Елизавета Тихонова
Как разработать занятие-встречу со значимым местом в городе: методические рекомендации
Мы в соцсетях
В 2020–2022 году я училась в магистратуре «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» в МГПУ. За время учебы я подготовила и провела два, а после окончания – еще несколько занятий по Московскому Епархиальному дому и храму свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Меня вообще интересуют те места, в которых происходили какие-то значимые события (жизнь и/или служение выдающегося человека, Поместный Собор, гибель людей) и в которых память об этом сохраняется: с помощью мемориала, музейной экспозиции или каким-то другим образом.

Мне хотелось бы суммировать этот опыт в виде небольших методических рекомендаций по созданию подобного занятия-знакомства с разными пространствами (зданиями, мемориалами, музеями), в первую очередь с постройками Русской православной церкви. Эти рекомендации, как мне думается, можно применить для создания занятия по мемориалу на Бутовском полигоне, крупнейшему в Москве и ее окрестностях месту захоронений жертв политических репрессий, или мемориалу в Коммунарке, а также по любому мемориальному музею-квартире. Мои рекомендации носят самый общий характер: они не заточены на то, что говорит педагог, а что делают участники. Они – о другом.

Мне кажется важным формат занятий и встреч в значимых местах города. Именно занятий и встреч, позволяющих прикоснуться к каким-то темам не только умом, но и чувством, более свободных и неформальных, чем уроки и экскурсии. Мне кажется, что взаимопонимания между людьми, взаимопонимания в обществе никогда не бывает слишком много. Его, наоборот, постоянно не хватает. Но есть на свете места, где оно дается легче. Совместное проживание и означивание опыта – опыта пребывания, опыта наблюдения и созерцания, опыта разговора и обсуждения в пространстве, которое нет ни желания, ни возможности игнорировать и которое тем самым и само становится участником беседы – дает участникам больше, чем разговор и обсуждение тех же тем в учебном классе. Потому что одного только говорения, только обсуждения от ума – недостаточно для взаимопонимания. Нужно проживать что-то вместе, прикасаться к истории не только умом, но и чувством. И важно делать это перед лицом чего-то (или Кого-то) высшего, большего, чем я, того, в свете чего, в присутствии Кого мы способны отрешиться от сиюминутного и сосредоточиться на более сущностном, того, что побуждает нас тянуться вверх, к высокому смыслу. Это, как мне кажется, поможет приблизиться к сути происходящего и прошедшего и выстроить иерархию ценностей точнее и стройнее: ведь нам удается воссоединиться со своими подлинными внутренними ценностями.
Начиная разрабатывать свое занятие, нужно не только отобрать необходимый материал для него, важно обращать внимание на мелочи, многие из которых на первых подступах к организации события кажутся незначительными, но по ходу работы могут стать препятствием или, наоборот, подспорьем в достижении поставленных задач.

Предварительная организационная работа – залог успеха нашего занятия. Узнать о возможности проведения своего занятия в интересующем месте (иногда это становится первым и последним пунктом нашей работы, а иногда отправной точкой – «О чудо! В этом месте можно позаниматься! Кто бы мог подумать?!»), договориться о времени и условиях, согласовать детали проведения – все это совершенно необходимо, и, казалось бы, очевидно, но именно поэтому не всегда этой стороне дела уделяется достаточно внимания.

У интересующего нас здания или территории может быть несколько владельцев или управляющих. Храм свт. Николая в Толмачах, например, является как залом Третьяковской галереи (и на него распространяются музейные правила), так и приходом Русской православной церкви. Последнее тоже накладывает свои ограничения: невозможно проводить занятие, если в храме в этот момент совершается богослужение. Но если расписание рядовых богослужений можно заранее прочитать на сайте и соотнести свои планы с ним, то расписание треб (венчаний, отпеваний) есть только у сотрудников. Поэтому важно договориться с представителями всех администраций места, в которое мы направляемся.

Мой опыт говорит, что в Москве есть храмы, в которые может прийти группа со стороны и провести в них свои занятия, а в некоторых откажут в этом, предложив в ответ свою экскурсию или просто сказав, что храм – не место для этого. Но – естественно! – проведение занятий на «чужой» территории обязательно требует предварительных согласований с администрацией, что вполне реально, ведь у каждого храма Москвы есть свой сайт, телефон и электронная почта.

Есть в Москве и музеи, которые предоставляют свои залы для проведения подобных занятий, например, Музей космонавтики и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко. Этого почти нет в музеях федерального значения (Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), где чрезвычайно велик поток посетителей, но в менее крупномасштабных местах (а для проведения подобных занятий они нужны в первую очередь) стоит поискать. Здесь помогут сайты музеев: в разделе «Контакты» найдутся должности, телефоны и электронные почты сотрудников. Если сотрудников много, стоит написать нескольким, лучше каждому – отдельное письмо. Так скорее выйдешь на нужного.

