В этом смысле я, к примеру, не приемлю нездоровую атмосферу соревновательности, хамство, эгоизм, где основной посыл- "мы лучшие", мы "порвëм всех", мы существуем сами по себе. И это то, чем озабочен коллектив. Такое я не приемлю, резко против этого - и мы не берём в дальнейшем такие коллективы к себе на проекты.
В этом ключе можно порассуждать, что можно выбрать модель без распределения мест, деления по номинациям. Я всё-таки пришёл к выводу, что в данных реалиях, мне ближе форма, где присущ здоровый соревновательный дух. Это, на мой взгляд, помогает участникам быть более собранными, организованными, задаёт определённую планку ответственности. И при всей субъективности оценки, все-таки позволяет увидеть какие-то ориентиры для своей работы - это касается, конечно, в большей степени старших участников и режиссёров- руководителей, хотя впрочем и малышей тоже, если в коллективе налажен диалог между детьми и руководителем. Это имеет ещё и оттенок образовательного ориентира. Да и оценка твоей работы жюри это ещё и осмысление, анализ. И, в конечном итоге, возможность порадоваться за себя и за своего собрата по цеху, где-то погрустить, где-то наоборот встряхнуться. Это ещё важно и с точки зрения воспитания чувств, приятия "другого". Здесь необходимо правильно определить отношение к этому, где должны помочь и руководители тоже. И ещё мне кажется такая оценочная модель, если она справедлива ,конечно, насколько это вообще возможно в искусстве, позволяет уйти от необязательности и излишней "милоты", когда всё прекрасно и замечательно и тут появляется много возможностей для размытия любых критериев и образовательных и воспитательных в том числе.
Вообще, мне кажется, суть фестивалей в том, чтобы происходил обмен. Обмен впечатлений, энергий, эмоций, творчества, поиска, мнений и размышлений, происходило живое общение. Это то, что помогает уйти от собственной зацикленности, "застоя", помогает развиваться всем участникам этого процесса и маленьким артистам, и взрослым, и режиссёрам, и руководителям, и организаторам, и даже педагогам и членам жюри...
И в этом смысле для меня, конечно, более ценны фестивали, проходящие в живом общении в форме непосредственных встреч "живьём". Хотя, из нами проведённых с 2009 года 37 фестивальных проектов, четыре мы провели в онлайн дистанционно. Это была вынужденная история, связанная с пандемией. Но это отдельный разговор.
На наших проектах для меня самое ценное это создание духа фестивальной жизни, живого общения, партнёрства, большой общей команды и радости совместного творчества. Всё это, конечно, в купе с показами, с мастер-классами и всеми остальными фестивальными мероприятиями.
Конечно, важно и то, чтобы случались интересные показы. Это не всегда происходит одинаково хорошо. Бывает, год на год не приходится. Но всегда на фестивале есть две-три работы (бывает и много больше), которые становятся приятными творческими открытиями, что придаёт дополнительный смысл всей этой непростой истории под названием фестиваль.
В показах очень важно именно то, что происходит обмен творческим поиском, пробами, энергией. Это становится новым прекрасным опытом, как для режиссёров руководителей, так и для самих ребят. Когда есть возможность размыкания на другие "истории". Я здесь имею в виду разность коллективов, разность взглядов, эстетик, тем, творчество других и, конечно, возможность поделиться своим. Это становится также и образовательной составляющей, этакое активное "наблюдение". Сами же мастер-классы дают возможность вобрать в себя то новое, с чем ты ещё не знаком. Происходит это посредством взаимодействия с педагогами и тех методик, которые они используют. Что позволяет тоньше и внимательней, обострённей, прислушаться к самому себе, поскольку сама атмосфера такого нового непривычного блиц общения на практике, способствует новым личностным открытиям.
Ещё одним ценным фактом на наших фестивалях для меня является "наблюдение" роста и взросления наших участников в прямом и переносном смыслах. Потому как часто ты с ними знакомишься, когда им 10 лет, а потом понимаешь, что сегодня ему уже 18...!!! И он эти годы рядом, здесь, взрослеет, меняется...