Театр и школа в Италии
Лоредана Периссинотто

Пеппе Коппола

Перевод - Ника Демидова

Мы в соцсетях
Лоредана Периссинотто является президентом "Аджиты" - национального объединения, продвигающего театральную культуру в школе и обществе.
Она активно проявляет себя в качестве актрисы, режиссера и исследовательницы театральной анимации, профессионального театра для детей и молодежи и общинных театров, таких как школьный и тюремный. Интересуется проектированием связи между культурой, искусством, образованием и воспитанием. Автор книг и эссе на эти темы: "Teatriascuola" / "Театры в школе" (издательство "Utet", 2001), "Animazioneteatrale" / "Театральная анимация" (издательство "Carocci", 2004 и 2013), "Inludo" / "В игре" ("EdizioniCorsare", 2013), а также являлась куратором публикаций эссе с другими авторами. Среди них: "Manualedelleprofessioniculturali" / "Учебник профессий культуры" ("Utet", 1997 и 1999), "GeografiadelteatrodellascuolainItalia" / "География школьного театра в Италии ("Leonardo", 2001), "Guardarsiinscena" / "Смотреться в сцену" (2007), "Grazieallacultura / Благодаря культуре" ("FrancoAngeli", 2011), "Cultura. Puntoeaccapo" / "Культура. C красной строки" ("FrancoAngeli", 2013).

Лоредана Периссинотто

Пеппе Коппола
Пеппе Коппола национальный секретарь AGITA, отвечает за контакты с IDEA (Международную образовательную ассоциацию драматического театра) и управление европейскими проектами Erasmus plus. Театральный педагог, занимается театральными курсами и подходами к чтению для школ, театров и общин столичного города Неаполя.

Сайт AGITA: https://www.agitateatro.it/chi-siamo/

«Почему театр всегда идёт рука об руку с детством и юношеством? Быть может, потому, что театр может быть игрой, но и в не меньшей степени способом исследования мира. Театр помогает найти свой путь, осознать себя как индивидуальность и как часть социальной группы. » (Г.Скабиа).
Введение
Драма и театр не являются предметами школьного учебного плана в Италии, соответственно, нет и педагогов по этим предметам. Старшие и младшие школьники получают возможность познакомиться с театром, а также с танцем, музыкой и визуальным искусством только в силу личного выбора своих учителей. В основном учителя, работая над своими проектами, становятся партнерами профессионалов в области драматического искусства, или сотрудничают с ними. Проект может получить финансовую поддержку или от самой школы, или от местных властей, поскольку такой проект преследует образовательные цели и обладает характеристиками художественного события. Длительность проекта зависит от различных факторов, то же самое можно сказать о его повторяемости в соответствии с учебным планом, который предполагает постепенное приобретение знаний и формирование умений. Причины необходимости такого партнерства можно найти в истории Итальянской Республики, а также в истории итальянской школы и итальянского театра, а именно – обратившись к периоду начиная с послевоенных лет и до сегодняшнего дня.

В рассматриваемом аспекте образование в Италии сфокусировано на четырех направлениях: актерская игра, зрительский опыт в театре (любительском или профессиональном), размышление о различном опыте для углубления педагогического и художественного исследования, сбор информации и материала.

Очевидно, что для работы с разными возрастами применяются разные методы. Методы, основанные на играх и инсценировках, движении, использовании пространства, переодевании, в основном, используются с самыми младшими. Все эти виды активности, главным образом, направлены на самовыражение детей и облегчение их социальных контактов; при проживании данного опыта задействованы все органы чувств (используются визуальные, обонятельные, тактильные и другие стимулы), и применяются различные материалы. Таким образом, этот опыт может рассматриваться как близкий театральному, как подводящий к театральному.

Молодежи обычно предлагаются предварительные упражнения, основанные на том, как управлять своим телом в пространстве, как пользоваться голосом, взаимодействовать с людьми, импровизировать, что-то делать своими руками и т.д., – всё это помимо подготовки к участию в спектакле. Сценарий может быть выбран из широкого разнообразия жанров и видов художественных постановок, таких, как классические или современные пьесы; сценические версии литературных произведений различных жанров; разные версии постановок с вариативной сценографии и различными сценариями или оригинальные сценарии, касающиеся актуальных тем, и т.д.

Различные жанры драматургии, а также различные театральные формы и приемы тоже принимаются во внимание: комедия, трагедия, фарс, пантомима, кукольный театр, театр теней, физический театр, музыкальный и танцевальный театр, сторителлинг, различные виды мизансцен (mise en espace), хэппенинг, мультимедийный театр.

Расстановка декораций в связи с тем, какое пространство доступно для постановки, требует особого внимания; часто используется немного реквизита и декораций, поскольку в итальянских школах пространство, которое подходит для драматических представлений, очень ограничено. Внимание также уделяется записанной или живой музыке, а также звуковым эффектам и освещению.

