Мирра Саттарова

ШКОЛЬНЫЙ ПЛЕЙБЭК ТЕАТР?

(возможно ли это, а главное для чего?)

Мы в соцсетях
Рассуждение от увлекающего вдохновленного человека, который только что закончил годовой курс в Центральной школе Плейбэк-театра и пока большой практики в этой области не имеет.
Стоит ли тогда читать статью? Ведь Вы наверняка педагоги с огромным стажем! А давайте проверим! Отложим на время стереотипы про дилетантство, а я постараюсь Вас увлечь или по крайней мере, просто заинтересовать этой практикой.

ПЛЕЙБЭК. Что это? И откуда он взялся?

Если вдруг Вы не знаете, о чём идёт речь, то ПЛЕЙБЭК (Playback Theatre) – это социальный импровизационный театр, или как его еще чаще называют – «Театр зрительских историй»
Небольшая историческая справка

Название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» («Мы играем ваши истории, возвращая их вам»).

Плейбэк-театр зародился в 1975 году в г. Нью-Палц недалеко от Нью-Йорка. Его основателями стали Джонатан Фокс и Джо Салас. У Фокса был опыт исследований в области театра в Гарварде и в Институте Коннектикута. А также у обоих основателей метода был опыт работы волонтёрами в развивающихся странах.

Первая группа плейбэк-театра выступала не только с открытыми перформансами, но и в пределах относительно закрытых сообществ: для пожилых людей, в школах, тюрьмах, на конференциях и фестивалях. Эти выступления помогали людям почувствовать себя услышанными, не одинокими, убеждая их, что можно делиться своими историями вне зависимости от их социального положения, вероисповедания, убеждений, расы, пола и т. д.
Основатели плейбэк-театра – Джонатан Фокс и Джо Салас (справа, со скрипкой)
Источник: playbackcentre.org
Плейбэк изначально задумывался как форма открытого социального диалога, в котором у разных голосов есть одинаковое право прозвучать. Плейбэк поддерживает людей в развитии, помогает исследовать и актуализировать отношения в различных сообществах, социальных группах и между ними, направлен на объединение людей, помогает осмыслить опыт. Это место встречи театрального искусства и живой жизни.

В такой уникальной форме театрального искусства зрители становятся активными участниками процесса. Они делятся своими историями, а актеры тут же, без сценария и репетиций, воспроизводят предложенные истории на сцене. Возможно ли, что процесс продумывания сюжета и характера персонажа происходит за несколько секунд и сразу перед глазами зрителей? Представьте - да!

Магия плейбэка заключается в том, что он не оставляет никого равнодушным — каждое представление (перфоманс) затрагивает сердца зрителей. Плейбэк сегодня нередко оказывается для многих интереснее традиционного театра: для зрителей, перегруженных потоком отстраненной информацией, гораздо важнее быть свидетелями настоящих, живых и искренних историй, чем пересматривать сюжеты о героях, живших в незапамятные времена.

Как устроен плейбэк?

Качественный плейбэк включает в себя: арт (телесную выразительность, музыку, импровизацию, сторителлинг), ритуалы и социальные взаимодействия.

Перечислим важные элементы плейбэка, без которых этот жанр невозможен:
  • Истории и рассказчики. Если нет историй и зал молчит, то система не может работать.
  • Зрители. В перформативном искусстве необходим свидетель, человек, который видит происходящее и реагирует на него. Активные зрители создают атмосферу сопричастности и эмпатии. Именно из таких свидетелей рождаются новые рассказчики.

Центральная школа Плейбэк театра. Пермь. Рассказчики.


Центральная школа Плейбэк театра. Пермь. Зрители в диалоге.
Цель в том, чтобы создать непрерывный поток историй, способный заполнить собой полуторачасовой перформанс. Но для того, чтобы истории появлялись в моменте, спонтанно, были разной глубины и разных позиций, необходимо создать атмосферу доверия, безопасности, а также, что немаловажно, зрителям должно быть интересно.

