«Дети – наше будущее», - этот лозунг из «Красной газеты» революционных лет прочно перешёл в сознание XX века, и, похоже, не только в России. В 1994 году, затевая фестиваль–манифестацию детского театрального движения «Театральный квадрат» Сергей Казарновский написал на афише: «Дети не будущее, а настоящее». С тех пор эта мысль стала одной из основных идей детской театральной педагогики нового, XXI века. Вот и на педагогическом форуме 10-го Всемирного фестиваля детских театров президент АИТА Норберт Рейдрмакэр (Германия) сказал: «Дети не могут и не должны нести ответственности за завтрашний день. Они живут сегодня, здесь и сейчас. И их театр должен говорить о том, что они чувствуют и переживают сегодня». Он же точно назвал основные проблемы, с которым сталкивается детское театральное движение во всех странах: «У нас считается, что дети должны играть в песочнице, а не на сцене. В их способности никто не верит. Но дело в ином - детский талант отличен от взрослого. Дебаты о том, каким быть детскому театральному творчеству должны лежать в области эстетики».
Педагоги и режиссёры из самых разных стран: из Индонезии, Чехии, Прибалтики, России говорили о том, что в детском театре главное – полнота и искренность проживания, энергия подлинного действия. Режиссёр «Тоомклуби Театрикооль» из Таллина - Марэт Оомер уверена, что детское театральное творчество «это возможность для детей ДУМАТЬ и ДЕЙСТВОВАТЬ на сцене, где важна не техника, а внутреннее движение». Педагог театра «Танах Аир» Хосе Ризаль Мануа (Индонезия. Джакарта.) говорит: «Основной смысл театральной работы – развитие духа творчества в детях. Мы должны дать им возможность быть детьми и выразить своё представление о жизни. В процессе репетиций мы стараемся помочь детям отказаться от рутинной философии. В повседневной жизни мы очень заморочены и детерминированы, у нас, взрослых, много штампов. Мы хотим из них выйти вместе с нашими воспитанниками». Педагоги театральной группы «KUK» из Чехии уверены: «Основная задача – дать детям возможность проявиться в творчестве. В работе важно соединить идеи самих детей (их темы, импровизации) и их сценические возможности. Поэтому сначала полезно делать пластические работы, вне слов».
Театральный критик Геннадий Дёмин, выступавший на фестивале главным редактором ежедневной газеты, соглашался с педагогами из Чехии. Для него очевидно, что дети наиболее органичны и энергетичны в движении, и наименее убедительны в слове. Но такую позицию на фестивале разделяли не все. Педагог литовского театрального института Данута Вефноскайте уверена, что работать над речью в детских театрах необходимо, что проблема сохранения хорошей речи и национальных языков – общемировая проблема: «Все режиссёры мира должны быть ответственны за слово и язык» - сказала она. А Марэт Оомер, в целом согласная с этой позицией, поставила вопрос сложнее: «Театр – это театр, хоть и детский. Дети не профессионалы, и это налагает на нас дополнительную ответственность. Поэтому на фестивале я задумалась о языке в широком смысле. Как связать различные языки театра воедино, чтобы достичь гармонии?»
Очень содержательными и интересными были на конференциях и форумах реплики одного из специалистов российского центра АИТА, режиссёра Михаила Чумаченко. Как и многие коллеги, он отмечал, что детский театр и детский фестиваль очень зависят от взрослых и мера их ответственности огромна, а взрослые игры тут всегда видны и очень опасны. Он говорил о том, что волновало большинство участников фестиваля: главным тут должен быть ребёнок, но зачастую жёсткая постановочная режиссура нивелирует личность, а увлечение техникой и законами построения шоу приводит к тому, что главными становятся дыммашины, немыслимые децебеллы, дискотечный свет и киноэкран. Михаил Чумаченко говорил и о том, что в театре, где играют дети, всегда трудно определить, что важнее: репетиции, обучение детей или зрелище? Раздумывая о спектаклях фестиваля, можно говорить о многом, что является общетеатральной проблематикой, а не специфической проблемой театра детей: о режиссуре, о синтетическом театре. Здесь, как и у взрослых, в последнее время элементы актёрского мастерства иногда оказываются последними, проигрывая вокалу, хореографии или визуальному ряду. На детском зрелище начинают зарабатывать деньги, и он теряет свой природный смысл. Одна из самых интересных задач, с точки зрения Михаила Чумаченко - пересказать классическую литературную историю языком современного детства. И эта задача остаётся, чаще всего, не решённой. Но так же нерешёнными остаются и корневые задачи такого театра: «Педагоги по сценическому движению считают, что надо поменять всю программу преподавания актёрского дела, которая поможет разбудить тело, приобрести необходимый для развития чувств и творческой фантазии опыт, - говорит М. Чумаченко, - Нынешние дети не лазают по деревьям, не валяются на траве, не прыгают в реку с обрыва, а сидят за компьютером. Они даже улыбаться разучились. Техника заменила мимику - :) . Театр, где играют дети и подростки, нужно рассматривать как переход к нормальной жизни. Он сегодня может решать адаптационные проблемы. Мы и сами могли бы вернуться с детьми к самим себе, но… Встаёт вопрос: как оставить детям их игровое пространство?» Об этом же говорил и один из лидеров детского театрального движения в России, художественный руководитель театра «На Набережной» (Москва) Фёдор Сухов: «Театр, где играют дети – живая экологическая система, говорим ли мы об одном коллективе или обо всём пространстве».