– То есть, получается так, что на ваших спектаклях присутствует относительно немного зрителей и основное пространство спектакля игровое?
– На спектакле может присутствовать около 150 зрителей. Они сидят буквой «п». И в этом есть какой-то смысл. Важно, чтобы на спектакле, в котором играют дети, возникала особенно тесная взаимосвязь зрительного зала и сцены. Если зрительный зал большой, это не очень получается, а если нет, возникает уникальный и мощный эффект.
– А откуда у Вас возник такой сильный интерес к Шекспиру, к трагедиям? Это как-то связано с математикой?
- С математикой это никак не коррелируется. Когда я в глубоком детстве решал, кем я буду в будущем, выбор передо мной стоял очень смешной: либо по стопам одной основной части родственников – это педагогика, либо по стопам другой части родственников – это артисты. И мой дядя, Борис Натанович сказал: «А давай это обсудим». Он – учитель, очень известный учитель из Луганска, ученик Шаталова и продолжатель его дела. С отцом мы тогда уже вместе не жили, мои родители развелись. И дядя спросил: «А готов ли ты не зарабатывать большие деньги, будучи артистом или режиссером, готов ли ты к тому, что не все то, что ты сделаешь, будет воспринято "на ура"?» Я был тогда ещё очень маленьким и сказал «нет». Конечно же, я смалодушничал. И тогда он мне сказал: «Давай ты станешь хорошим учителем, а театр останется твоим хобби». И этим мы тогда как-то всё уравновесили.
Так оно потом и случилось. Театром я занимался где-то с класса седьмого-восьмого. В городе Сергиев Посад существовала театральная студия при Дворце культуры имени Гагарина под руководством Надежды Вячеславовны Домбровской, где я играл и «Бориса Годунова», и спектакль о тяжёлом положении темнокожих в Америке, и ещё много чего. И один раз даже попытался немного порежиссировать, когда Надежда Вячеславовна заболела и мы немного не успевали подготовиться к показу. Я изменил декорации, договорившись с партнёрами, мне показалось, что так будет лучше. Потом мне за это попало, а все, что я изменил, вернулось обратно на свои места. Меня это сильно расстроило.
Потом я поступил в МГПУ имени Ленина. Там тоже был свой театр. Его вел Вячеслав Мрктумов. Он тоже видел во мне звезду русской классики: я сыграл Большова в «Банкруте» Островского и Пичема в «Трехгрошовой опере» Брехта.
– Амплуа «главного провокатора»…
Позднее мы с ним неожиданно встретились, когда мы выдвигали наш первый вариант спектакля «Каменный гость» на фестиваль «Хрустальная капелька», я его увидел среди членов жюри.
– Он был профессиональным режиссером?
– Точно не знаю, но, наверное, да. Это был не просто театр, а факультет общественных профессий. У меня в дипломе написано, что я могу быть руководителем театрального коллектива. И свою тайную мечту – сделать театр, я лелеял до 1989 года, пока не оказался здесь, в школе №1530. К этому моменту я уже почти не верил, что когда-нибудь с театром столкнусь, пока Евгения Викторовна Кузнецова, основательница этой гимназии (теперь это опять школа), не предложила нам с моим девятым классом сделать спектакль к открытию школьного музея Ломоносова. Спектакль так и назывался «Михайло Ломоносов». Спектакль удался, и это тогда громко срезонировало. Много писали и говорили о том, что в школе создали музей и открыли его спектаклем.
– Со стихотворениями Ломоносова?
– Конечно. И она предложила попробовать сделать что-нибудь ещё, но для начала без зарплаты. И мы сделали два очень важных для меня спектакля: «Маленькие трагедии» (сцена из «Фауста», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость») и «Ромео и Джульетту» в маленьком зале, с уникальными декорациями, сделанными учителем труда. С этих спектаклей «Глобус» и ведёт сейчас свой отсчет. Прежде всего, получилось создать коллектив единомышленников. Это был 10, а потом 11 класс, старшие ребята, с которыми мы тогда почти не выходили из школы: заканчивались уроки, и мы сразу же начинали репетировать, а расходились только ближе к ночи. И тогда всё это получилось исключительно на одном только энтузиазме, но всем понравилось. И пошло-поехало.
– Это был именно кружок?