  • Социальный диалог. Суть в постоянном построении диалога. Важно, чтобы звучали разностатусные слои общества. Плейбэк строится на принципе равенства, уделяя особое внимание социальным меньшинствам (старикам, людям с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченным, мигрантам и т.д.), поскольку именно они чаще всего ограничены в своем праве голоса.
  • Выразительность. Чтобы найти отклик у каждого зрителя и быть правильно понятым, необходимо учитывать особенности восприятия информации различными типами людей (аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы). Поэтому используются разные театральные приёмы, позволяющие воплощать истории на сцене. Это не только мастерство владения телом, голосом и музыкой, но и умение превращать обычные предметы в мощные инструменты для создания сценического повествования.
  • Реквизит. Минималистичный реквизит в руках плейбэкера обретает удивительную многогранность, позволяя раскрыть суть истории и передать тончайшие нюансы эмоций. Всего четыре стула, например, могут стать границами разных миров, символизировать взаимоотношения между персонажами или обозначать смену временных периодов. Пространство сцены преображается, обретая новые смыслы благодаря перестановке стульев, табуретов, кубов. Ткани – еще один волшебный инструмент в арсенале плейбэкера. Легкие, струящиеся или плотные, фактурные – они способны создать атмосферу, подчеркнуть настроение и даже рассказать целую историю без единого слова. Движение ткани в руках актера становится метафорой, визуальным образом, отражающим внутренний мир персонажа или конфликт, разворачивающийся на сцене. Ткань, словно живой партнер, дышит вместе с актером, усиливая его эмоции и передаёт их зрителю.
Центральная школа Плейбэк театра. Пермь. Работа с реквизитом.
  • Импровизация — это фундамент театра и это не просто техника, это сама суть, душа и сердце всего процесса. Это целая философия творчества, основанная на спонтанности, сотрудничестве и полном принятии текущего момента.
Многие, кто впервые попадает на перфоманс, поражаются тому, как актеры умудряются так спонтанно и слаженно взаимодействовать на сцене. Возникает вопрос: как им это удается? Допустим, наработать сам навык импровизации - дело техники, упорства и постоянной практики. Но как же «согласовать» свои действия с партнером по сцене, если для подготовки не выделено время? Как передать мысли и понять, когда и с какой фразой выйти на сцену, чтобы всё сработало? Для этого важна командная сыгранность.

Центральная школа Плейбэк театра. Пермь. Импровизация.
  • Командное взаимодействие. Плейбэк команда — это высокоэффективный единый организм, где каждый участник чувствует себя частью чего-то большего, где творчество рождается из взаимодействия, где каждый член команды вносит свой уникальный вклад в создание успешного перфоманса. Где всё основано на доверии и поддержке. Актеры должны уметь улавливать на сцене невербальные сигналы друг друга, быстро адаптироваться к новым ситуациям, менять свои роли и находить креативные решения. Такое взаимодействие позволяет создавать по-настоящему волшебные и запоминающиеся представления.
  • Сценические формы. В плейбэке существуют строгие «рамки» — специальные формы игры, которые помогают актерам лучше понимать друг друга и «договориться» о том, как именно развивать сцену. Все зависит от того, как зритель рассказывает свой эпизод или целую историю из жизни: в каком «стиле», в какой последовательности идет повествование, на чём акцентирует внимание, какие эмоции при этом выражает — именно от этого зависит, в какой форме будет сыгранна сцена. Без этих установленных форм, групповая импровизация может оказаться слишком трудной задачей. Существуют короткие и длинные формы плейбэка. Их репертуар достаточно богат, чтобы подобрать нужную на все виды зрительских историй. На каждый нарратив - своя форма.
  • Ритуальность. Формы, в которых играют актёры и есть ритуалы. Это набор повторяющихся действий, которые людям дают границы. Это не ограничение свободы, а необходимость. Без ритуалов, с одним лишь потоком спонтанности, зритель рискует потеряться в хаосе эмоций и смыслов. Ритуалы нужны для того, чтобы упорядочить происходящее, придать ему завершенность, помочь зрителю "упаковать" увиденное и осмыслить пережитый опыт.
  • Актеры и музыканты. Исполнители, которые все это выразительно, в импровизации, командном взаимодействии и в определенных формах представляют.
Основываясь на истории рассказчика, актеры с помощью импровизации, языка тела, голоса, эмоций и различных театральных приемов создают сценическое представление истории. Музыкант дополняет это музыкальным сопровождением, которое подчеркивает эмоциональную окраску повествования и помогает как актерам, так и зрителям глубже прочувствовать происходящее, используя импровизацию или заранее подготовленные композиции.

