Драма и театр не являются предметами школьного учебного плана в Италии, соответственно, нет и педагогов по этим предметам. Старшие и младшие школьники получают возможность познакомиться с театром, а также с танцем, музыкой и визуальным искусством только в силу личного выбора своих учителей. В основном учителя, работая над своими проектами, становятся партнерами профессионалов в области драматического искусства, или сотрудничают с ними. Проект может получить финансовую поддержку или от самой школы, или от местных властей, поскольку такой проект преследует образовательные цели и обладает характеристиками художественного события. Длительность проекта зависит от различных факторов, то же самое можно сказать о его повторяемости в соответствии с учебным планом, который предполагает постепенное приобретение знаний и формирование умений. Причины необходимости такого партнерства можно найти в истории Итальянской Республики, а также в истории итальянской школы и итальянского театра, а именно – обратившись к периоду начиная с послевоенных лет и до сегодняшнего дня.
В рассматриваемом аспекте образование в Италии сфокусировано на четырех направлениях: актерская игра, зрительский опыт в театре (любительском или профессиональном), размышление о различном опыте для углубления педагогического и художественного исследования, сбор информации и материала.
Очевидно, что для работы с разными возрастами применяются разные методы. Методы, основанные на играх и инсценировках, движении, использовании пространства, переодевании, в основном, используются с самыми младшими. Все эти виды активности, главным образом, направлены на самовыражение детей и облегчение их социальных контактов; при проживании данного опыта задействованы все органы чувств (используются визуальные, обонятельные, тактильные и другие стимулы), и применяются различные материалы. Таким образом, этот опыт может рассматриваться как близкий театральному, как подводящий к театральному.
Молодежи обычно предлагаются предварительные упражнения, основанные на том, как управлять своим телом в пространстве, как пользоваться голосом, взаимодействовать с людьми, импровизировать, что-то делать своими руками и т.д., – всё это помимо подготовки к участию в спектакле. Сценарий может быть выбран из широкого разнообразия жанров и видов художественных постановок, таких, как классические или современные пьесы; сценические версии литературных произведений различных жанров; разные версии постановок с вариативной сценографии и различными сценариями или оригинальные сценарии, касающиеся актуальных тем, и т.д.
Различные жанры драматургии, а также различные театральные формы и приемы тоже принимаются во внимание: комедия, трагедия, фарс, пантомима, кукольный театр, театр теней, физический театр, музыкальный и танцевальный театр, сторителлинг, различные виды мизансцен (mise en espace), хэппенинг, мультимедийный театр.
Расстановка декораций в связи с тем, какое пространство доступно для постановки, требует особого внимания; часто используется немного реквизита и декораций, поскольку в итальянских школах пространство, которое подходит для драматических представлений, очень ограничено. Внимание также уделяется записанной или живой музыке, а также звуковым эффектам и освещению.
Работа исполнителей зависит, главным образом, от «текста» и поэтики постановки, а также от профессионализма и вкуса взрослого, который эту постановку создает. Этот взрослый может быть учителем математики или даже классической литературы, который также в силу личного выбора хорошо разбирается в театральном искусстве; если речь идет о работе в партнерстве с театральными профессионалами, в ней могут участвовать два человека или больше.
В Италии большой акцент делается на том, чтобы любая театральная деятельность в школе начиналась с анализа «педагогической ситуации», то есть с того, какова данная группа младше - или старшеклассников и что они могут делать. Как только ситуация ясна, выбирается театральный опыт, который больше всего подходит этим людям с их бэкграундом. Это значит, что «эксперты» в области театра или совместно работающие партнеры должны иметь четкие цели для воплощения театрального опыта: обучающая и/или учебная цель, улучшение социальных взаимоотношений, а также эмоциональные, художественные, эстетические цели.
Таким образом, прежде всего, постановка/игра на сцене должны начинаться с ответов на следующие вопросы: что, когда, как, где, почему, с кем, кому/для кого?