– Да. Это определенный способ существования, определенный способ финансирования. Тогда он оказался для нас самым подходящим. Потом структура существования постепенно выстраивалась и изменялась. Сначала я был человеком свободным и неженатым, мог себе позволить посвящать этому всё свое свободное время за очень небольшую доплату, потом это были 8 часов. И это была образовательная программа, выстроить которую нам очень помогла Александра Борисовна Никитина. Это была неотъемлемая часть гимназического образования. Когда человек приходил сюда учиться, он сначала получал возможность расширения, а потом индивидуальный учебный план, индивидуальную траекторию образовательного и личностного развития. И одним из вариантов такой траектории для него могли стать уроки театра. На первое место выходил человек и то, где и как он может себя раскрыть и реализовать наилучшим образом, будь то театр, научное общество или спорт. Мы помогали раскрыть талант и дать ему возможность развиваться. Все понимали, что школа – это единый дом, а театр – его неотъемлемая часть. Все гимназические балы и капустники держались на «Глобусе». А потом произошло резкое сокращение финансирования, потом к этому присоединился ковид, и дети немного изменились. Так что теперь это четыре часа в неделю. Как сохраниться в таких условиях – это сейчас очень сложный и болезненный вопрос, как и то, что такое дополнительное образование, что мы делаем в его рамках и что это нам даёт. И этот вопрос касается не только театра, а школы в целом, в том числе и математики. Нас ученики теперь часто спрашивают: «А если я в театре с Вами сейчас что-то сделаю, мне поставят пятерку, отразиться ли это как-то на моих результатах ЕГЭ?» Поменялся контингент педагогов, учеников и родителей.
– А ученики имели право голоса при выборе пьесы?
– Это достигается путем «ненавязчивого консенсуса». С текстом «Ромео и Джульетты» ученики впервые познакомились под моим чутким руководством не с точки зрения архаики, а с позиции, что можно найти современного в этом старинном тексте. И старая легенда о том, что некоторые реплики из прижизненных изданий Шекспира не сохранились, потому что засалились до дыр, это – история про нас. История про то, как ученики класса с углубленным изучением физики и математики тыкали друг другу пальцами в текст и говорили: «Посмотри, это же про нас». И Меркуцио, его играл, Андрей Солнцев, читал Шекспира под партой на уроке математики и Катя Маштакова, она играла кормилицу. И им очень нравилась сама атмосфера игры. Я тогда почти ничего не умел, как режиссер-педагог, только пробовал как-то взаимодействовать с ребятами, колдовал над созданием некой общности, тусовки. Это все, что я тогда мог. И это была почти секта: все идут, допустим, в кино, а мы продолжаем репетировать. И какие-то яркие проявления эмоций на спектаклях, когда смеются и плачут, были наградой. Это было очень давно и это было очень здорово.
Евгения Викторовна сказала: «Очень хорошо, давайте дальше будем делать кружок на законных основаниях».
– Уже с другими ребятами?
– Да. Изначально не предполагалось, что это будет касаться учеников младшей и средней школы: 9-11 класс, в крайнем случае, восьмиклассники. Я был очень благодарен за то, что нашел в лице учеников единомышленников, с которыми вместе можно задаваться вопросами: как жить дальше, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы? что лучше тихо тлеть или прогореть, но так, чтобы запомнили все остальные? Этот вопрос очень сильно меня волновал всю мою жизнь. Я сам такой человек – огненный. Не могу просто провести тихо какой-нибудь день. И в этом, прежде всего, заслуга матери и отца. Они оба – краснодипломники философского факультета МГУ, а отец ещё и довольно знаменитый философ. И вот этот круг книг, идей, разговоров, которые велись в доме, обсуждение горячих вопросов, споров, возможность сделать выбор, сформировали мой мир. Там, где можно было бы обойтись простыми вещами, я все время усложнял. Мне было интересно, зачем и как жить с сильной натурой, которая борется с судьбой в тяжёлых обстоятельствах, рефлексирует, ведёт за собой, побеждает или гибнет, но меняет мир. Пример яркого горячего человека, борющегося со сложными обстоятельствами, всегда привлекал меня очень сильно. Я о таком и читал в детстве больше всего.
– Потому что это были самые близкие из книг, которые были дома?
– Да. И мне удалось довести эту мысль до подростков. Не знаю, что было для них важнее: то, что мы все время были вместе и вели разговор на равных, или то, что мы всё делали своими руками, то, что со мной можно было поспорить, и в спорах, опираясь на склад их личности и на их мировоззрения, я выстраивал линию будущего спектакля, находя для воплощения спектакля более привычную, более современную для них форму разговора. Но их это захватывало. Нам было так хорошо в самом процессе, что мы иногда думали: «А зачем нам вообще спектакль выпускать?» Это для нас было вторичным вопросом. И мы на первой афише даже написали: «Мы сделали, то, что хотели, и вы можете прийти на это посмотреть, а если вам не понравится то, что мы сделали, вы в любой момент можете выйти, а мы будем и без вас продолжать то, что хотим».
Постепенно появилась мысль, что спектакль, плод наших долгих размышлений, споров и открытий, высказываний - три часа своего времени, которое мы хотим провести с интересными нам людьми. А они – очень интересные, с богатым внутренним миром, с большим потенциалом к развитию, пластичные. Между тем и этим возникает тесное взаимодействие, стоит что-то задеть в человеке, пробудить в нем, как он начинает преображаться. Поэтому и спектакли такие. Создание таких спектаклей возможно, только если вся творческая группа длительное время существует в режиме единения.