Кроме самого факта проведения занятия, важно подробно и обстоятельно проговорить с ответственными за помещения лицами основные детали и нюансы занятия, особенно те, которые могут показаться им спорными, непонятными, неуместными, нежелательными, например, необходимость передвинуть стулья или вести видео съемку. Как отнесутся к тому, что группа села на пол? А ведь дети любят так делать в музеях, и ведущий может воспользоваться этим, чтобы дать достаточно продолжительное задание (несколько минут) на сочинение текста или создание карандашного наброска. А может быть, найдутся пространства, где уместным было бы создание скульптурных и музыкально-шумовых композиций, танец и пение. Не исключено, что ответственные за эти места люди согласятся на это, хотя и не имеют пока такого опыта. А возможно наоборот, мы и не предполагаем, каким опытом они обладают и, может быть, они сами нам предложат то, о чем мы и не дерзали подумать. В каждом заведении есть свои ограничения, свои «можно» и «нельзя», причины которых тоже бывают разными: одно дело, если их корни только в привычках, а другое – если в особенностях, например, климат-контроля или еще чего-то, о чем человеку со стороны и не догадаться.

Теперь хотелось бы взглянуть на проблему места, в которое мы направляемся, с другой точки зрения. Ведь знакомство с пространством здания и его наполнением – эта самая суть занятия. Мы входим именно в пространство, знакомимся именно с ним, вступаем в общение именно с ним. А если мы вступаем с ним в общение, значит, оно перестает быть объектом нашего любопытства и становится субъектом, вступает с нами во множество диалогических отношений, если мы это допускаем. Казалось бы, молчаливые стены, вещи, портреты, залы, балкончики начинают говорить с нами, стоит обратить на них внимание и захотеть их выслушать. Скорее всего они не будут тараторить, некоторые из них будут говорить одной улыбкой, но являть собой множество разных смыслов они будут точно. Попытаться расслышать их речь – это самое интересное.
И если нам это удастся, то выбранное нами место может стать для нас порталом, который перенесет нас в другие времена, в другие обстоятельства, в общение с другими людьми. Но это не происходит сразу и автоматически. Поэтому важно начинать издалека, на определенной дистанции, входить в тему постепенно и всегда отталкиваться от того, что участникам знакомо и понятно. Нащупать эти «краеугольные камни», на которых будет строиться новое знание, необходимо. Если новым сведениям не к чему прилепиться, то они исчезнут вместе с окончанием занятия. Запомнить информацию, которая не связалась ни с какой уже лично присвоенной, практически невозможно. И потому так важен простой вопрос в самом начале занятия: «Что вам здесь знакомо?».

Я начинаю занятия на улице, и сначала мы с участниками приближаемся к интересующему нас пространству и смотрим на него извне. И только потом входим внутрь. Это начало занятия на определенной физической (а не метафорической) дистанции поддерживает постепенный вход в тему. Поэтому во внешнем пространстве важны не только фасад здания, его архитектура и проч., но и окрестности, соседние здания, улицы, лавочки, парковки и многое-многое другое. Готовясь к занятию, не стоит жалеть времени на освоение прилегающих кварталов, потому что часто они могут очень и очень помочь созданию доверительной и комфортной обстановки. Ведь внутреннее пространство здания – это всегда пространство чье-то: частного лица, организации, музея, прихода и т.д. А улица – территория общая и нейтральная. Она нужна хотя бы для того, чтобы успеть обсудить правила поведения в том месте, куда мы направляемся. Например, в храм свт. Николая в Толмачах не входят в верхней одежде и имеет смысл предупредить всех об этом заранее, потому что в гардеробе тесно и плохая акустика, там неудобно обсуждать эти детали.
Нейтральность уличной территории ценна и тем, что здесь участник чувствует себя более свободно и независимо, и это очень помогает начинать знакомство друг с другом. Конечно, все это работает, если погода позволяет, но, кстати, имеет смысл найти и те локации, где можно скрыться от непогоды, но при этом видеть то здание, в которое мы направляемся. Например, храм в Толмачах хорошо виден через панорамные окна холла Третьяковской галереи, и стоит заранее договориться с сидящей там охраной, чтобы остановка и разговор в холле группы из 20 человек никого не смутили.

Часто в соседних кварталах, зданиях, улицах располагаются постройки, непосредственно связанные с интересующим нас местом: дом, в котором жил настоятель Толмачевского храма, Высоко-Петровский монастырь, на земле которого был построен Епархиальный дом, и т.д.

