В чем же ценность документального театра для театральной педагогики и современного подростка?
Театр - это объединение небезразличных людей, способных анализировать современные проблемы, посредством создания художественной действительности. И документальный театр занимается этим напрямую. Он вовсе не исключает элемент актерского мастерства, он не исключает даже яркого театрального костюма. Дети не просто рассказывают реальные истории, но также изучают человека, чью историю они озвучивают: его мимику и жестикуляцию, его темперамент, характерные привычки, речевые особенности и т.д. Для меня же особенно ценно, что благодаря подобной работе у детей стираются клише о театре, они перестают думать, будто мы «изображаем» кого-то, и что для этого достаточно надеть костюм. Обычно именно с этими представлениями дети приходят в студию, они полагают, что главное надеть костюм, выйти на сцену, заговорить неестественным голосом - и готово.
Осознание того, что персонаж не выдуман, а реален, учит детей ответственному отношению к персонажу. Ведь в документальном театре, несмотря на то, что человек, чью историю они рассказывают, реален, для них он все равно является персонажем. Так же этот опыт учит тому, что говорим мы о чем-то важном для нас, а не просто воспроизводим сюжет.
Опыт документальных постановок у нас в студии не большой. Для меня больше интересны его методики, тренинги и использование его, как приспособления и метода работы над постановкой. Но мы всё же немного прикоснулись к этому типу театра. Причем сделали это в новогодних постановках.
Первой и наиболее удачной постановкой был показанный на фестивале «Маленький спектакль» вербатим «Dead Мороз». Название мы позаимствовали у пьесы Марты Райцес, которая и натолкнула меня на создание этого вербатима. Он состоял из реальных историй о том, как дети узнавали, что Деда Мороза не существует, а точнее, что Дед Мороз - это лишь обман и иллюзия, созданная и поддерживаемая родителями. А прологом к спектаклю был этюд, в котором Дед Мороз умирал на глазах у публики и актеров. Через эту тему мы поднимали проблему взросления, как умирания наивной веры в чудо и волшебство. Но конечно вела я и детей, и зрителя не к мысли, что все тлен и чуда нет. В ходе историй дети вспоминали, как проявлялся Дед Мороз в их жизни, кто приносил им подарки, кто сохранял и создавал для них эту сказку. Некоторые рассказывали о том, как они потом в свою очередь, уже зная, что это родители, помогали, подыгрывали и делали вид, что верят, чтобы сохранять вместе ощущение чуда. Мысль, и идея, которую мы закладывали – это создание и поддержание чуда, любовь и забота родителей, как чуда, ну и вообще, об обыкновенных, но прекрасных чудесах. И Дед Мороз в конце нашей истории воскресал.