась совершенно свободная ситуация и для нас, и для детей, и для родителей. Произошел «обратный» процесс: сначала нас породил Детский театр, а теперь мы приняли Детский театр в свои недра и нежно его лелеем и храним.
Дети находятся в центре всех наших событий. Родители тоже имеют возможность подключаться. Наши родители – это огромная армия, способная свернуть горы. И их помощь очень важна. Работы в театре очень много, и, если ты даже ведущий артист, тебе приходится сколачивать стулья, красить «скалы» и делать ещё множество разных вещей. Мы все дружим одинаково. У нас здесь сразу слетает всяческая звёздность. Приглашенные режиссеры, которые к нам приезжают, поначалу все такие важные, с большим удивлением наблюдают, как мы здесь постоянно что-нибудь делаем, а под конец, глядишь, тоже всем помогают, что-то куда-то тяжелое сами тащат. Говорю им: «Да бросьте Вы это». А они: «Мы не можем, мы здесь – одна команда».
И детский театр очень многое даёт. Для меня это главное. Детский театр питает взрослый. Потому что свежие кадры со стороны крайне редко к нам приезжают и удерживаются. Такой человек должен принять нашу веру, включиться в нашу сумасшедшую игру, а это не всегда получается. И трудно найти, где он будет жить, потому что у театра нет своего общежития. Так что в основном труппу пополняют наши бывшие выпускники, которые продолжают где-то учиться дальше, а потом возвращаются или учатся заочно. И практически все наши выпускники готовы с нами сотрудничать, помогать нам, давать мастер-классы, преподавать. В нашем театре всего 11 постоянных взрослых артистов и ещё один художник в придачу, который постоянно что-то мастерит своими руками. А в последней нашей премьере, например, занято 17 человек. Так что все, кто работает где-то ещё, подключаются по мере сил и возможностей, продолжают участвовать в нашей жизни.
Я правильно понимаю, что сейчас количество детей, активно включенных в жизнь вашего театра, стало меньше, и теперь это относительно небольшая группа по сравнению с детским студийным движением прошлых лет? И существование этой группы внутри театра важно, прежде всего, для самого театра?
Да. Ведь это и будущие кадры, и будущие зрители, и будущие помощники. Они участвуют в спектаклях нашего театра, но у них есть и свои отдельные постановки, детские и молодежные. У нас несколько детских групп, с которыми ведут занятия взрослые артисты театра, занятые в основном репертуаре. Почти все занимаются этим бесплатно в свое свободное от спектаклей и репетиций время. В количественном отношении нам сейчас сложно расширяться. У нас недостаточно помещений, подходящих для этого - постоянно приходится выкраивать место и время. Мы понимаем, что сейчас, к сожалению, большее количество мы не потянем. Но зато у нас на вахте лежит книжка, в которую родители записывают детей, желающих заниматься в студии. Это очередь на три года вперёд. И когда мы после очередного выпуска набираем новую группу, мы честно всех обзваниваем - всю эту большую очередь.
Но получается так, что ваша театральная жизнь все больше движется в сторону взрослости. А какие перспективы Вам видятся относительно театра, где играют дети? В том числе в ваших мечтах о создании театрального центра? Если бы сложились идеальные условия для его возникновения, каким бы он был преимущественно, взрослым или детским?
Скорее, взрослым. Но дети всегда с нами, они всегда «в нашем чреве». Старшая группа, в которой занимаются ребята 16–18 лет, участвует во всех наших затеях, они практически наши равноправные партнёры. Ощущение студийности в любом случае остаётся.
Нам всегда во время спектакля нужны свет, звук, другой персонал. Все это мы делаем для наших детей, когда они маленькие, а когда они подрастают, они все это делают для нас. И право выбора у них всегда есть. Когда они заканчивают восьмой-девятый класс, приходит время погружения в серьезную театральную работу. Может быть так, что на следующий год половина группы не возвращается в студию. Они могут остаться нашими друзьями и помощниками, участвовать в отдельных проектах, но служение театру – очень серьезное и жесткое дело, которому не каждый готов посвятить свою жизнь. Они уже не малышечки, и понимают, что, если тебя часто берут во взрослый спектакль, это к чему-то обязывает.
А ещё у нас для них есть много конкурсов, например, конкурс чтецов. И это индивидуальная работа наших актеров с каждым из них, от самых маленьких до самых взрослых, а на дни рождения театра мы обязательно устраиваем капустники. И на капустниках очень видно, как меняются дети от года к году, от группы к группе. Ну, и родители тоже это видят и стремятся себя творчески проявить.
Наверное, когда театр был только детским, у нас было больше детских программ. Но нам уже не хватало педагогов. И мы почувствовали некую планку, которая нам мешает, не даёт осуществиться нашему размаху. Мы не можем постоянно только учить детей, нужно самим постоянно учиться творить, видеть и слышать то интересное и прекрасное, что делают другие.
Конечно, всегда полезно и приятно иметь бумажку с печатью о том, что ты в чем-то поучаствовал, чему-то научился, чего-то достиг, что, скажем, твой спектакль – лучший. Но главное не это. Главное – осознавать свой путь, видеть, слышать, понимать, образовываться. И я думаю, что детскому театру как таковому, существовавшему на базе образовательного учреждения подобного ДЮЦу, это в данный момент было не по силам, он пока не может привлечь к себе достаточное количество специалистов высокого уровня. Хотя очень многое в этом вопросе зависит от руководителя образовательного учреждения от его отношения. Есть, хорошие примеры, но в целом, уровень таких учреждений гораздо слабее. И честно говоря, мне сейчас не хотелось бы возвращаться на эту стезю. Нам предлагают стать Школой искусств или вернуться в Центр Детского Творчества, но я всячески оттягиваю рассмотрение этого вопроса. Потому что там у нас самих не останется времени на творчество, и нас задавит бюрократическая машина. А в театре всегда присутствует некий внутренний ценз: умение чувствовать отличие театра от нетеатра. И это само по себе помогает. На нашей театральной территории мы сами имеем возможность постоянно учиться, участвовать в лабораториях, продолжать общение с нашими выпускниками, вкладываться друг в друга. Настоящее образование – это то, что происходит непрерывно, а не какими-то блоками, и в нашем театре это возможно.
То есть Вы настаиваете на том, что театральный педагог, прежде всего, должен быть творцом?
Да, иначе у него перекрыт горизонт, и он может не увидеть, чему учить.