Вот такие люди сотворяли «Клуб искусств», вроде и сейчас он существует. Через него прошли тысячи ребят, самых разных, никем не отобранных. Тогда в 63-ем рядом со мной сидели Алёша Казанцев, будущий актер, режиссер, драматург, Марина Зайонц, будущий театральный критик, их, к сожалению, уже нет. Не важно, кем и в какой степени успешными стали другие члены клуба нашего созыва. Просто они все были неглупыми, культурными, интересными ребятами, хоть и очень разными.
Потом поняла я, что только наша троица сюда попала самостийно. Остальные активисты пришли с учителями. ЦДТ координировал работу со школами. Мы потом тоже стали как бы представителями нашей 57. Но наш случай, кстати, подтверждает мою старую мысль о том, что инициатива в детском коллективе совсем необязательно исходит от взрослых. Много раз приходилось об этом спорить.
Трудно внятно объяснить, чем наш Клуб был так не похож на существующие сейчас во множестве образовательно-развлекательные мероприятия для школьников. Там не было никаких образовательных или воспитательных, к примеру, задач. Никакой методики развития, никакой логики. Никто нас не учил, не рассказывал, если только о своей работе. Была некая сверхзадача – создать пространство, где люди могли бы расти как зрители, учиться говорить, спорить, понимать особые формы сценического искусства. Проверял кто-то сверху? Может быть, но, видимо, не навязчиво. Помню, Николай Александрович однажды очень раскраснелся и рассердился после выступления у нас в Клубе барда Александра Дулова. Все повторял, что больше он такого не допустит. Не узнаю уж, [что] ему так активно не понравилось, или он испугался. Было чего. А нам нравилось, и мы резво подпевали:
- Из женщин - верст на пятьдесят -
Лишь ты на карточке в кармане.
Самым первым «заседанием» клуба в моей жизни было обсуждение спектакля ЦДТ «Женитьба». По традиции активисты ходили на генеральные репетиции и потом обсуждали каждую премьеру родного театра. На обсуждение Николай Александрович приглашал артистов, режиссера, иногда кого-то еще из создателей спектакля.
Вот тогда осенью 1963 года Анатолий Эфрос поставил гоголевскую «Женитьбу» на сцене ЦДТ. Так получилось, что я попала на это обсуждение, не посмотрев спектакль. Посмотрела я его потом. Постановка была интересной. Не какая-то уж особо резкая, но живая, с забавными находками. Какие-то человеческие вещи там очень органично создавались. Например, пружина Кочкарева. Как он заводился. Почему? Потому что это дело было легкое, неопасное, можно было в него погрузиться полностью, может быть, и забыть, хотя бы на время про какие-то свои неприятности. Как он хохотал, не мог остановиться, и падал, и все валилось, и никак, ну просто катастрофически не мог перестать смеяться. Его Иван Воронов играл. И Подколесин, этот бессильный бунт, когда затягивает, само все куда-то движется непонятно с чего и зачем. Ну, так, значит, тому и быть, не нам уж сопротивляться, бороться. А все-таки, может, можно развернуть все, переделать, выпрыгнуть, к примеру, в окно …
Потом там была еще у лодыря Степана, слуги Подколесина, такая постмодернистская собачка, которая все время путалась под ногами, прыгала и прочее.
На обсуждение пришел Анатолий Эфрос. Взял, просто, и пришел. В клуб школьников. Послушать, что они думают о его спектакле. Вот мы сидим, и приходит Эфрос и садится рядом, вот как мы сейчас с вами сидим. В темной водолазке, лохматый, тихий такой, симпатичный. Я, конечно, совсем мало про него тогда знала, да и не был он еще широко известен. Было ему лет тридцать пять, несколько спектаклей он уже поставил и в Рязани, и в Москве, но все это было довольно небесспорно. Я вдруг почувствовала счастье, наслаждение от того, что этот человек здесь, мы с ним можем, что называется, неформально общаться, от того, как он говорит, как двигается, какие у него умные спокойные доброжелательные глаза. Конечно, я не могла тогда подумать, как много эта встреча мне даст, как часто я буду ее вспоминать, как много он успел рассказать, показать, доказать в тот вечер, хотя был отнюдь немногословен.