Центральная школа Плейбэк театра. Пермь. Музыканты.
  • Кондактор - это одна из ключевых ролей плейбэка. Он не играет на сцене, а управляет всем действом (перфомансом). Он - мост между миром актёров и зрителей. Он собирает истории, звучащие из зала, и передает их актерам для воплощения, указывая при этом подходящую театральную форму, в которой будет разыграна сцена.
Кондактор – не режиссер, а скорее дирижер, тактик, стратег, структурированный интервьюер. При строгом наборе качеств, кондактор должен обладать свободой - уметь «быть в моменте», принимать данные обстоятельства, уметь слушать и слышать позицию рассказчика. Также очень важно проявлять эмпатию: вопросами помочь рассказчику вычленить суть истории, узнать, что человек чувствует в тот или иной момент истории, правильно сформулировать задание актерам, чтобы они в свою очередь, своей игрой помогли рассказчику что-то осмыслить, увидеть рассказанную ситуацию по-новому, но при этом суметь не навязать свою точку зрения. Кондактор должен уметь вести тематическую линию перфоманса, контролировать энергию зала и спонтанно действовать во благо всех собравшихся. Именно от мастерства кондактора зависит, смогут ли зрители проникнуться общей темой перфоманса, почувствовать связь друг с другом, объединиться в единое целое.
Пермь. Мирра Саттарова в роли кондактора
  • Перфоманс как церемония. Плейбэкеры обладают удивительной способностью, практически из ничего, создавать сценическое действо – перформанс. Поставьте четыре стула, включите свет и личные истории превратятся в готовый художественный продукт, который обязательно приведет к трансформации мышления зрителя.
Именно ради этого перформативного эффекта, ради события, способного изменить восприятие, и ради ретикуляции – создания новых связей внутри сообщества и вывода его на качественно новый уровень взаимодействия – плейбэк и был задуман изначально!

Чаще всего, перформанс тематический, поэтому его посещают люди, которым эта тема близка. Если человек испытывает глубинную потребность поделиться важной для него историей, в которой может таиться боль или неразрешенный вопрос, то плейбэк-театр становится идеальным моментом, удобной платформой для этого.
Центральная школа Плейбэк театра. Пермь. Импровизация.
Плейбэк позволит взглянуть на проблему под новым углом в ином свете. Рассказывая истории, человек может мысленно вернуться в прошлое и переосмыслить его с точки зрения настоящего, заново пережить эмоции и чувства, тем самым снизить значимость проблемы, травмы. А совместное переживание этих историй с другими людьми, снижает эмоциональную нагрузку и облегчает состояние рассказчика, помогает осмыслить и завершить процесс.

Благодаря тому, что актёры невольно привносят в игру своё видение ситуации, проигрывают разные варианты развития событий, история открывает новые грани, становится очевидным то, что раньше было скрыто от человека. Это дает возможность всем зрителям, а не только непосредственно рассказчику, сопоставить их собственные переживания и переосмыслить, правильно ли они действуют в тех или иных обстоятельствах. Если актёры способны передать стойкость к трудностям и угнетению с чувством и артистизмом, зрители обретают силу противостоять страданиям. Поэтому плейбэк позитивно влияет даже на тех, кто не проявляет себя в зрительном зале, не рассказывает, а просто слушает и наблюдает, мысленно проецирует себя на место персонажей, получает возможность учиться на чужом примере.
Плейбэк не стремится заменить психотерапию, он не вторгается в личное пространство и не занимается медицинской диагностикой. Используя игру и метафоры, он деликатно предлагает зрителям обсудить темы, которые они сами готовы открыть. Язык плейбэка прост и понятен, он далек от научного или высокопарного стиля. Он доступен каждому. Возможно, именно в этом кроется секрет его популярности.

А еще его уникальность в том, что ни один перфоманс никогда не повторяется. Сыгранные истории остаются жить только в воспоминаниях, оставляя шлейф прожитых эмоций.               

Центральная школа Плейбэк театра. Пермь. Зрители.

Личный опыт

Сделаю небольшое отступление. Я пришла на обучающий курс плейбэк-театра ЦШПТ исключительно из-за интригующего понятия "импровизация". Мне хотелось развить в себе этот навык, поскольку в жизни мне не хватало спонтанности. Перестраивать планы, действовать в условиях неопределенности, адаптироваться к потоку информации давалось мне с трудом.

