Для нас святы слова Станиславского «актер познается в паузе». Мы понимаем, что нужно воспитывать в детях не «я в искусстве, а «искусство во мне». Театр для нас – искусство взаимодействия характеров, и мы готовы знакомить детей с таким отношением к театральному искусству, и уверены что зрители-родители получат радость от театральной работы детей. Для постороннего человека с высоким уровнем эстетического запроса наш спектакль может оказаться неинтересным, длинным и скучным, потому что он не найдет за чем в спектакле следить, каким победам радоваться. Но педагоги и родители легко вовлекаются в восприятие тонких особенностей актерской исполнительской работы детей. Мы стремимся во время спектакля показать ребенка в разных ролях: в главной роли, в роли второго плана и в массовой сцене.
В наши заботы во время подготовки спектакля для каждого арт-проекта «Артсия» входит выбор автора или авторов. В 2018 году были выбраны Александр Николаевич Островский (12 апреля 1823 – 14 июня 1886 гг..) и Окуджава Булат Шалвович (9 мая 1924 – 12 июня 1997 гг..) Мы предположили, что работа детей с их текстами не окажется банальной и вредной.
Художественный вкус через требования подростка к себе
В проекте 2018 года участвовали 24 младших и старших подростка и проходил он в детской деревне «Орион» Калужской области. Половина детей не имела никакого опыта участия в постановке спектакля. Или дети имели опыт, не соответствующий нашим представлениям о театральной работе. Мы считаем, что для ребенка непосильна настоящая профессиональная нагрузка артиста, поэтому в нашу задачу входит искать оптимальную дозу театрально исполнительского участия (говорить быстро или придумывать перед каждой репликой смену мизансцен, или психологические паузы, копировать позу партнера или придумывать свою позу).
И так же как в каждой «Артсии», одной из первейших задач было – создание деловой дружественной атмосферы работы, в которой могут зародиться художественный вкус и требования ребенка к себе. Эта идея очень не простая. Только требования детей друг к другу (а не взрослых к детям) могут привести к полноценному участию детей в спектакле. Группа участников делает что-то (показывает на сцене) опираясь не на оценку режиссеров, а опираясь на оценку всех участников проекта (зритель поднимает руку, когда видит сыгранную артистом оценку факта, смену позы и встает когда начинается «болото»). В такой работе зрителя на занятии заложена ступенька для их собственного исполнительского роста. Поэтому и организация каждого занятия у нас в проекте обязательно включает в себя круг (по алфавиту). Это работа ставит каждого ребенка в позицию выбора своего слова и вызывает удивление от слов других участников круга – детей и взрослых.
Самый первый круг, в первый день, конечно, был по именам участников, когда каждый ребенок свое имя делал загадкой. Так возникли загадки: «Дмитрий Донской» и «имя Аня – наоборот». Самый впечатляющий круг этого проекта был: «Встать по алфавиту первых букв фамилий известных людей». Пять подростков, конечно, сказали: – Пушкин!, но в круге прозвучали и – Столыпин, Станиславский, Солженицын, Высоцкий. Еще запомнился круг по полному имени героя, которого играешь в пьесах А.Н. Островского, когда детям пришлось открыть тексты пьес и искать полные имена действующих лиц, которых они играют.
Особый подход к актерскому творчеству
Сугубо театральная проблема предложить ребенку представить персонажа (действующее лицо пьесы), решалась нами в очень доступном для ребенка задании «наглый, скромный, хитрый». Не было ни одного человека, который бы не различал эти три жизненные позиции. Эту работу ребята выполняли, разыгрывая сцены из пьес А.Н. Островского с участием трех человек (тройные сцены). Произнесение авторских реплик в трех вариантах (каждый сыграл все роли отрывка) поочередно в одном, втором и третьем отрывке не было для детей непоправимо сложным или слишком легким. Отгадывание исполнительского варианта ложилось на плечи зрителей, а не педагогов. Обсуждение особенностей поведения и речи человека в каждой из трех позиций могло быть предметом обсуждения детей и открытия. Мы не предполагали, что наши подростки за такой короткий срок смогут погрузиться в проблемы персонажей из пьес Островского, но мы могли сделать для ребенка доступными короткие мгновения этого погружения – короткий отрывок из пьесы.
Тройные отрывки игрались три раза и у каждого исполнителя менялось задание, каждый сыграл своего персонажа «наглым, скромным и хитрым». Художественно-педагогический совет выбирал для спектакля тот вариант, где хотя бы один из исполнителей был максимально неожиданен и интересен. И так для каждого ребенка подбирался отрывок. К сожалению, на спектакле зрители видели только один из трех, сделанных детьми, вариантов.
Кроме этого каждый участник проекта познакомился с песнями Булата Окуджавы, историческим танцем «кадриль», не раз сыграл (даже во время спектакля) в народную игру «Золотые ворота». Кадриль требовала специальной работы, изучения рисунка танца. А игра «Золотые ворота» требовала только выполнения правил.
Любовные сцены
В так называемых любовных (парных сценах) участники получали задание сначала (в первом варианте отрывка) «перебивать друг друга», а затем (во втором варианте отрывка) перед своей репликой «делать максимально длинную паузу». Такой подход к актерскому творчеству не перегружает ребенка разговорами о сложных душевных движениях персонажа, которыми обычно нагружает юного исполнителя режиссер-постановщик, но позволяет исполнителю импровизировать. Эта творческая доступность исполнительских заданий позволила довольно быстро собрать букет сценок, в которых дети были убедительны, хороши и разнообразны.
