Эти пьесы нас зацепили в первую очередь как талантливые драматургические произведения, а во-вторых, тем, что они в ансамбле подсвечивали одна другую.
Театральные читки этих пьес режиссеры делали не раз, но нам хотелось, чтобы читали сами подростки, для которых написаны эти тексты: "Ничего о нас без нас". Часто в театрах в подростковых пьесах актеры играют некое представление о подростках, далекое от реальности. Поэтому мы хотели пригласить к участию самих подростков, но со сценическим опытом, так как все-таки чтение с листа требует определенного навыка. Также нам важно было не только предоставить голос подросткам, но и чтобы после каждой читки состоялось обсуждение со зрителями, и это являлось такой же важной частью проекта.
Мы рассказали "Игре" о нашей идее, и они нас поддержали, предоставили площадку для репетиций, и после этого мы назначали дату кастинга для детей. Приглашение разместили в социальных сетях школы "Игра" и закинули в чаты подростковых групп школы. На кастинг пришли около 12 человек, мы предложили им прочитать разные отрывки из 3-ех пьес. В итоге мы пригласили практически всех пришедших к участию в читках. Нам хотелось дать возможность попробовать себя хотя бы в одной пьесе каждому актеру несмотря на то, что кто-то не самым ярким образом проявил себя на кастинге.
Далее мы начали репетировать первую пьесу "Яна всем нравится (нет)". На подготовку у нас было по плану 4 дня. В первый день мы собрались и прочитали всю пьесу целиком по ролям, чтобы в начале у нас случился опыт совместного прочтения. После мы обсуждали с детьми, сталкивались ли они с ситуацией буллинга, и только двое из шести подростков сказали, что наблюдают травлю в школе. Конечно, ситуация буллинга может случиться не только с неблагополучными подростками, но стоит все-таки отметить, что в школе "Игра" учатся дети из среднего и выше среднего классов. То есть родители этих детей могут позволить театральный кружок для своих детей на регулярной основе. Тем не менее, нам показалось, что читка и проживание ситуации буллинга в пьесе может помочь подросткам найти решение, если вдруг они столкнутся с ситуацией травли и как жертва, и как агрессор, и как свидетель в будущем. Нам было важно, чтобы получилась такая репетиция жизни.
На второй и третий день мы вызывали актеров по отдельным сценам, и вместе мы разбирали каждый эпизод по действию и задачам. По сути это был актерский разбор ролей. Одним из главных инструментов было тренинг "действуй словом", для настройки на такую работу использовали упражнение "внутренний жест":
- Берется любая фраза, можно из скороговорки, чтобы заодно потренировать дикцию (Например: "От топота копыт пыль по полю летит")
- Все стоят в кругу, ведущий дает действие, например "притягиваю" и на память физических действий закидывает невидимую веревку на любого стоящего в кругу и начинает тянуть на себя "веревку", произнося заданную фразу из скороговорки (то есть притягивает фразой собеседника к себе)
- Человек, на которого закинули "веревку" перекидывайте "веревку" дальше другому участнику и произносит ту же фразу с тем же действием, и так по очереди, пока все не попробуют "притянуть" фразой к себе партнера.
Таким образом можно тренировать разные действия, подкрепляя их конкретным физическим жестом: отталкиваю (руки перед собой с резким движением от себя), поддеваю (указательный палец согнут крючком, как будто подцепляет что-то в воздухе), гладить (ладонью на расстоянии гладить партнера) и т.д. На читке этот жест уже становится внутренним, и подростку становится понятнее, что за текстом есть действие, и как с ним работать.
И вот, когда подростки начинали читать с действием, пьеса начинала оживать и появлялись характеры. В первой группе молодые актеры быстро схватывали задачи и смело пробовали то, что мы им предлагали. Подростков захватил необычный формат такого спектакля, для них это было по-новому, и все же многим было сложно по началу понять, как это "действовать словом", еще и сидя на стуле. И это действительно сложная задача, и не всякий профессиональный актер с ней справляется.
На четвертый день мы снова собрались все вместе на прогон и пригласили наших знакомых актрис, которые читали за взрослых персонажей в пьесе. Как оказалось, хоть актрисы и профессионалы, но работа с ними все же требовала отдельной репетиции, подготовленные подростки читали намного лучше и увереннее, чем опытные взрослые.
Художественно форма читок выглядела довольно просто: визуально по одежде мы попросили всех актеров надеть белые футболки и черный низ, а главную героиню попросили быть в красной футболке. Актеры сидели полукругом на стульях с распечатанными текстами. Плюсом на сцене проектор светил на экран сзади актеров, обозначая каждую новую сцену местом действия. Слайды художественно были нарисованы и придуманы Юрой. Лейтмотивом читки стал образ тонкого весеннего льда, который мы взяли из пьесы и подкрепили его рисунками на слайдах. Несмотря малое количество репетиций, актеры отлично справились, запомнили и учли почти все наши комментарии.