В первый же день курса мы услышали от тренера Ю. Журина фразу, определяющую направление в обучении: «В плейбэк приходят для себя, а остаются для других». Я и представить не могла, какие глубины плейбэка откроются мне благодаря наставнику, какие новые смыслы и цели передо мной возникнут...

Цель программы подготовить профессиональных актеров для плейбэк-труппы. Если Вас заинтересует, можно ознакомиться с программой на сайте Центральной Школы Плейбэк Театра.

Программа обучения была построена таким образом, чтобы мы стали универсальными специалистами, настоящими мастерами импровизационной игры. В отличии от обычного театра, где есть закрепленные статусы актеров (ведущие, премьеры, массовка), здесь все актеры равны. Роли меняются и распределяются в моменте. На роли «назначает» не режиссер (его из-за специфики жанра не существует), а сами актёры в процессе игры или сам рассказчик (зритель). Главного героя может играть любой.

Плейбэк-практик должен быть готов стать не только актером на сцене, но и музыкантом, кондактором, а на интервизиях (репетициях) обязательно должен быть рассказчиком и даже супервизором (тренером).

Если с разными ролями на сцене более-менее понятно, то зачем, казалось бы, актеру быть музыкантом? Без музыкального или звукошумового сопровождения сложно представить любой театр, а плейбэк тем более. Звук имеет свойство организовывать действие и пространство, мощно воздействовать на эмоциональную сферу. Даже если актер не имеет музыкального образования и не умеет играть на инструментах, ему необходимо развивать навыки звукоизвлечения и создания ритма. Это может включать в себя использование собственного голоса, телесных звуков или простых предметов, которые могут служить музыкальными инструментами. Умение создавать «музыку» и атмосферу помогает углубить эмоциональную связь с аудиторией и сделать представление более живым и запоминающимся.

Ну и конечно актеры должны быть взаимозаменяемые. Сейчас ты на сцене, чуть позже ты уже музыкант, а потом кондактор и управляешь всем процессом и больше других понимаешь доверенное рассказчиком.

Именно поэтому изучение этого театрального направления обязывает практикующих быть также и в роли рассказчика. В течении обучения, нам будущим плейбэк-практикам, было рекомендовано наработать определенное количество часов интервизий (репетиционных сессий) с целью, не только повторения пройденного материала, но и для того, чтобы научиться доверять личные истории своим коллегам и сплотиться в команду.
Центральная школа Плейбэк театра. Пермь. Импровизация.
С каждой такой встречей уровень доверия между участниками возрастал и наши истории становились всё более откровенными и структурированными. Рефлексируя личный опыт, понимая причинно-следственные связи событий, мы внутри себя формировали выводы: почему это произошло с нами в тот или иной момент жизни, чему это могло нас научить? Какой совет мы могли бы дать, если бы кто-то в нём нуждался (понимая, что по сути, этот совет мы даём себе). Тем самым мы упорядочивали свой опыт, залечивали душевные раны, учились не только слушать других, и слышать подтекст сказанного, но и "слышать" и чувствовать себя - всё ли мы договариваем, во всём ли мы себе признаёмся?

Со временем интервизии становились глубже. Поверхностные, лёгкие истории уходили на второй план, уступая место эмоциональным переживаниям, проливались слёзы, позже такое состояние заменялось эмоциональной разрядкой - приходило облегчение и успокоение. Мы видели свои истории со стороны, благодаря их воплощению на сцене другими участниками. В этот момент случались озарения – мы переосмысляли то, что раньше было недоступно для понимания, например, мотивацию поведения окружающих - почему люди поступали с нами в жизни так или иначе? Со сцены звучали идеи, словно исцеляющий эликсир, помогающие завершить сложные процессы. Мы находили новые смыслы, генерировали цели для дальнейшей жизни.

И вот она - дальнейшая жизнь после годового обучения. Что же я вынесла для себя из пройденного курса? Чему научилась, что поняла? В чем был истинный смысл этих занятий, как они помогают мне сейчас, где я могу применить полученные навыки? И главный вопрос: кому я могу помочь, «ведь я осталась для других».

