Цикл 1. Неизвестное существо. Задание 1. Каждый участник группы берёт один газетный лист. Его нужно сложить, как нравится. Нет никаких правил относительно размера или количества сгибов. Но нужно именно СЛОЖИТЬ, и именно так как участнику занятия хочется это сделать именно в этот момент. Чтобы от сложенного листа получить удовольствие. Готовую форму нужно отложить в сторону.
Задание 2. Каждый участник группы берёт второй газетный лист. Его нужно смять, как нравится. И снова – главный и единственный закон – удовольствие и эстетическое наслаждение автора. Готовую форму нужно отложить в сторону.
Задание 3. Каждый участник группы берёт третий газетный лист. Третий лист нужно порвать на полосочки, которые нам нравятся. Не важно узкие, широкие, длинные, короткие, ровные, неровные. Такие, которые доставляют нам сейчас удовольствие. Готовую форму нужно отложить в сторону.
Теперь у нас есть заготовка для создания прекрасного фантастического существа. Задание 4. Все бумажные заготовки должны превратиться в руках каждого участника в несуществующее, фантастическое животное. Должны быть использованы все заготовки. Переделывать их ненужно. Части соединяются при помощи бумажного скотча.
Каждый автор должен знать ответы на вопросы:
- Где обитает существо? Это могут быть как реальные, так и совершенно фантастические пространства.
- Как оно передвигается?
- Как оно звучит?
- Как питается?
- Как размножается?
- Как зовут существо? Это может быть имя, которое выдумано специально для этого существа.
Задание 5. Теперь в группе нужно представить своих персонажей. Показать их, продемонстрировать все особенности. Обязательно ответить на все поставленные вопросы.
Для слушателей важно отметить, кто из существ наиболее близок друг другу по каким-то признакам: интересы, среды обитания, характеры, свойства или что-то другое.
Цикл 2. Симбиоз. Задание 1. Все участники занятия встают и, перемещаясь по кругу, обсуждают в парах и малых группах, чем похожи их существа. В конце концов, каждое существо должно найти себе самую близкую пару. Авторы близких существ усаживаются в кругу рядом.
Задание 2. Нужно соединить двух существ в одно новое. Важно, чтобы исходные существа не убили, но дополнили друг друга, помогли друг другу стать интереснее и совершеннее. Новые качества нового существа развиваются из прежних качеств. И мы снова должны понять о своём новом существе всё:
- Где обитает существо? Это могут быть как реальные, так и совершенно фантастические пространства.
- Как оно передвигается?
- Как оно звучит?
- Как питается?
- Как размножается?
- Как зовут существо? Это может быть имя, которое выдумано специально для этого существа.
Задание 3. Теперь в группе нужно представить своих новых персонажей. Показать их, продемонстрировать все особенности. Обязательно ответить на все поставленные вопросы.
Цикл 3. Интеграция. Задание 1. Вся группа создает одно единое новое существо из всех существ. Важно, чтобы исходные существа не убили, но дополнили друг друга, помогли друг другу стать интереснее и совершеннее. Новые качества нового существа развиваются из прежних качеств. Важно понять, сколько голов и сколько конечностей у этого существа. Кто из прежних персонажей станет головами, кто сердцем, кто пищеварительной системой и иными системами, кто ногами, хвостами и т.д. И, конечно, мы снова должны ответить на все вопросы об этом существе, и дать ему имя.
Теперь нужно показать и представить существо педагогам и иным возможным зрителям.
Рефлексия Все участники занятия усаживаются в общий круг. В кругу передаётся или перекидывается мягкий мячик. У кого он в руках, тот и отвечает на поставленный вопрос. Вопрос 1. Что было труднее всего в упражнении «Бумажное существо»? Что вызывало сопротивление?
Вопрос 2. Что в упражнении больше всего радовало? Что было наиболее комфортно?
Вопрос 3. Какие открытия о себе и окружающем мире Вы сделали в процессе игры?
Вопрос 4. Как Вам кажется, чему нас научила эта игра? Или, иными взрослыми словами, какие образовательные задачи решает упражнение «Бумажное существо»?
Среди трудностей нередко называют фазу вхождения в упражнение. Трудно понять, как сложить газету, чтобы именно тебе самому это понравилось. Трудно отключиться от стереотипов. Трудно прислушаться к себе. Затем нередко говорят о том, что существует страх, что твоё существо никто не позовёт в пару. А затем бывает трудно отдать своё создание для соединения его в парное существо. Трудно расстаться со своим созданием, которое уже стало для тебя живым. Среди радостей отмечают, прежде всего, приятные ощущения от работы с бумагой, от трогания её, от шуршания, которое издаёт каждый работающий. Затем говорят об удовольствии от того, что всего лишь из бумаги и бумажного скотча можно создать что-то совершенно удивительное. Отмечают, что интересно слушать истории про каждое существо во время их представления. В этот момент много позитивного, забавного, много смеха и шуток. Также много шуток и позитива во время создания общего существа. Образовательные смыслы, которые отмечают участники занятий, многообразны. Но, прежде всего, отмечают, что это упражнение развивает творческую щедрость и умение работать в сотрудничестве с командой. Очень важно, что отдавая своё существо для создания нового, мы не отказываемся от сочинённого ранее, а именно обогащаем друг друга. Общее не нивелирует личных смыслов и свойств, но вступает в диалог, полилог. Упражнение развивает навыки партнёрского общения, внимательного отношения к партнёрам, способность к эмпатии, сопереживанию, а также к вживанию в образ, перевоплощению в создаваемое существо. Отмечается, что упражнение развивает мелкую моторику, фантазию и воображение. Те, кто имеют дело с кукольным театром, нередко говорят о том, что такое упражнение помогает сочинить интересных персонажей кукольного спектакля. Упражнение развивает речь, поскольку про своё создание хочется рассказать интересно. Иногда как особый момент развития речи отмечают, что это упражнение помогает запомнить, как описывать объекты изучения на уроках природоведения и биологии. Отмечают и более сложные свойства упражнения. Оно имеет терапевтический эффект, поскольку в бумажном существе воплощаются наши собственные эмоции, как позитивные, так и негативные. Они овеществляются, и нам становится проще посмотреть на них со стороны и проработать их. Нередко говорят о том, что упражнение имеет медитативный характер, и во время его выполнения участники лучше узнают самих себя и получают косвенные ответы на вопросы, которые в данный момент стоят перед ними в жизни.