Николай Александрович представил Эфроса и предложил ребятам высказать свое мнение о спектакле.
Пауза, пока все стеснялись, была короткой. Много нашлось желающих выступить. И большинство резали «правду-матку». Многим не понравился спектакль.
Претензии были к оформлению: почему декорации не меняются, что у Подколесина, что у Агафьи Тихоновны – одна и та же комната?
(По ходу спектакля, когда вместо комнаты Подколесина должна была появиться квартира Агафьи Тихоновны, из кулис выходили слуга Подколесина Степан и Дуняшка, девушка в доме Агафьи Тихоновны. Они переворачивали скатерть на столе, передвигали несколько предметов, поправляли занавеску и уходили, как бы показывая, что образ жизни у двух господ мало чем отличается).
Эфрос: Мне казалось, что я хорошо придумал, но однажды на спектакле был Виктор Сергеевич Розов, и он мне сказал: «Знаешь, Толя, я бы дальше пошел, я бы сделал так: выходят Степан с Дуняшкой и вроде хотят что-то поменять, а потом посмотрели, махнули рукой и ушли. Что, мол, менять, и так сойдет, все одно и тоже». Гениально Виктор Сергеевич придумал!»
Один юноша выступал, лет шестнадцати, и сказал: «Это что, новаторство? А если на сцене повесить два треугольника, это тоже будет новаторство?!»
Эфрос: Может быть. Дело не в том, сколько треугольников, а в том, насколько интересен смысл, идея автора…
Я волновалась, сочувствовала Эфросу, мне так не нравилось, что его «ругают». А он старался не раздражаться, не обижаться, очень внимательно и доброжелательно выслушивал. Сколько ему в жизни пришлось испить таких «обсуждений». По-моему, его удивило, что совсем молодые люди так консервативны, так агрессивны к необычному.
В конце вечера Анатолий Васильевич. сказал:
- Почему вам хочется, чтобы все было, как положено, как вы раньше видели, «как должно быть»? Вам кажется, что это будет реалистично? Но ведь реальность всегда неожиданна и неповторима. Это жизнь, а не копия жизни, не «как будто».
Мой сын учится в третьем классе. Ему задали сочинение «Как я провел лето». Он написал три предложения и говорит: «Я больше не знаю, что писать». Я посмотрел, у него написано: «Летом мы жили на даче. Погода была хорошая, и мы купались в речке. Лето я провел хорошо». И больше он не знает, что писать! Я говорю: «Ты вспомни, как мы там жили! Помнишь, однажды мы встали рано-рано, был дождик, помнишь, как мы надевали сапоги и пошли грибы собирать? А какие капли на мокрых листочках висели? Какие они были прозрачные! А листочки все разные. А как пахло лесом, сыростью, а грибы как пахли… Помнишь?».
Так я узнала, что у А. В. есть сын, на три года моложе меня, и почему-то думала об этом мальчике-третьекласснике, как он сидит над тетрадкой, вспоминает лето.
Спустя несколько десятилетий, на спектаклях режиссера и художника Дмитрия Крымова я убеждаюсь, что он научился понимать и чувствовать и цвет, и звук, и смысл…по-моему, смысл жизни…
Не пересказывать же, в самом деле, все «заседания» Клуба. Приходили и Славина с Золотухиным из только появившейся «Таганки», и необыкновенная Цецилия Львовна Мансурова, и Наталья Сац, и популярный тогда бард Михаил Анчаров, и многие-многие.
На всю жизнь запомнилась экскурсия за кулисы ЦДТ. Может быть, потому, что она была первой в моей жизни, может быть, потому что тогда еще работали «цеха» - мастерские по производству париков, реквизита, макетов, костюмов, - сейчас они практически везде уничтожены. Мне, честно говоря, до сих пор кажется, что нам тогда удивительно интересно и подробно про все рассказали, потому и помнится.