Работа исполнителей зависит, главным образом, от «текста» и поэтики постановки, а также от профессионализма и вкуса взрослого, который эту постановку создает. Этот взрослый может быть учителем математики или даже классической литературы, который также в силу личного выбора хорошо разбирается в театральном искусстве; если речь идет о работе в партнерстве с театральными профессионалами, в ней могут участвовать два человека или больше.

В Италии большой акцент делается на том, чтобы любая театральная деятельность в школе начиналась с анализа «педагогической ситуации», то есть с того, какова данная группа младше - или старшеклассников и что они могут делать. Как только ситуация ясна, выбирается театральный опыт, который больше всего подходит этим людям с их бэкграундом. Это значит, что «эксперты» в области театра или совместно работающие партнеры должны иметь четкие цели для воплощения театрального опыта: обучающая и/или учебная цель, улучшение социальных взаимоотношений, а также эмоциональные, художественные, эстетические цели.

Таким образом, прежде всего, постановка/игра на сцене должны начинаться с ответов на следующие вопросы: что, когда, как, где, почему, с кем, кому/для кого?
Краткий исторический экскурс
Священники-иезуиты включили театральную деятельность в программу своих школ для детей будущих правящих классов в XVII веке. В XX веке целью театральной работы с детьми стало переживание глубины совместной игры и действия, создание новых историй через пересмотр старых сюжетов или заимствований драматического текста из повседневной жизни. В театральной игре можно было испытать радость от движения, звуков, красок, одновременно экспериментируя с безграничным количеством новых форм и методов работы с драматургией. В конце концов, стало ясно, что театральная деятельность, возможность создания оригинальной идеи, самовыражения необычайно важны для детей, студентов и взрослых людей. Создание собственного спектакля, перформанса, представления и просмотр театрального спектакля становятся центральными элементами воспитательной работы.

Школьные программы Итальянской демократической республики (1946) предлагали учителям начальной школы некоторые идеи относительно того, как «драматизация» и кукольный театр могут использоваться со школьниками 6-10 лет. Впоследствии те же рекомендации давались воспитателям детских садов (для детей 3-5 лет).

Затем обязательное школьное образование было увеличено с 5 до 8 лет в 1962 году в результате появления средней школы (так называемой средней школы низшей ступени, 11-13 лет).

Если учитель начальной или средней школы был очень увлечен театром, в конце учебного года устраивалось драматическое представление, и обычно оно было связано с религиозными или национальными праздниками.

Литература как предмет, включая театральные работы в старшей школе, специализирующейся на классическом или естественнонаучном образовании (пять лет обучения), или в училищах для подготовки учителей начальных классов и профессиональных училищах (четыре года), – всё это было возможностью для учащихся соприкоснуться с драматическим искусством. Таким образом ученики с удовольствием знакомились с пьесами древнегреческих или римских авторов, а также зарубежных авторов при изучении второго языка (французского, английского, немецкого). Могли создаваться постановки на основе их произведений, но это было отдано на усмотрение учителя.
Поворотный момент
То, что произошло в 70-е годы, ознаменовало собой поворотный момент во взаимоотношениях школы и театра. В течение этого десятилетия возникло явление, которое известно как "Animazione teatrale", оно дало начало так называемому Teatro per l'infanzia e la gioventù (театральные труппы профессиональных актеров выбрали в качестве своей зрительской аудитории детей и молодежь), а также teatro "dei" ragazzi o della scuola (драматические представления, исполняемые детьми и адресованные детям, исполняемые в школах и поддерживаемые школами). Профессионалы из сферы театра и сферы образования объединили свои усилия и признали центральную роль школьников, их право на самовыражение с помощью различных художественных и драматических форм и языков. Обучение тому, как творить, планировать, общаться, стало важнейшим пунктом как с познавательно-образовательной, так и с эмоциональной и эстетической точки зрения. Это произошло благодаря той роли, которую описываемое явление сыграло в воспитании и образовании человека, одновременно облегчая его взаимоотношения с той группой или частью общества, к которой он принадлежит.

Школа – это лаборатория, а драматическое представление – это мастерская!

В 90-е годы эти изыскания, основанные на теории и практике, достигли своей наивысшей точки, когда были учреждены Школьные Театральные Сезоны: было около ста подобных мероприятий различных категорий во время их регистрации по всей стране в 1999/2000 году. Это явление характерно только для Италии, и упомянутые драматические представления были замечены обществом благодаря художественным и образовательным чертам Teatro Scuola.

Первый протокол был подписан в 1995 году, в нем делался акцент на важности развития драмы в школе в целях образования молодого поколения.

(NB: позднее длительность обязательного школьного обучения была увеличена с 8 до 10 лет в 2006 году, однако сейчас еще не совсем ясно, должны ли все эти годы обучения проходить в школе или они должны быть частично посвящены начальной профессиональной подготовке. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что несколько министров в правительстве сменяли один другого и издавали различные распоряжения. Старшая школа подверглась изменениям, поскольку срок обучения в ней составляет пять лет. Сейчас обсуждается сокращение срока обучения в старшей школе с 5 до 4 лет).
Объективные критерии оценки (или их отсутствие).
В Италии вопрос оценивания школьника, который посещает театральную студию, относится к средней и старшей школе (14-15 лет, 16-18 лет) и всё еще анализируется и обсуждается. Другие страны-участницы ЕС также участвуют в этом обсуждении: в одних странах театр – это обязательный школьный предмет, в других – предмет по выбору; они настолько заинтересованы в этом обсуждении, что Италия, Франция, Испания, Греция, Польша, Португалия и Мальта собираются запустить проект, предполагающий сравнительное изучение данного вопроса (Эразмус +).