Кроме того, вдумчивые и подробные постановки пьес в их полном объеме можно сегодня не часто увидеть на сцене. И с нашей стороны – это ещё и такой рекламный ход навстречу зрителям. Мы даём им такую возможность. Так, например, было, когда мы делали «Троила и Крессиду», пьесу, которая редко встречается в репертуаре, жанр которой невозможно определить однозначно. Кажется, он игрался только в театре «Сфера». Я очень доволен тем, что спектакль получился у нас очень ходовым, замечательным и весёлым.
– В театре Вахтангова ещё был.
– Это уже было потом, после нашего спектакля.
Или спектакль «Мера за меру». Кроме, как у нас, его можно было увидеть только в постановке Деклана Доннеллана во время гастролей театра «Чик Бай Джаул». Это было, кажется в Малом театре, и там было очень мало зрителей, потому что московская публика его тогда ещё почти совсем не знала. И это было грандиозным событием. Мне очень понравилось, то, что он делает и то, как он это делает. И мне это очень импонировало.
– Потом из этого вырос Международный Фестиваль имени Чехова, куратором которого стал Д.Доннелан, так что с тех пор он и его спектакли приезжают к нам часто и пользуются большим успехом.
– Да, да.
– Некоторые из ваших спектаклей идут по четыре часа. Как получается создавать такие масштабные постановки в школьных условиях?
– Да. Так вот такие масштабные спектакли мы могли себе позволить, когда у нас было восемь часов театра в неделю. Сейчас в тех рамках, которые нам предлагаются, особенно не поговоришь. Адаптация произведения должна быть строго определенной и фильтрованной. Времени для обсуждений, для втягивания учеников в процесс становиться меньше. Задача разобраться «а что сейчас со мной происходит» становится основной и выходит на первый план. Для многих учеников сейчас характерна инфантильная рационализация мышления. Они более развиты физиологически, чем эмоционально. Они закрыты, боятся окружающего мира. В основном специфика образовательного процесса в целом не даёт им пространства научиться открываться, доверяться, впускать в свой мир других. Когда мы в первый раз ставили «Ромео и Джульетту» много лет назад, мы долго разговаривали, часто импровизировали. Сейчас у ребят чаще возникают вопросы: «Что я конкретно должен сделать, куда мне лучше пойти, направо или налево». Им бывает сложно расслабиться, попытаться пофантазировать и поимпровизировать, поразмышлять. Они стараются избегать ситуации, в которой можно сделать что-то «лишнее». «Скажите мне, что я конкретно должен сейчас сделать, у меня есть полтора часа, а через полтора часа мама меня заберёт, мы пойдем делать уроки/ в секцию восточных единоборств/ к врачу». И это данность, с которой приходится считаться. И в последнее время у нас рождаются спектакли, в основном, продолжительностью часа на полтора.
– Пьеса Байрона «Каин» - одна из тех пьес, которые традиционно вызывают трудности при попытках осуществить ее сценическую постановку. Это – пьеса поэта. Ее драматизм всё-таки более этический и поэтический, чем театральный. Но театры время от времени к ней иногда обращаются и это свидетельствует о том, что театр находится в состоянии поиска выхода на новый творческий уровень, но не всегда его находит или находит не сразу. Например, в МХТ в свое время «Каин» не получился, после чего этот театр вообще очень долгое время не обращался к пьесам в стихах. Как эта пьеса появилась в Вашем репертуаре? Что она значит для Вашей студии? Какие трудности и открытия проявились в работе над ней?
– «Каин» – последний спектакль, который мы успели сделать в доковидную эпоху, родился как раз уже с учётом этих возникающих противоречий и попыток их разрешить. Там в одном спектакле соединились ребята из двух поколений. Старшие разделяют привычные для нас интеллигентские ценности, интересуются литературой, театром, живописью, жизнью во всех ее проявлениях. А те, кто помладше, уже придерживаются принципа «от и до»: «расскажите мне, что нужно сделать от и до, я это сделаю, а дальше оставьте меня в покое, дальше я вас не пущу, это мое личное пространство и время». Возникает вопрос: чем я должен овладеть на выходе из театральной студии, что мне впишут в диплом, что я смогу вписать в список своих личных достижений? И на этот вопрос сложно ответить однозначно. За 4 часа актерским мастерством в полном объеме не овладеешь. Когда мы занимались по восемь часов, занятия пластикой и актерским мастерством, работа над созданием художественного образа спектакля ложились на очень хорошую почву, формировали личность, единый организм, от которого ничего не отнимешь. А сейчас, когда возникает вопрос «что я делаю», я не могу гарантировать того, что интеллектуальный уровень, пластика и актерское мастерство разовьются у исполнителя роли второго плана в той же степени, что и у актера первого плана, потратившего на это больше сил и времени, так как исполнитель роли второго плана не включается полностью в целостный творческий процесс, как это было раньше. И я даже не всегда могу понять, является ли это его личным мировоззрением и соответствует его желаниям или он просто придерживается линии, заданной ему его родителями. И отсюда вытекают для нас все «зачем» и «почему» этого спектакля.
– Про что для вас получился этот спектакль?
– Он, Каин, – бунтарь.
Образ Создателя, к которому обращаются остальные герои спектакля, это образ догматика, и в этом есть какое-то противоречие. Исключается сомнение, творчество, движение вперед. Предлагается некая догма, которой ты должен следовать, сам не зная, зачем и почему. В этом смысле Люцифер – загнанный в негатив творческий человек, который пробуждает в Каине стремление к сомнению, к движению вперед. На вопрос, зачем мы созданы, не может ответить никто, в том числе, и Создатель. Создав меня, ты предполагаешь меня равным, имеющим право на поиск истины или ты предполагаешь во мне раба? Трагедия в том, что любое сомнение обрекает человека на вечные муки.
Мы хотели поговорить о том, что человеку за все в жизни приходиться платить. За сомнения, за непонимание, за несогласие. Готовы ли вы терпеть лишения, ради того, чтобы на другой чаше весов всегда оставалась возможность поиска истины?
– Мне там видится несколько иная дилемма: Каин, в отличие от Авеля, не хотел убивать никого, в том числе и животных, но, пытаясь доказать это свое право, он убил своего брата, убил человека …
– Не хотел убивать, но убил. Может случиться и такое. Это тоже вариант расплаты, то ли Люцифер подвернулся, то ли судьба твоя такая, но один шаг – и может случится катастрофа, которая, бывает, и случается. И дальше ангел благословляет тебя клеймом и ты вместе с семьёй уходишь куда-то и расходиться с этим старым миром насовсем. Чем ты готов пожертвовать, чтобы сохранить свои убеждения? У меня нет ответа на этот вопрос в жизни, но в рамках художественного произведения мы можем поставить себя в ситуацию выбора. Это очень важно, и со временем становится все более важным. Сейчас нас окружает много «жвачки», много того, что затрудняет понимание смысла нашего существования. И разобраться в этом важно. Без ответа на этот вопрос, мне кажется, дальнейшее существование человека вообще невозможно, это некая воронка, горнило, через которое необходимо так или иначе пройти. Человек должен разобраться в том мусоре, который его окружает. Об этом мы стараемся говорить своими спектаклями.
После этого у нас получился ещё один неплохой вариант «Каменного гостя», с которым мы вышли на «Театральный Олимп».
– Получается, что ваш театр отчасти брехтовский, дискуссионный. Посредством спектакля организуется некая дискуссия?
– Да. Раньше после каждого спектакля меня всегда приглашала к себе директор школы, чтобы уточнить, а про что это мы. И уточнив, про что, говорила: «а, это хорошо». И это очень важно, ведь мы работаем с детьми. Здесь очень много вопросов, которые нужно регулировать, чтобы из лучших побуждений не завести ребенка в дебри, откуда ему самостоятельно не выбраться.
Самый удивительный спектакль, который у нас получился, это спектакль по поэзии Рэмбо. Мы соединили два произведения в одно «Лето в аду» и «Озарение». Получился такой спектакль, как квинтэссенция всех мыслей, о которых я Вам только что рассказывал. Первый вариант спектакля был камерным, мы его играли в литературном музее, а второй мы играли под огромным куполом из ткани, который нависал над нами.
– А как Вы работаете, над произведениями, которые входят в программу по литературе, например, «Горе от ума».
– Прекрасно работаем, потому что текст уже всем знаком. Репетируя «Горе от ума», я разрешил себе и ребятам импровизировать так, как им заблагорассудится. Я понимал, что я хотел сделать, но старался, чтобы это вышло легко, ближе к ним, в игровой форме. Мы делали весь спектакль на этюдах. Мы придумывали всевозможные фишки прямо по ходу репетиций. И тот момент, когда Чацкий появляется из -под стола, как чертик из табакерки, сразу после разговора Фамусова с Софьей и Молчалиным – это тоже результат импровизации. Нам не хотелось, чтобы он вбежал по-старому «чуть свет, Вы на ногах, и я у Ваших ног». Чацкий – это душа, маленький оловянный солдатик, который живёт в каждом доме. Он живёт в каждом из нас, до каких бы степеней падения он не скатился. Он сулит маленький взрыв в будущем, который обязательно должен произойти.