Если кратко, то личного для себя, я усвоила:
  • Что физические действия и фантазии могут создать внутри себя необходимое состояние для результата. Что если не знаешь, что делать – начни двигаться и в процессе поймёшь куда идти дальше. Вроде бы казалось, простые истины, но только после курса это действительно прижилось. А уже созданное мной состояние меняют людей и обстоятельства вокруг меня. Это ежедневный перформативный опыт – я меняюсь, меняю пространство и есть этому свидетели.
  • Сейчас я слушаю людей совсем иначе - появилась полезная “профдеформация”. Во-первых, я машинально обдумываю, как и в какой форме я бы воплотила их историю на сцене. Во-вторых, размышляю, смогла бы я, играя, вернуть им эту историю, обогатив её новыми смыслами. Теперь я анализирую ситуацию глубже, пытаясь понять, как она откликается во мне, связана ли она со мной и не создана ли она для меня лично и чем полезна или нет. Даже построение диалогов с людьми изменились в качественную сторону, мне, как плейбэк-практику, сейчас интересно задавать собеседнику совершенно иные вопросы, которые повлекут за собой переосмысление, трансформацию нас обоих.

Для людей:
В глубине души я полностью согласна с создателями, что плейбэк, способен оказать поддержку самым разным группам населения и что этот жанр скорее для взрослых, но…

На данный момент я работаю в Пермском кадетском корпусе. Здесь подростки с первого класса находятся в жёстких рамках и испытывают огромное напряжение из-за высоких требований, строгих правил, завышенных ожиданий родителей и педагогов. Несмотря на то, что в школе работает целый штат психологов, существует «Служба примирения», достаточно много спортивных и творческих проектов для самореализации детей, всё равно не хватает образовательного пространства, где подростки могли бы безопасно легализовать значимую для них проблему, чтобы в последствии не случились какие-либо разбирательства.

И опять «но»! Мы не должны забывать о том, что школа – это место встречи учеников, учителей и родителей. И каждая из этих групп нуждается в принятии, в саморазвитии, и все они вместе – в установлении диалога доверия и понимания. Поэтому школьный плейбэк может быть равно необходим и детям, и взрослым.

Хотя мне пока не довелось работать с "родительским школьным театром", я знаю о его существовании. Посещая курсы повышения квалификации для учителей и педагогов дополнительного образования, могла убедиться, как необходимо и коллегам включаться в творческие практики, и как активно они откликаются на разнообразные опыты участия в современном социальном театральном перформансе.

Педагогу, как никому другому, необходимо развивать свой эмоциональный интеллект. Поэтому плейбэк-практика для учителей — это ценный ресурс для личного роста, развития навыков импровизации и умения действовать в ситуациях неопределенности. А также это мощный инструмент для внеклассной и внеурочной деятельности.

С помощью плейбэка учителя могут создавать доверительную атмосферу в классе, способствуя развитию у учеников эмпатии, умения слушать и понимать друг друга. Это поможет подросткам лучше раскрыться, выразить свои чувства и переживания, а также почувствовать себя частью коллектива.

Кроме того, плейбэк может быть использован для решения конфликтных ситуаций, развития креативного мышления и повышения мотивации к учебе. Он позволяет учителю увидеть ситуацию глазами ученика, а ученику – осознать свою роль в происходящем.

Скажу сразу, что для участия в плейбэк-театре необходима достаточная доля осознанности. Поэтому мы не сможем заниматься это формой театра с малышами. Это практика, которая может быть полезна для подростков старших классов, учителей, родительского сообщества.
Центральная школа Плейбэк театра. Пермь.
Всё же, акцент в статье сделаем на подростках:
  • Во-первых, плейбэк-практика поможет им выработать навык распознавания чужих эмоций, считывать невербальные сигналы (мимику, жесты, интонации) и глубже понимать социальные ситуации.
Например, подросток, который умеет замечать, когда его друг расстроен, может предложить поддержку или просто быть рядом, что укрепляет дружбу. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда эмоциональные переживания бывают очень сильными.