В Италии театр не является обычным школьным предметом. Тем не менее в соответствии с одним из пунктов закона 107/2015 ("La buonascuola") даже школьникам от 3 до 14 лет рекомендуется проживание театрального опыта. К сожалению, университеты не готовят учителей к проведению подобных занятий.

Благодаря управленческой и финансовой автономии, предоставленной старшей школе, там возможно выставление школьных «кредитов» тем ученикам, которые охотно участвуют в деятельности театральной студии. Эти «кредиты» учитываются при итоговой аттестации.
Личные критерии оценки
Что касается моих личных критериев, то я основываю свою оценку на ответственности и вовлеченности ученика. Это значит межличностное сотрудничество, аналитические умения и критический настрой, автономность в выдвижении идей, психофизическое присутствие в театральной постановке и коллективное творчество.

На трехсторонней встрече (Италия-Франция-Германия) на Образовательном Фестивале в Турине (2016) спикеры признали сложность ранжирования (или оценки) творческого аспекта «театра» как предмета; его художественной стороны; уровня развития, достигнутого одним конкретным учеником. Очевидно, от ученика не ожидается профессиональной актерской игры. Нечто «эфемерное» связано с непосредственным, между разумом и эмоциями, опытом каждого ученика.

Однако есть несколько аспектов, которые, как я считаю, могут подлежать оценке: знание истории театра и драматургии, авторов и персонажей, старых и новых развлекательных форм, использование новых технологий на пересечении разных художественных языков. Очевидно, эти понятия относятся к сфере знания и запоминания информации, хорошо знакомой по обычному школьному оцениванию.
Немного информации о нас…
AGITA – это сообщество, основанное согласно уставу в 1994 г., целью которого является продвижение и развитие театрального и иных искусств, как в образовательной системе, так и в обществе в целом. Целью нашего сообщества является расширение возможностей для культурного и творческого самовыражения через привлечение внимания к этому вопросу не только профессионалов и любителей, но и каждого человека в отдельности.

Первоначальная аббревиатура со временем потеряла свое значение, и сейчас члены нашего сообщества и его сторонники ассоциируют себя и команду с жизненной силой, динамичностью, которые заложены в смысле слова (AGITA – от лат., действовать – встряхнуть., прим. переводчика).

Наши партнёры приняли участие и внесли большой вклад в создание проекта соглашения, которое в сентябре 1995 г. было подписано Министерством образования, Департаментом развлечений и Итальянским театральным советом. Наконец, все театральные события, которые оставались незаметными и проводились в школах, можно сказать, подпольно, благодаря этому документу получили признание.

Сообщество оказало большое влияние на развитие и поддержку театрального творчества в школах. Мы считаем, что необходимо пристально изучить различные аспекты театральной деятельности в условиях школьного обучения, учитывая и развлекательный, и образовательный, и воспитательный аспекты (напр., художественное развитие, нравственное и т.д.). Кто бы ни интересовался школьным театром, планированием его работы, тренингами, обучающими курсами - будь то частное лицо или представитель определенного сообщества – он всегда может получить консультацию в нашем центре. Все могут найти в АДЖИТА необходимый творческий опыт различных народов и стран, организаций, театральных сезонов, культурных мероприятий, сравнить различные методы и мнения об изучаемом предмете.

С тех пор, как особое вниманиестало уделяется международным связям, АДЖИТА присоединилась к Международной ассоциации театрального образования (федерация, созданная Порто в 1992 год). Как компетентный представитель, говорящий об особенностях и истории итальянского опыта, АДЖИТА поддерживает и продвигает на международном уровне Латинскую идею о школьном театре, которая развивается и крепнет, основываясь на учебных и театральных конкурсах, соревнованиях и поддержке друг друга. АДЖИТА существует за счёт членских взносов, участия консалтинговых служб в государственных и частных проектах, а также благодаря спонсорам.

Неотъемлемой частью театра является его эфемерность, мимолётность, особые декорации и материалы. Благодаря этим особенностям, как бы парадоксально это ни звучало, театр предлагает возможности и пути объединения поколений и культур, появляется возможность проведения встреч, на которых имеют значение эстетические и общечеловеческие ценности. Театр стирает различия и заставляет задуматься о настоящем, глядя в будущее и прошлое. Важно это сейчас? Стоит ли отстаивать эти идеи, привлекая внимание национальных и международных учреждений?

Можем ли мы что-нибудь сделать? Мы спрашиваем себя и просим вас подумать об этом всем вместе.

А потом действовать…



Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda