20 ноября состоялось очередное собрание Клуба "И ТП, и ТД: театральная педагогика и театр детей".
На этот раз встреча проходила в смешанном формате. Группа москвичей в 20 человек собралась офлайн в ставшей уже привычной аудитории гостеприимного МГПУ с таким романтичным адресом – Каменная слобода. Группа тех, кто не смог присутствовать очно, присоединилась онлайн. Здесь кроме москвичей были педагоги из Самары, Саратова, Ярославля, Владикавказа, Петербурга и других городов России.
Название собрания говорило само за себя – Круглый стол-тренинг "Что я умею важного". Стола, правда, не было, ни круглого, ни какого-либо другого (за исключением рисовального занятия, столики для которого были совершенно необходимы). В занятиях Клуба самое главное – общее пространство, которое может бесконечно трансформироваться во что угодно, а значит, должно быть максимально пустым.
Ну и, конечно – люди!
Участником встречи мог стать любой член Клуба и любой заинтересовавшийся. А вот спикеров для тренингов отбирали из числа заявившихся очень тщательно. Устроители встречи постарались, чтобы отобранные идеи, методики, упражнения были не только интересными и полезными присутствующим, но и хорошо компоновались бы в рамках одного вечера.
Все без исключения 9 спикеров, очевидно разделяя взгляды сообщества, не ограничились сухим представлением своих разработок, но нашли способ в рамках жесточайшего регламента, дать собравшимся попробовать на вкус идеи, испытать на себе действие упражнений.
Даже краткое перечисление озвученных тем производит впечатление. Итак, что же мы услышали и увидели?
- Разминочные упражнения на дыхание, эмоциональное включение самых младших воспитанников в речевой тренинг, заодно тренирующие внимание и память – от Астафьевой Ольги Викторовны, руководителя образцового детского коллектива театр-студия "Первый этаж" ГБУ ДО ДТДиМ Колпинского р-на (Санкт-Петербург).
- Тренинг драматургический – от руководителя отдела развития Театра имени Федора Волкова Анастасии Сергеевны Колесниковой (Ярославль – Саратов).
- Рассказ о "Школе сказочников", во время которого нам удалось буквально из ничего придумать забавные и разнообразные сказочные истории, от автора и педагога школы Александры Васильевны Пичул (Москва).
- Основные принципы построения проекта "Театр – город – музей" на примере Маршрута к опере Римского-Корсакова "Снегурочка" в убедительном представлении Виктории Владимировны Вишневской, заведующей педагогической частью театра (театр Зазеркалье, Санкт-Петербург).
- Показанный на практике фрагмент применения расстановочных техник в работе над материалом будущего спектакля – от педагога театральной студии "… И там, и сям" Юлии Геннадьевны Труновой (Москва).
- Размышления педагога-психолога над проблемами психологической подготовки детей к конкурсу, названные автором "В чем твоя сила, брат?» от Натальи Алексеевны Киселевой (Владикавказ).
- Практическое групповое занятие, сочетающее в себе слушание музыки, попытки передачи полученных от нее импульсов средствами других искусств – живописи, графики, пластических этюдов - под руководством Ольги Михайловны Тигровской, педагога дополнительного образования, дирижера и хормейстера (Москва).
- Нестандартные методики режиссерского разбора пьесы от Ольги Владимировны Рябовой, художественного руководителя театрального центра при "Академии для одаренных детей (Наяновой)" (Самара).
- Основные концепции работы школы-театра Михаила Казиника, рассказанные нам директором и организатором Семейного клуба "НЕшкола ЛиБрейн" (Москва) Анной Михайловной Коровиной.
Благодаря несгибаемому ведущему Круглого стола – Никитиной Александре Борисовне, пресекавшей малейшие попытки выйти за пределы регламента железной рукой в лайковой перчатке, а также своевременной помощи в решении технических проблем педагога сетевой студии «Дети Райка» Ивана Савченко, все всё успели, всем все было видно и слышно (ну, почти все).
Безусловно, общим решением было встретиться с некоторыми спикерами вновь – в расширенном формате. А также продолжить работу в найденном формате – делиться наработанным опытом в десяти минутных «блиц-мастер-классах», знакомиться и поддерживать рабочие и творческие отношения с людьми из самых разных уголков России, так удачно собранными Клубом под одной крышей.
................................................................................................................................................................Текст Ольги Андреевны Булак