Работа с монологом
Вывод детей на работу с монологом представляется нам серьезным достижением нашей художественной театральной практики. Все монологи воплощались маленьким коллективом из 4-х человек. Таким образом, мы обеспечили родителям-зрителям встречу с каждым из подростков в работе с монологом.
Монолог в драматургическом произведении представляет собой фиксацию мучений, страданий, поиска важных решений для персонажа. Технология воплощения монолога по Ершову П.М. представляет собой мгновения «стопов-оценок» как столкновений с неразрешимой проблемой, проговаривание вариантов решения этой проблемы, смены мизансцен и поз тела. Смена мизансцены и позы может быть мелкого масштаба – лицо, руки или крупного – все тело, переход. Это зависит от обстоятельств, в которых персонаж решает свою проблему, и его личного характера. Мы просили актеров двигаться во время произнесения текста и замирать после точки. Затем эту позу подхватывал следующий исполнитель и менял ее, произнося свою реплику. Монологи стали удаваться, когда мы дали актерам задание проговорить последние слова партнера, прежде чем менять позу и говорить свою реплику.
Почему Островский?
Желание обратиться к драматургии Островского в Артсии возникло несколько лет тому назад и казалось не разрешимым. Сюжеты, тогда казалось (ха-ха), устаревшие: наследство, неравенство, богатство, неразделенная любовь, давление родителей, угнетенность финансово-зависимых, сложные характеры незнакомые имена! Нельзя было вывести на сцену Катерин и Кабаних из Грозы – это не под силу детям…
Ключом для решения этой проблемы явилась идея, что мы будем с детьми работать только над некоторыми типами действующих лиц: женихами, невестами, свахами, мамками, папками, няньками из разных пьес. Так мы добились приемлемой доступности текстов пьес для современных подростков. Мы брали короткие отрывки, но охватили – 9 пьес драматурга: «Правда - хорошо, а счастье лучше» «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди, сочтемся» «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бедная невеста», «В чужом пиру похмелье», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется». Спектакль назвали «Действующие лица», что вполне соответствовало придуманной концепции. Жанр мы определили как «безлепица» (древнее название площадного действа)
Родителям
Предлагая родителям отправить детей в Летнюю театральную академию «Артсия», мы в рекламе сообщаем основные позиции нашей работы и родитель может предполагать, что он увидит. Для нас реакция родителей на выступление в высшей степени значительна. Мы не считаем себя вправе обидеть родителя недостаточно интересным исполнением ребенком его роли. В нашу задачу входит удивить родителей, какие хорошие у них дети! В наш лагерь каждый ребенок привносит с собой то, чему его учат родители – активность, смелость, готовность работать, вежливость, аккуратность.
Особенную трудность для нас представляют дети, которые боятся проявить активность – сверхпослушные. В театре на сцене ребенок один и никто ему сбоку не подсказывает. Он или превращается в персонажа или не превращается. Мы рассматриваем как свою победу, когда такие дети начинают проявлять самостоятельность и активность. Радуемся, когда активные дети начинают слушать других детей, сверстников или младших, помогать им.
Вы не увидите в «Артсии» отточенный, выполненный на аплодисменты номер. Ждущим показательных выступлений, там нечего делать.
В Артсиина спектакле, то есть безлепице «Действующие лица» мы видели реальную театральную импровизацию. А в обычной жизни проекта дети общались репликами из пьес, увлеченно пели песни Окуджавы (особенно «Солдатика»), с азартом танцевали кадриль.
Арт-проекты и спектакли «Артсии»:
2002, «Цыпленок Солнышко»– интерактивная сказка Татьяны Ярыгиной», спектакль «Цыплёнок-Солнышко», спектакль в «Робинзонаде»в 2012 году с подростками 10-12 лет - «За ворота не пускают»
2003,«Роман А.С Пушкина «Евгений Онегин» - спектакль Онежский Онегин», спектакль«Пушкин в Пушкино» (Робинзонада-2011),«Онегин@романвплясках.ru» (Карелия 2012)
2005, «Эпистолярное наследие России 18-19 в.в.письма ЕкатериныII?А. Пушкина, Ф. Достоевского, Чехова и др.»– спектакль «Я Вам пишу!»,.
Спектакль в «Робинзонаде» в 2012 с подростками 13-15 лет «Я Вам пишу» был посвящён эпистолярному наследию России 20 века (Б. Пастернак, М. Цветаева, Б Ахмадулина и др.)
2006, «Классическая и современная поэзия, отрывки из поэтической драматургии» – спектакль «Поэзия и сцена. Поэзия и мы», в 20013 году в Робинзонаде состоялся спектакль с таким же названием, но на основе других произведений.
2007,– «Басни и пьеса «Урок дочкам» И.А. Крылова, латинские изречения и «Жития Святых» - спектакль«О, житьё, житье…»
2009, «Шекспир»»: («Король Лир», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Два веронца») - спектакль «Путешествие с Шекспиром»
2010, «Ранние рассказы А.П. Чехова и Мифы народов мира» - спектакль «Случай с классиком»
2014,«Произведения М.Ю. Лермонтова» - спектакль «Белеет парус одинокий»,
2015 «Произведения Н.В. Гоголя» - спектакль «Мечтательные Мятежные Мнимые Милые Мутные Мрачные Мстительные Мудреные Мерцающие Мерзкие Мечущиеся Мычащие Маленькие Мировые Мусорные Мучающиеся Могучие Молчаливые Мраморные Мистические ДУШИ ИЛИ «РУСЬ, КУДА Ж НЕСЁШЬСЯ ТЫ?»,
2018,« ПьесыА.Н Островского» - спектакль «Действующие лица-безлепица»