Не менее достойно предварительного изучения и внутреннее пространство. Я приходила в Епархиальный дом 4–5 раз, чтобы приноровиться к его пространству. Сначала путалась в коридорах, не понимала, куда ходить можно, куда – нельзя; открытием, кажется, пятого раза стало то, что туалетные комнаты находятся на каждом этаже, а не только на цокольном рядом с гардеробом и т.п. «Бальный» зал произвел на меня ошеломляющее и неоднозначное впечатление. Он восхищал красотой и одновременно подавлял меня своим величием. Если бы я не знала, что здесь проходили заседания Поместного Собора Русской православной церкви 1917–1918 гг., на котором был избран патриарх Тихон, если бы не видела фотографий, на которых патриарх сидит в этом зале в окружении множества других людей, возможно, мне не захотелось бы прийти сюда еще и еще раз. Один раз я пришла сюда на богослужение и это особенно помогло мне обжить это место. Когда я увидела, что прихожане могут во время службы сесть на стулья сами или посадить на них своих многочисленных детей, мне стало хорошо, пространство стало ощущаться как более близкое и принимающее, обращенное не только к высокому, но и к простому, человеческому.

Естественно, совершенно необходимо тщательнейшее изучение внутреннего пространства с точки зрения его наполненности, чтобы выбрать локации, в которые привести участников, разработать маршрут. Также во время занятия важно менять виды деятельности (индивидуальная работа – групповая, слушаю – говорю, стою – иду – сижу, смотрю вокруг – смотрю внутрь себя), важен ритм перемещений, остановок, схождений и расхождений. И все это также невозможно без предварительной подготовки, анализа пространства с этих точек зрения.

В занятии всегда участвуют люди с разным опытом, разным мировоззрением, разным бэкграундом. На такие встречи приходят и верующие, и неверующие, невоцерковленные, те, у кого был в жизни негативный опыт взаимодействия с церковью. В таком случае лучше побольше времени провести на нейтральной территории улицы, чтобы до входа в здание найти больше точек пересечения, начать больше доверять друг другу, снять напряжение. На одном из занятий по Епархиальному дому было много людей с театральным образованием. Для них было важно соседство с Лиховым пер. 6 (адрес Епархиального дома) дома, в котором ровно в те же годы (1903–1920), что действовал Епархиальный дом, жил К. С. Станиславский.

Трудно сказать, у кого культовые постройки вызывают больше опасений и страхов: у незнакомых с ними людей или у знакомых. Небезосновательно представление о том, что это места, где есть много правил, часто непонятных, особенно для непосвященных, и если их даже случайно, по незнанию нарушить, то можно столкнуться с неприятностями. Верующие люди встречаются с этим так же, как и неверующие, иногда даже чаще. «Можно ли прийти не в юбке?», – уточняет приглашенная верующая девушка, а у неверующей такой вопрос может даже не возникнуть.
Столь же разным может быть и любой другой опыт, и это важно учитывать. Есть люди, которые легко делятся чувствами, например, студенты магистратуры театральной педагогики, но у большинства взрослых людей, особенно старшего возраста, готовности к этому нет, более того, им это часто кажется по крайней мере странным, а то и неудобным, неловким, неуместным и т.п. У меня есть гипотеза, что делиться чувствами и ощущениями непривычно и для многих верующих. В качестве примера приведу отзыв о занятии студента Сретенской духовной семинарии: «Занятие очень понравилось. Поразило, что было про чувства много, это очень необычно». Отметил то же самое другой участник занятия, экскурсовод по профессии: «Разумеется, я невольно сосредоточивался на том, что делается не так, по-другому, не «по моему сценарию» <...> Первое – это частые напоминания о том, что нужно прислушаться к своим чувствам. Чего жду? На что похоже? Каково мне с этим? Потом, на следующем этапе – сравнить то, как это было до и как это теперь. <...> Всмотреться, вчувствоваться, определить свои ощущения – и сказать о них на том языке, который поймут».

Однако обращение к чувствам и ощущениям, переживаемым участниками здесь и сейчас, необходимо для достижения одной из задач занятия – личного подключения к событию-встрече и проживания его. Поэтому нет иного пути, кроме как доброжелательно задавать вопросы про чувства и ощущения, спокойно ждать ответов и внимательно выслушивать их, не оценивая и тем более не обесценивая их. Из того же отзыва участника-экскурсовода: «У группы, как мне показалось, <…> была договоренность дослушивать даже тогда, когда непонятно. А это, между прочим, важная деталь». На самом деле это была не столько договоренность, сколько установка ведущего, которая интуитивно считалась всеми участниками.
Для активизации познавательного интереса важно спрашивать об ожиданиях, а потом проверять их. Это могут быть ожидания по отношению ко всему занятию (что на нем произойдет или не произойдет? Чего вы ждете от сегодняшней встречи?), или к каким-то его частям (очень важно говорить об ожиданиях от того пространства, в которое люди еще не вошли, но которое видят снаружи). Обычно после входа в новое и наполненное важными смыслами пространство, я предлагаю участникам освоить его несколько минут самостоятельно, а потом мы собираем впечатления, делясь тем, что удивило, откликнулось, или наоборот, оттолкнуло, оказалось трудным и др. Здесь же и проверяем ожидания: насколько совпали или нет. Причём важно не то, чтобы совпали или наоборот. Важно отследить и обозначить любые свои ощущения, почувствовать как пространство действует на нас.

В заключение хочу поделиться двумя сайтами, которые помогут найти информацию о культурно-историческом контексте – я сознательно ничего о нем не говорила, сосредоточившись на другом – того места, которое избрано темой занятия.

Сведения о московских местах удобно искать на сайте «Узнай Москву». В его разделах: «Маршруты», «Квизы», «Музеи», «Здания», «Памятники», «Места» – информация располагается как списком, так и на карте, что очень удобно, чтобы быстро найти точки вокруг интересующего места. Кликая на выпадающее название, вы попадаете на страничку, где есть как описание (часто весьма подробное и содержательное, написанное профессиональным автором), так и фотографии описываемого места или маршрута.

Проект PastVu – это проект по сбору свидетельств прошлого в фотографиях, на сайте проекта https://pastvu.com можно найти старые фотографии самых разных мест мира, но Москва представлена наиболее полно, так как начинался проект как московский. Временной диапазон снимков с 1826 г. (первая известная гелиография «Вид из окна в Ле Гра») по 2000 год. Москва представлена с середины XIX в. (первые дагерротипы). Здесь фотографии также ищутся по удобной карте: в точках, откуда сделан кадр, поставлены стрелки, указывающие направление, в котором находится объект, причем цвет этих стрелок обозначает время создания фотографии, так что легко выбрать фотографии нужной вам эпохи. Этому также помогает ползунок внизу, который позволяет ограничить временной диапазон.

Резюмирую все сказанное: перед занятием-встречей важно заранее осмотреться в выбранном месте и обжить его самому ведущему. Ведь если не произойдет вашей личной встречи с этим местом, трудно будет создать условия для чьей-то еще встречи с ним. При этом важно не только внутреннее пространство и его наполнение, но и внешнее (даже на природе, на Бутовском полигоне, например, важно, что этот лес или парк окружает). Это внешнее пространство помогает не только актуализации участников, нахождению себя "здесь и сейчас", но и погружению в историко-культурный контекст и нахождению связи с событиями прошлого. После собственной встречи с местом, важно договориться с администрацией о возможности организации занятия-встречи для других. И тогда можно приступать к разработке сценария своего занятия: продумыванию маршрута, выбору ключевых точек, выбору подходящих заданий, подбору иллюстративного материала и проч.


В заключение предлагаю рекомендательный список литературы. Обратившись к названным источникам, можно узнать о принципах и приемах, которые могут быть использованы при проведении события-встречи.

  1. Букатов В.М. Искусство толкования: Климт «Поцелуй» (1907-1908). Драмогерменевтические «разговоры запросто». ( читать)
  2. Букатов В.М. Процедурная «цепочка понимания» // Открытый урок (читать)
  3. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для опытных и начинающих учителей. – СПб.: Образовательные проекты, 2021. – 408 с.
  4. Климова Т. А. Режиссура образовательного пространства развития личности // Непрерывное образование. – 2021. – № 3(37). – С. 20-23.
  5. Климова Т. А. Режиссура образовательного события: инструменты театральной педагогики // Психология творчества и одаренности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 15–17 ноября 2021 года. – М: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 172-176.
  6. Климова Т.А., Никитина А.Б. Русская театральная педагогика: рождение личности в пространстве драмы (читать)
  7. Климова Т.А., Никитина А.Б. Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования. – М.: МГПУ, 2020. – 148 с.
  8. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001. – 128 с.
  9. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. – М., 2012. – 164 с.
  10. Педагогика искусства. Сборник материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого. Научные и научно-методические материалы, воспоминания. – М.: МИОО, 2013. – 480 с.
  11. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.
  12. Розенберг М. Язык жизни: Ненасильственное общение. – М.: София, 2009. – 272 с.
  13. Саймон Н. Партиципаторный музей. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 440 с.
  14. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. – 2010. – Вып. 1 (43). – 157 с.
  15. Шляхтина Л.М. Музейная педагогика: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИК, 2021. – 60 с.

Сведения об авторе
Тихонова Елизавета Александровна - педагог воскресной школы храма свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, выпускница магистратуры МГПУ "Театральная педагогика и режиссура образовательной среды"
rosanova@yandex.ru

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda