Развитие образовательной среды средствами театральной педагогики
Уважаемые коллеги!

Мы уверены, что для всех нас, кто живёт в разных городах, работает в разных школах и разных театрах и интересуется ценностями и методами театральной педагогики, важно делиться друг с другом размышлениями и опытом.

Если мы просто читаем каждый по отдельности какие-то тексты, то этого мало, чтобы сложилась профессиональная общность и развивалось наше направление в педагогике.
Зимой 2022 года наша Лаборатория (ЛСКОП НИИ УГО МГПУ) вошла в состав Федеральной инновационной площадки (ФИП) и открыла в рамках этой площадки направление театральной педагогики. Флагманом этого направления стала Московская школа №1811.
Здесь мы предлагаем диалог как для участников ФИП, так и для всех, кому интересно подобное общение. Если Вы откликнитесь на наше предложение и заполните формы обратной связи, скорее всего, нас с Вами ждут очень интересные онлайн, гибридные и очные встречи.

Мы подобрали несколько материалов, на примере которых хотим поговорить о театральной педагоге в школе.

Пожалуйста, познакомьтесь с некоторыми из них по выбору и заполните формы обратной связи.

Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования
Монография. Климова Т. А., Никитина А. Б. Москва 2020.
В монографии на странице 125 расположено Приложение – «Принципы составления театральной тетради». А на странице 145 – структура театральной тетради.

Театральная тетрадь – это методический материал для учителя, который разрабатывается театром или школой для работы в школе вокруг просмотренного спектакля. Для каждого отдельного спектакля тетрадь разрабатывается отдельно. А мы публикуем в нашей монографии методическое пособие по разработке такой тетради.

Структура театральной тетради даёт о таком пособии максимально краткое, сжатое представление.

Мы предлагаем Вам познакомится со структурой театральной тетради и ответить на вопрос: какие разделы Вас заинтересовали, о каких разделах Вам захотелось узнать подробнее и почему?
    Если у Вас, действительно, появилось желание, прочитайте в тексте «Принципы составления театральной тетради» те разделы, которые Вас заинтересовали, ответьте на вопросы.
    Театральные каникулы. Город как учебник. 100 идей для учителя
    Книжка эта методическая, и она создана в помощь учителю, который хочет плодотворно использовать на своих уроках методы театральной педагогики, вести студийные занятия или ходить с детьми в театры. Но написана эта книжка в форме коротеньких, почти анекдотических историй. Каждый кейс повествует о том, как учитель хотел сделать «как лучше, а получилось как всегда», но руки у творческого учителя не опустились и он сумел обратить неудачу в полезный опыт.

    Пожалуйста, выберите для прочтения ОДНУ историю.

    Если Вы работаете в начальной школе, это могут быть:

    • «Воспитание искусством»
    • «Гофманиада»
    • «Видали мышку на ковре»

    Если Вы работаете в средней школе, это могут быть:

    • «Право на авторство»
    • «Моя мама меня любит»
    • «Некоторые любят погорячее»
    • «Вредные советы»


    Город как учебник: 100 идей для учителя. Театральные каникулы. Авторы: Никитина А.Б. Издательство: Авторский Клуб.
    Если Вы работаете в старшей школе, это могут быть:

    • «Смех сквозь слёзы»
    • «Вечно современный Мольер»
    • «Как Тузик грелку»
    • «Театральный разъезд»

    Если Вы работаете в школе методистом, и в Ваши задачи входит повышение квалификации учителей, это могут быть:

    • «Свободу Юрию Деточкину»
    • «Чего мы там не видели»
    • Если ваша задача – работа с родителями, это могут быть:
    • «С другой стороны коробочки»
    • «Недоиграли»

    Итак, прочитайте одну историю, которая больше всего откликается специфике Вашей реальной работы.

    Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.
    Партиципаторная библиотека и школа
    В сборнике представлено несколько статей, описывающих практики применения театральной педагогики в классе.

    1. Кукушкин В.В., Никитина А.Б. "Чтение с остановками в жанре театральной педагогики" читать
    2. Кукушкин В.В., Черепова Н.В., Зимакова Т.М. "Режиссура урока: от теории к практике (рассказ Е. Носова «Живое пламя» в 4-ом классе)" читать
    3.. Киселева С.В. Наганова Е.В. "Развитие пространственно-образного мышления и метапредметных связей в начальной школе методами театральной педагогики и режиссуры образовательной среды" читать
    4.Кузнецова М.С., Савченко И.С. "Возможности школьных уроков литературного чтения в решении трудностей взаимоотношений подростков (басни И.А. Крылова в 4-ом классе)" читать
    5. Зимакова Т.М., Тигровская О.М. "Разработка сценария и проведение интегрированного урока искусства как опыт взаимодействия педагогов начальной школы" читать

    Партиципаторная библиотека и школа Авторы: Асонова Е.А., Романичева Е.С. и др.. Издательство: Авторский Клуб.
    Выберите один текст, название которого показалось Вам наиболее актуальным для Вашей работы, и прочитайте его.

    Во время чтения, пожалуйста, заполните «бортовой журнал» по подготовленной нами форме
    Блог ЛСКОП МГПУ "И ТП, И ТД: театральная педагогика и театр детей"
    В нашем блоге мы постарались собрать самые разные материалы по театральной педагогике: аннотированные списки специальной литературы, статьи по истории вопроса, тексты об основателях ключевых подходов и направлений, наиболее распространённые и самые новые экспериментальные практики. Здесь есть описания применения практик театральной педагогики в школе на уроке, в летнем лагере, на студийных занятиях и в профессиональном театре.

    Мы предлагаем Вам познакомиться с материалами блога, выполнив следующие действия:

    1. Воспользовавшись строчкой «поиск» введите интересующие Вас ключевые слова, например: на уроке в школе; в театральной студии; как обсуждать увиденное; современные практики; история театральной педагогики; опыт зарубежных коллег или что-то ещё.
    2. Просмотрите статьи, которые Вам выпали по поиску, выберите из них те, которые Вам действительно, интересны.
    3. Просмотрите статью.
    4. Сформулируйте, пожалуйста, как бы Вы назвали раздел сайта, в котором должна находиться эта статья, чтобы Вам было удобно её найти.
    5. Напишите небольшой текст(аннотацию), чтобы он давал более ясное представление читателю о том, что он найдёт в этой статье.
    Благодарим за сотрудничество и активную работу!
    Если у Вас есть какие-то вопросы, предложения или соображения. напишите нам на scopp2014@mail.ru
    Made on
    Tilda