«Наутилус» – это такое пространство, которое позволяет делать то, что сложно в театре. Театр – это всегда особая концентрация и движение к спектаклю. А «Наутилус» – это место, куда ребёнок заходит сам, и там не нужен режиссёр. Там нужно, чтобы сохранялась интрига. Заходя туда ребёнок должен понимать, что его жизни не хватит на то, чтобы переиграть во все предложенные игры. Чтобы всё перепробовать. Он должен быть максимально заинтригован всеми уровнями: эстетическим, функциональным. Там может быть много всяких фокусов, чтобы усилить мотивацию ребёнка. Это обучающее пространство, в котором очень много функциональных элементов и арт-объектов. Это то, о чём мы всегда мечтали. Это пространство, где пересекаются интересы школы и театра, творческой, образовательной части школы. Создаётся сайт «Наутилуса», где есть описания игр и указано время, которое дети могут использовать. И они должны понимать, что тут всё структурировано. Через адаптированные описания игр и на жестовом языке в театрализованной форме им всё это объясняется, и они начитают понимать смысл этих игр и конструкторов. Но все их охватить невозможно. Дети выбирают. И когда они только ещё идут на первые уровни игры, им подкладывают какие-то новые слова и какие-то задачки. Им создают препятствия в виде заведомой путаницы и специально допущенных ошибок. И в этом участвуют педагоги. И этим же занимаются в классах, хотя и не в игровой форме. А в подводной лодке - всё игра, и игра в игре. Педагоги думают о том, как попасть в этот класс, и как выбрать время, как договориться с детьми, потому что один хочет одно, а другой другое. Но договариваться придётся, потому что время не резиновое, оно структурированное. Всё четко. И тогда уже на подходе к этому пространству они понимают, что придётся считаться со многими факторами. И тогда стихийное, часто базарное, хаотичное мироощущение незаметно, через игру, а не через нравоучение и не через палку, начинает постепенно меняться. Дети быстро, мгновенно, договариваются друг с другом. Это то, чего нет в театре, потому что там нельзя совсем убрать фигуру режиссёра. Хотя я и стараюсь быть вообще незаметным. Я им стараюсь много всего накидать, чтобы казалось, что они сами всё делают. Но в «Наутилусе», в игровом пространстве, точно никакого режиссёра нет. Там есть воспитатели, которые посматривают за ними, собирают корзины игр, раскладывают их, потом ещё нужно аккуратно всё сложить, помочь детям переобуться. Там всё довольно сложно и хрупко. И это тоже работает, и даже эстетически на глубинном уровне. Художники вылизывали каждый сантиметрик. Здесь можно проводить тематические уроки: есть экран, и есть технологии, которые позволяют посещать виртуальные экскурсии по музеям, причём в игровой форме. Например, можно пойти в Планетарий. Там есть элементы сенсорной комнаты, зоны уединения, гнёзда.
Малыши у нас в детстве не доигрывают. Они приходят в школу, и у них под партой куклы. Перемена – и они их вытаскивают. Им нужна возможность нырнуть в игру. Есть у нас сухой бассейн. Кажется, эка невидаль! Но он с грандиозной подзвучкой и подсветкой, которая реагирует на звук, которая мотивирует их к речи. Они ныряют во всё это и пытаются понять, откуда что идёт. Человек 8 в небольшом бассейне, в очень плотном контакте среди этих шаров – чего они только не творят! Он их влечёт и манит. Мы не можем всех детей вобрать в театр, но всех можем отправить в «Наутилус». И там есть дети, которые прекрасно реализуются в спокойных интеллектуальных формах, например, в песочной анимации. У нас там есть столы песочной анимации. А для них это – мир трансформаций и превращений, но совсем иной, чем на сцене. Там он рисует всем телом, а здесь ручками он набирает совсем другой опыт. И может это делать часами, погружаясь в поиски закономерностей.
Это прекрасное образовательное пространство – вторая часть театра. Но там не попрыгаешь и не побегаешь. Значит, нужно ещё одно пространство – лазательное, ползательное, цирковое – джунгли такие. Они же ходят по коридорам и легко делают сальто и мостики – это такое поколение детей. Энергии море, она высвобождается. Они не пригашены, не напуганы, они свободны. Значит, их нужно запускать в безопасные пространства, где бы они вырабатывали нужный опыт через всякие тактильные практики, и при этом взаимодействуя друг с другом – чтобы не причинить вреда друг другу. И это тоже очень важно. А как их ещё научить?
Когда мы создаём такие пространства, то получается целостный комплекс. Они позанимались в театре, и показывают мне, что пора в «Наутилус», в игровую. Но при этом я наблюдаю старших детей, которые всего этого вовремя не получили, и они живут большую часть времени в мобильнике. Для них тоже нужно искать какие-то формы включения, другие формы, и мы их ищем, но это требует уже более серьёзных затрат, гигантских! Я не знаю, конечно, что и с малышами-то будет, может быть, они тоже потом перейдут на такую экранно-кнопочную жизнь? Может быть, гормоны будут зашкаливать так, что каждый будет искать свой угол. Но мы по крайней мере ищем выход и занимаемся тем, чем раньше никто не занимался.