  • Во-вторых, плейбэк-театр создает безопасное пространство для самовыражения. Школьники и все желающие смогут делиться своими историями, не боясь осуждения.
Это может помочь в решении различных проблем, таких как чувство одиночества и отверженности, угнетённое эмоциональное состояние, семейное недопонимание. Учащиеся увидят, что не одиноки в своих переживаниях. Это позволит снизить уровень стресса и тревожности в период взросления.
  • В-третьих, плейбэк-театр поможет развить креативность и командный дух. Это целиком коллективное творчество, командная игра. Этот навык будет полезным не только в театре, но и в других областях жизни, включая будущую профессиональную деятельность.
  • Кроме того, плейбэк-театр может стать мощным инструментом для изучения социальных и культурных тем. Например, организованный учебный перфоманс, посвященный проблемам многонациональности обучающих, поможет примерить на себе разные роли и лучше понять чувства и переживания сверстников, сталкивающихся с дискриминацией. Это сформирует толерантность и уважения к различиям.
  • Также, создание плейбэк-театра в школе может укрепить школьное сообщество. Например, совместные выступления и репетиции с педагогами, родителями сформируют чувство единства, что важно для укрепления позитивной атмосферы в учебном заведении.
  • Плейбэк способствует развитию актерского мастерства, телесной выразительности, развить которую помогут элементы контактной импровизации. Для подростков откроется уникальная возможность осознать своё тело. Они научатся чувствовать каждую мышцу, контролировать тонус и дыхание, что в итоге разовьет их пластичность, способность адаптировать свои движения, жесты и мимику под задачи плейбэка, а в дальнейшем возможность избавиться от стереотипов в движениях. Помогает снять блоки и чувствовать себя уверено на сцене и в иных ситуациях публичных выступлений. Также устраняет чувство неловкости, страх проявлять себя и взаимодействовать с другими людьми.
  • Также перед подростком встанет еще одна задача – научиться лаконично выражать свои мысли, вычленять суть рассказа, сосредотачиваясь на ключевых моментах, запоминать произнесенные рассказчиком фразы.
  • Занятия позволят изучать музыку в лёгкой и игровой форме, сосредотачиваться на музыкальной импровизации. Подростки могут экспериментировать с различными звуками и ритмами, не опасаясь, что их усилия будут оценены негативно, что в итоге положительно повлияет на их опыт и вдохновит на дальнейшее углублённое изучение музыки.
  • Плейбэк-театр, с его акцентом на интерпретацию историй создаст благоприятную среду для тренировки образного мышления и нахождения метафорических соответствий. В результате, подросток сможет не только лучше понимать и использовать метафоры в речи, но и более креативно мыслить и выражать свои мысли и чувства.
Подростковый плейбэк. Центр ДАР. Самара.
Школа — это не только место для получения академических знаний, но и социальная среда, где подростки учатся взаимодействовать друг с другом: в чём-то быть лидерами и активистами, где-то, напротив, уступать право первенства другому, оставаться «в тени», в группе поддержки, в исполнительской роли. Также ребята могут принимать роли, связанные с социальной поддержкой, такие как "друг" или "защитник". В этом случае они могут выступать в роли посредников в конфликтах или оказывать помощь сверстникам, испытывающим трудности. Эти роли способствуют формированию эмпатии. А проигрывание разных ролей и ситуаций на сцене дает периферическое видение любой проблемы, способность встать на чужую точку зрения.
Для того чтобы неспециалисты: подростки и взрослые, начали знакомство с этим жанром, лучше всего сосредоточиться на изучении коротких форм. Их разнообразия хватит для постижения азов. Именно на них оттачивается спонтанность, которая так естественна для детей, и которую нередко теряем мы, учителя и родители. Со временем это качество уступает место рациональности и рассудительности. Поэтому «прокачивание» спонтанности поможет подростку оставаться свободным в проявлении себя в мире и в более старшем возрасте, и, что очень важно, предложит для этой свободы культурные формы выражения. А нам, взрослым, это «прокачивание» поможет пробудить дремлющие в нас творческие созидательные силы.
Описывание коротких форм плейбека можно найти в специальной литературе.

  • Салас Джо. Играем реальную жизнь в Плейбек-театре / Джо Салас; пер. с англ. М. Ю. Кривченко. — М. : Когито-Центр, 2009
  • Фокс Дж. Плейбек-театр – психотерапия ли это? / Джонатан Фокс // Психодрама и современная психотерапия. – Киев, 2012. – №1–2. – 160 с. – С. 6–21.
Но ещё более целесообразно пройти обучения плейбэк-театру на курсах, которые доступны в Вашем регионе. В России существует одна сертифицированная Центральная школа Плейбэк театра, курсы которой Вы можете заказать у себя в городе.

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda