Я говорил Иосифу Борисовичу: «Понимаете, что я не знаю, что там на самом деле открыли для искусства Микеланджело или Рембрандт, что они написали, я даже не знаю!» А он говорит: «Ну, ничего, заодно узнаешь». Он мне правильную для меня вещь сказал: «Главное рассказывай только о том, что тебе интересно. И думай о том, чему ты хочешь научить через свой предмет. Предмет — это средство, а цель в чем-то другом». И вот я оказался учителем МХК. Для меня это было крайне новым, я в течение года сам все только узнавал. Я просто приходил и детям говорил: «Вот я в течение недели столько всего узнал…».
Конечно, я тогда использовал какие-то учительские стереотипы, и потом постепенно от них отказывался. Допустим, что тетради надо проверять красной ручкой. Я потом через несколько лет себе задал вопрос: зачем я проверяю красной ручкой, для чего? Я не знаю. Сейчас я уже вообще от самостоятельных и контрольных работ отказался. Зачем мне то, что сразу разрушает процесс?
Александра Никитина: А как Вы ставите оценки?
Александр Демахин: Я ставлю много оценок, и самых разных. Но я, скорее, зеркало для учеников. Я могу отразить какие-то проблемы, неточности. У нас есть традиция писать к творческим работам небольшие пояснения: замысел у меня был такой-то, задачи я себе поставил такие-то, организовать пытался так-то и так-то. И вот соответственно этим комментариям я оцениваю результат: что из задуманного получилось.
Я предлагаю им самим выработать какую-то критериальную базу, по которой можно относиться к собственным работам. Чтобы можно было соответственно этой базе работы оценить. Важно обосновать, почему у них сложилась такая критериальная база, и каждый критерий для каждого вида работ я прошу их обосновать. А если ты нашел какой-то недостаток, предложи, как его можно поправить.
Я, например, делал годовые рефлексии. Надо было выделить:
- одно главное утверждение об искусстве, которое они за этот год поняли;
- 2 навыка, 2 skills, которые, как им кажется, они «прокачали» в этом году;
- 3 проекта, 3 задания, которые на их взгляд были наиболее результативны;
- 4 челенджа, 4 вызова себе, которые, исходя из вышеназванного, можно определить на следующий год - проект, куда можно двигаться.
Мы объединялись в команды, обсуждали эти skills, эти челенджи. Заполняли доску, визуализировали наши мысли и предложения.
Александра Никитина: То есть получается, что это совместное оценивание, что это Ваша совместная рефлексия по поводу проекта, ученика и учителя.
Александр Демахин: Не всегда так получается, но мы к этому стремимся.
Александра Никитина: Когда Вы почувствовали, что как учитель, Вы – это Вы, что у Вас есть свой стиль, свои принципы? Что Вы знаете, к чему Вы стремитесь, и как Вы собираетесь достигать своих целей?
Александр Демахин: Вот уже 15 лет будет, как я попал в школу. Насколько я меняюсь? На одном семинаре я услышал формулу: на первом этапе учителю интересен он сам, на втором этапе есть интерес к приемам, которые он использует, а на третьем этапе- дети, ученики, в центре внимания. Конечно, я сам для себя интересен, но смею надеяться, что я сейчас нахожусь где-то между приемами и учениками. Хочется верить, что у меня в центре не приемы, а собственно ребята и то, что они делают.
В 7 и 8 классе возможно такое, что я 30 минут что-то рассказываю, а потом 15 минут активно работают ученики. Но дальше мое дело - сторона, мое дело — чуть-чуть задать углы зрения, сфокусировать взгляд, а дальше – их активность. Важно, чтобы они сами двигались в познании. Наше занятие в 11 классе происходит так: выходят люди, рассказывают, что нашли, открыли, показывают собственные творческие работы, обсуждают. А я сижу в зале и чуть-чуть добавляю что-то в обсуждение, чуть-чуть реагирую. Мне важно к 11-му классу дойти до того, чтобы меня, как солиста в классе не было. Чтобы это был такой процесс, который чуть-чуть был бы так мною задан, чтобы он продуктивно совершался почти сам по себе, а я только как эксперт я в нем присутствовал.
Мне сложно назвать момент, когда я осознал себя как учитель. Как ни парадоксально, наверное, когда меня отправили на конкурс «Учитель года». Там есть испытание «Представление опыта. Ты за 10-15 минут должен рассказать, в чем состоит твой основной ход, приём, практика. Я мучительно к этому готовился. Но на самом деле мне было это очень полезно. До этого было просто смутное ощущение, что вот так вот - настоящее, а по-другому - не настоящее. А тут мне надо было сформулировать, в чем состоит это «настоящее». Я уже учился в ГИТИСе на режиссуре, и помню, я не пошел на биомеханику, а остался делать в общаге свою презентацию. И тогда я для себя какие-то вещи в первый раз, пожалуй, назвал своими именами, понял, что для меня важно. Но, мне кажется, все время надо что-то менять, менять форму. Если сегодня так, то завтра и послезавтра уже по другому. Все время надо меняться.
Александра Никитина: То есть для формирования среды еще важна неожиданность и новизна?
Александр Демахин: Полагаю, да.
Переживание искусства
Александр Демахин: Как-то раз одна моя коллега, задала вопрос: как я считаю, вправе ли я давать задания, которые я сам не могу выполнить? Я же иногда честно говорю: «Я не знаю сам как. Мне интересно как вы это сделаете».
Мне кажется, что всё можно. Но тут надо понимать, что за процесс происходит. Там же, как раз открытие происходит! Вот у нас сейчас был в 10 классе импрессионизм. Я им предложил: «Вот 10 минут у вас, и вам надо придумать ситуацию, чтобы произошел просто акт чистого зрения, такой, как вы сами это понимаете. И чтобы в процессе этого акта возник образ. Только в процессе зрения как акта - и больше ничего». И интересно, что все по-разному сделали. Пара работ была таких, где ребята реально занялись исследованием восприятия человека. Они построили на примере восприятия живописи такие ситуации, где они наглядно показали, здесь и сейчас, как восприятие человека связано с его внутренним состоянием. Ценно, что они занимаются действительно исследованием зрительного восприятия и его связи с внутренней жизнью человека.
Александра Никитина: Много заданий концентрируют их на созерцании, на восприятии? В каждом уроке есть такие задания, которые концентрируют на слушании, на зрении, на тексте, на медитативном восприятии?
Александр Демахин: Я иногда задумываюсь, что маловато. Я стал думать, что это надо. Я привык, что мы много вербализуем, много говором о смыслах. Я к своему стыду признаюсь, что Романа Григорьевича Виктюка не стало, а я один раз за 20 лет был в его театре. И тут его не стало, а у меня был свободный вечер, и в память о нём решил сходить на спектакль. В итоге я за январь сходил в этот театр 12 раз. Для меня случился мощный инсайт: я все время думал про смыслы, про концепцию, а тут я увидел чувственное переживание красоты. Встреча с искусством – это здесь и сейчас чувственное и эмоциональное переживание красоты. Я как-то для себя это не формулировал прежде, это было на втором плане. Казалось, главное — концепция, смыслы, если режиссура, то разбор действия. И вдруг я понял: у него это всё есть, но он занимается другим: тем, чтобы со мной точно произошло эмоционально-чувственное переживание красоты. Это и есть искусство.
Александра Никитина: Как Вы на занятиях задаете эти 2 вектора: вектор проблематизации и вектор эмоционального переживания?
Александр Демахин: Программу я себе сам построил. Она идет от античности к современности в течении 5 лет. Мы постепенно движемся через практикумы, мастерские, проекты. На первых занятиях, обращаясь к какому-нибудь определенному тексту, мы формулируем какое-то проблемное поле. Я все время стараюсь сделать так, чтобы содержание минувшей культуры было переложено ими на пространство собственной реальной жизни. Зачем мне это может быть надо? Чтобы на что-то посмотреть в себе? Хотя, наверное, я как главную задачу для них это не формулирую. Но это направление мысли мы, конечно, удерживаем.
Наша ключевая задача – что-то изучить в эпохе. Но получается, что изучить можно только через присвоение, только пропустив через себя.
Мой педагог, мастер режиссерского курса Сергей Васильевич Женовач нам говорил: «У вас цель должна быть поставить автора, а не выразить себя. Потому, что, когда вы будете ставить автора, вы все равно это сделаете по-своему, и это все равно будет ваша история: вы обязательно там проявитесь». Всё происходит в процессе действия, всё, что я думаю, я перекладываю в творчество. Я не заявляю детям: наша главная цель – это выразить себя. Наша цель – понять что-то, например, про античность.