Для активизации познавательного интереса важно спрашивать об ожиданиях, а потом проверять их. Это могут быть ожидания по отношению ко всему занятию (что на нем произойдет или не произойдет? Чего вы ждете от сегодняшней встречи?), или к каким-то его частям (очень важно говорить об ожиданиях от того пространства, в которое люди еще не вошли, но которое видят снаружи). Обычно после входа в новое и наполненное важными смыслами пространство, я предлагаю участникам освоить его несколько минут самостоятельно, а потом мы собираем впечатления, делясь тем, что удивило, откликнулось, или наоборот, оттолкнуло, оказалось трудным и др. Здесь же и проверяем ожидания: насколько совпали или нет. Причём важно не то, чтобы совпали или наоборот. Важно отследить и обозначить любые свои ощущения, почувствовать как пространство действует на нас.
В заключение хочу поделиться двумя сайтами, которые помогут найти информацию о культурно-историческом контексте – я сознательно ничего о нем не говорила, сосредоточившись на другом – того места, которое избрано темой занятия.
Сведения о московских местах удобно искать на сайте
«Узнай Москву». В его разделах: «Маршруты», «Квизы», «Музеи», «Здания», «Памятники», «Места» – информация располагается как списком, так и на карте, что очень удобно, чтобы быстро найти точки вокруг интересующего места. Кликая на выпадающее название, вы попадаете на страничку, где есть как описание (часто весьма подробное и содержательное, написанное профессиональным автором), так и фотографии описываемого места или маршрута.
Проект PastVu – это проект по сбору свидетельств прошлого в фотографиях, на сайте проекта
https://pastvu.com можно найти старые фотографии самых разных мест мира, но Москва представлена наиболее полно, так как начинался проект как московский. Временной диапазон снимков с 1826 г. (первая известная гелиография «
Вид из окна в Ле Гра») по 2000 год. Москва представлена с середины XIX в. (первые дагерротипы). Здесь фотографии также ищутся по удобной карте: в точках, откуда сделан кадр, поставлены стрелки, указывающие направление, в котором находится объект, причем цвет этих стрелок обозначает время создания фотографии, так что легко выбрать фотографии нужной вам эпохи. Этому также помогает ползунок внизу, который позволяет ограничить временной диапазон.
Резюмирую все сказанное: перед занятием-встречей важно заранее осмотреться в выбранном месте и обжить его самому ведущему. Ведь если не произойдет вашей личной встречи с этим местом, трудно будет создать условия для чьей-то еще встречи с ним. При этом важно не только внутреннее пространство и его наполнение, но и внешнее (даже на природе, на Бутовском полигоне, например, важно, что этот лес или парк окружает). Это внешнее пространство помогает не только актуализации участников, нахождению себя "здесь и сейчас", но и погружению в историко-культурный контекст и нахождению связи с событиями прошлого. После собственной встречи с местом, важно договориться с администрацией о возможности организации занятия-встречи для других. И тогда можно приступать к разработке сценария своего занятия: продумыванию маршрута, выбору ключевых точек, выбору подходящих заданий, подбору иллюстративного материала и проч.
В заключение предлагаю рекомендательный список литературы. Обратившись к названным источникам, можно узнать о принципах и приемах, которые могут быть использованы при проведении события-встречи.
- Букатов В.М. Искусство толкования: Климт «Поцелуй» (1907-1908). Драмогерменевтические «разговоры запросто». ( читать)
- Букатов В.М. Процедурная «цепочка понимания» // Открытый урок (читать)
- Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для опытных и начинающих учителей. – СПб.: Образовательные проекты, 2021. – 408 с.
- Климова Т. А. Режиссура образовательного пространства развития личности // Непрерывное образование. – 2021. – № 3(37). – С. 20-23.
- Климова Т. А. Режиссура образовательного события: инструменты театральной педагогики // Психология творчества и одаренности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 15–17 ноября 2021 года. – М: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 172-176.
- Климова Т.А., Никитина А.Б. Русская театральная педагогика: рождение личности в пространстве драмы (читать)
- Климова Т.А., Никитина А.Б. Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования. – М.: МГПУ, 2020. – 148 с.
- Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001. – 128 с.
- Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. – М., 2012. – 164 с.
- Педагогика искусства. Сборник материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого. Научные и научно-методические материалы, воспоминания. – М.: МИОО, 2013. – 480 с.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.
- Розенберг М. Язык жизни: Ненасильственное общение. – М.: София, 2009. – 272 с.
- Саймон Н. Партиципаторный музей. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 440 с.
- Событийность в образовательной и педагогической деятельности. – 2010. – Вып. 1 (43). – 157 с.
- Шляхтина Л.М. Музейная педагогика: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИК, 2021. – 60 с.