Что же такое Class Act? Если коротко, Class Act – театральный проект для подростков, позволяющий ребёнку погрузиться в процесс создания спектакля в команде профессионалов, где взрослые уважают его и общаются на равных.
«Главное – это процесс», говорит Дуглас Макселл (драматург, один из создателей проекта Class Act), «
очевидно, что существуют важные образовательные преимущества, связанные с этим проектом: развитие грамотности, творческого подхода, стремления к результату, навыков общения и др., но я думаю, что дети больше ценят возможность самостоятельности и авторства. На каждом этапе они – авторы. Их идея, их слова, их видение. Все профессионалы-взрослые идут за ними, за их желанием и выбором». История проекта.
В Великобритании история проекта насчитывает уже более 25 лет. В 1990 году Jane Ellis (специалист по образовательным программам театра Траверс [Traverse Theatre]) и Jenny Wilson (преподаватель драматургии) придумали проект Writers About, драматургический проект для учеников старших классов школ Эдинбурга. В первый раз, профессиональные драматурги из Траверса стали работать с подростками, помогая им написать собственные короткие пьесы. Профессиональные актеры, режиссеры, художественно постановочная часть и пиар служба театра Траверс помогали молодым авторам перенести их пьесы с бумаги на сцену.
В 1993 году проект был переименован в
Class Act. В 2001 году проект становится национальным, а в 2004 международным. По инициативе переводчика и театрального эксперта Татьяны Осколковой и руководителя отдела искусств Британского Совета в России Анны Гениной, он появился в России, и был апробирован в нескольких городах: 2004-Тольятти, 2005 – Самара и Москва, 2006 – Москва. В 2006 году показ гала-представления Class Act состоялся на
фестивале Современной британской драматургии в Театральном центре им. Вс. Мейерхольда (Статьи по теме: Ильмира Болотян
"Театр начинается с драматурга", Дина Годер
"Продукт эпохи"). В 2008 году – в Шотландии проект распространяется на г. Глазго.
В Шотландии в проекте работают ведущие драматурги, такие как David Harrower, David Greig, Nicola McCartney, Douglas Maxwell и Gregory Burke4, а также известные актеры и режиссёры.
Проект является
регулярной программной деятельностью театра Траверс и поддерживается рядом благотворительных фондов и организаций (The Andrew Lloyd Webber Foundation, The Cross Trust, The Dr David Summers Charitable Trust & Edinburgh Airport Community Board).
В год выбирается 5-6 школ, которые участвуют в проекте, и драматурги посещают школы 1 раз в неделю, на протяжении 8-10 недель и занимаются со школьниками в рамках обязательного для них факультатива.
Готовые пьесы собираются в сборник, который печатается ко дню представления. Проводится репетиционный период и постановка пьес, сопровождаемая пиар- и рекламной кампанией и продажей билетов. Юные авторы обязательно участвуют в репетиционном процессе, общаются с режиссерами и актерами, знакомятся с внутренней технологической стороной создания театрального представления, дают интервью журналистам и, конечно же, с родителями и друзьями смотрят спектакль.
Таким образом, подросток проходит полный цикл создания спектакля от идеи в голове до финальных аплодисментов зрительного зала.
Судьба проекта в России Хочется сразу сказать, что, к сожалению, до сих пор ни один театр в России не взялся вести подобную работу с подростками как программную и регулярную. Эта, если можно так сказать, технология использовалась и продолжает использоваться различными творческими группами, продюсерами и театрами как разовая проектная работа (проекты творческого объединения
«КультПроект» ; 2013 г. Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева, проект «Первый акт» с участием драматургов Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской,
они же в проекте 2013/2014 г в Красноярском ТЮЗе ; они же в
проекте Олега Липовецкого в Национальном театре Карелии (
статья о проекте,
статья о проекте ), 2014г.
Проекты в Кронштадте и Санкт-Петербурге, несколько проектов было реализовано в
Культурном центре ЗИЛ – театральная смена летнего лагеря в 2013г. , и в 2015г.
Театральная лаборатория для подростков «ГРАНИ» (
видеозапись спектакля), в 2015 г. состоялся
документальный театральный проект "Новые люди" Большого Драматического Театра (Санкт-Петербург)). Варьируются целевые аудитории, иногда вводится определенная тематика или жанр.
Если кратко говорить об истории технологии в России, то можно выделить несколько крупных проектов, которые работали, а некоторые продолжают работать на протяжении многих лет:
- «Театр в классе» (Тольятти), работал с 2004 до 2011 года под руководством драматурга Вадима Леванова и его учениц Ольги и Дарьи Савиных, которые стремятся перезапустить проект в этом году.
- «Класс мира» (Москва, Сочи), проект в 2007-2014 г. проводился творческим объединением «Игра 3000» Марии и Андрея Поповых. Особенностью проекта были: конкурсный отбор участников (всероссийский детский конкурс), работа с детьми с особенностями, работа с разными жанрами и видами искусства: театр, кино, мюзикл.
- «Классная драма» (Москва, Пермь, Можайск, Воронеж, Казань), с 2011 по 2013 год проходил под эгидой Фестиваля театра для детей «Большая перемена». В 2012 году совместно с Театром.doc проект был проведен в «Можайской воспитательной колонии» УФСИН России9. В 2015 году совместно с Творческой лабораторией «Угол» проект был проведен в Казани.
Был опыт тематического проекта посвященного изменению климата и экологии – «Театр климатического действия» (Climate Act), который был реализовать Посольством Великобритании в России в Москве и Санкт-Петербурге в 2008-2009 гг. в партнерстве с Центром драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина (Москва)(
читать здесь) и театром «Особняк» (Санкт-Петербург) (
читать здесь).
В России в силу разных причин пришлось отказаться от долгосрочной растянутой во времени системы работы британцев и сжать проект до 14-16-дневного интенсива, где первые 6-10 дней отдаются драматургической мастерской и оставшиеся 6-7 дней на репетиционный период и показы. В этом формате есть свои плюсы и свои минусы.