Устройство форум-театра позволяет подросткам быть не только зрителями, но и создателями подобных спектаклей, особенно если их в это путешествие сопровождает режиссёр, психолог или педагог, готовый искать ответы вместе с группой и не занимать позицию «пристройки сверху». Взрослый в данном случае отвечает за комплекс подготовительных упражнений и последовательное соблюдение механик, что помогает участникам творить в коридоре импровизации. Форум-театр может родиться в школе, в студии и в принципе в любом проекте по работе с подростками: он зависит не от площадки и государственного плана, а исключительно от актуальности для участников, от желания сделать и показать.
Ведущий форум-театра, который создаёт спектакль с подростками, вынужден соблюдать баланс актёрских и психологических практик, чтобы спектакль получился спектаклем и при этом был посвящён значимой для участников теме. В программе подготовки можно использовать тренинговый комплекс Аугусто Боаля (большое количество упражнений, связанных с телесностью, звучанием, визуальными образами, памятью, героями и так далее, описано в книге «Игры для актёров и неактёров», которая есть на английском), а можно составить программу самостоятельно. При таком балансе, выводящем участников на исследование себя, доверительный разговор об актуальных проблемах и коллективное творчество в безопасной атмосфере, репетиции могут быстро превратиться в пространство, куда подростки будут приходить за поддержкой и общением. Ведущему занятий очень важно предполагать этот эффект и заранее прояснить для себя, с какой целью в первую очередь создаётся форум-спектакль: для проработки конкретной проблемы участников группы, для предъявления важной темы зрителям, для апробации формата, для создания и поддержки подросткового сообщества. Понятно, что все задачи так или иначе будут выполняться, но определение главной цели приводит к ответу на вопрос, чем в итоге окажется форум:
- технологией, помогающей достаточно быстро создать спектакль с непрофессионалами,
- театрально-педагогической практикой, направленной на личностное развитие и психологическую поддержку участников,
- социально-художественным (или активистским) высказыванием, предлагающим поговорить об определённой уязвимости на поле театра, или
- просветительским инструментом, делающим видимой определённую проблему.
Правильного ответа, разумеется, нет — форум-театр тем и хорош, что может быть гибким.
В 2021 году я работала над двумя форум-спектаклями с подростками. Главные цели их отличались.
Первый состоялся в Политехническом музее в рамках проекта
«Облака разных размеров и цветов», созданного специально для работы с детьми и подростками с миграционным опытом. Основная специализация проекта — анимация и монтаж, но команда решила расширить поле творческих практик и одну из мастерских посвятила театру. Вначале организаторы пошли по «традиционному» пути и попробовали создать литературоцентричный спектакль, смешанный с документальным и опирающийся на замысел режиссёра. Однако обнаружилось, что задача у театральной мастерской всё-таки другая — не просто инициировать выступление ребят на русском языке, но и помочь им поговорить о том, что их действительно волнует. Тогда организаторы обратились к форум-театру (я стала консультанткой по формату и ведущей группы), и за два месяца нам удалось подготовить и показать спектакль о типичных для ребят ситуациях: ссоре в автобусе из-за незнания русского языка, неприятии одноклассников с «нерусской» внешностью и предубеждённом отношении к ним администрации школы. Программа занятий состояла из упражнений, связанных с движением, пространством, рисованием и молчаливыми этюдами. Основная ставка делалась на невербальное выражение эмоций и ситуаций, которое не требует высокого уровня владения русским языком. В итоге обнажился главный дефицит ребят — невозможность объясниться. Сюжеты для спектакля родились из необходимости решить эту проблему и во многом основывались на реальных ситуациях из жизни участников. В итоге спектакль, который мы показали дважды, нашёл отклик не только у подростков с опытом миграции, но и а) у подростков без такого опыта, тем не менее, сталкивавшихся с непониманием и травлей, б) у педагогов, работающих с подростками в школах, в) у взрослых, которые в жизни становились свидетелями дискриминации, г) у представителей других социально уязвимых групп, тоже имевших опыт миграции или, например, входящих в сообщество глухих и точно так же встречающихся с трудностями в коммуникации. Ребята получили опыт публичного выступления, прибавивший некоторым из них уверенности в себе, но главным результатом стал разговор о проблеме, которая попала в зону видимости зрителей.
Второй форум, точнее, две отдельные сцены в формате форум-театра, были созданы в театральной лаборатории проекта
«Подростки и котики», направленного на создание и поддержку самоорганизованного сообщества подростков, столкнувшийся с трудной жизненной ситуацией, зависимостями и психическими расстройствами. Театральная лаборатория — годовой проект, в котором участники вместе исследуют разные виды современного театра. Основная цель здесь поддерживающая и по необходимости терапевтическая: важнее не то, кому и сколько раз участники покажут спектакль, а то, что они сами узнают про себя в процессе его подготовки. Сцены форум-театра оказались посвящены взаимоотношениям с родителями. Подготовка и показ велись немного по иной технологии, чем в предыдущем случае, хотя заняли те же два месяца со встречами раз в неделю. Используя метафорические инструменты, мы много говорили о чувствах, делали коллаж о проблемах подросткового возраста, затем перевоплощали его в живые скульптуры и развивали в сцену. Все вместе мы продумывали персонажей, обсуждали их жизненную ситуацию, мотивацию и реакции, отчего спонтанно рождались диалоги. Эта спонтанность продолжилась и во время показа: ребята на сцене отвечали на множество вопросов о своих героях, благодаря чему зрители понимали происходящее гораздо лучше. Во время показа взаимодействие проходило по грани развлечения и серьёзного разговора, так что все участники — и на сцене, и в зале — получили не только опыт размышления о психологически сложной ситуации, но и опыт энергичного со-бытия. Здесь в центре внимания оказались выступающие: образы героев позволили ребятам поговорить о важном в игровой форме, а сам опыт участия в спектакле, удавшийся даже без актёрского опыта, продемонстрировал их собственные возможности и оказался позитивным и развивающим. На следующем шаге ребята в лаборатории создадут перформансы, которые позволят с другой стороны взглянуть на волнующие их проблемы.
Опыт создания подобных проектов показал мне, насколько легко подростки включаются в создание форум-театра. Проблематика им не чужда и не навязана извне, формат понятен, динамика увлекает, результат интересен и важен. На данный момент мне кажется, что для участия в форум-спектакле ребятам совсем не обязательно иметь какой-либо театральный опыт. Если в группе комфортно и безопасно, участники готовы довольно открыто говорить о том, что их беспокоит, и/или показывать это на сцене, защищённые образами персонажей. Коллективное созидание в форум-театре не элитарно, оно не требует особой начитанности и насмотренности, особого мастерства. Оно делает ставку на искренность и раз за разом выигрывает, потому что человек уже является экспертом в том, как быть собой. Задача же театрального педагога в процессе подготовки такого спектакля — с помощью упражнений (на самом деле практически любых, главное — совместных и обсуждаемых) и искреннего включения в интересы подростков создать атмосферу доверия, в которой хочется говорить о важном и творчески проявляться.