Александра Петровна Ершова – создатель российской версии Drama in education, известной как «Социоигровой стиль обучения» и наиболее популярной в России системы театральной работы с детьми.
Александра Петровна – потомственный служитель образования и театра. Она родилась 31 октября 1938 года и выросла в Москве в семье Петра Михайловича и Александры Михайловны (урождённая Константинова) Ершовых.
Бабушка по отцовской линии Александра Алексеевна Ершова (урождённая Штевен) была активным христианским деятелем, создательницей и учительницей сельских школ.
Отец, Пётр Михайлович, - режиссёр и театральный педагог, ученик А.Дикого и В.Топоркова, теоретик и практик, развивший учение К.С.Станиславского о природе действия.
Всю жизнь Александра Петровна развивала идеи бабушки и отца в своей научной и практической педагогической и режиссёрской деятельности.
В бабушкиных школах было четыре простых завета: «не пить, не воровать, не обманывать и не сквернословить». Дома царила атмосфера безусловного взаимного уважения и доверия детей и родителей.
«Папа говорил, что самое плохое – это потеря дистанции… В воспитании человека должна быть дистанция. Если дистанции нет, то не справишься. А кто сейчас из современных родителей понимает это? Мама – Вы, папа – Вы? И вообще, папа и мама как подарок судьбы? Наоборот, я – подарок. А папа и мама, - это так, это, мне дано от природы», - печалится Александра Петровна. Но это не значит, что её идеал – авторитарные родители, игнорирующие интересы своего ребёнка. Напротив, её мечта – чуткий родитель: «Проблема - небережение жизни, на мой взгляд, это нам ответка за наше взрослое равнодушие к ребёнку. Где мы равнодушны? Сотни моментов. Иногда злобно равнодушны, иногда дружески равнодушны, но чтобы мы болели за него, так этого почти нет. Это выражается в нашей мобилизации, когда мы с ребёнком говорим. Мы мобилизованно с ним разговариваем? Мы понимаем, где его надо поддержать, а где надо остановить? Или мы всем своим поведением говорим: «Ну живи, живи… Да плевать на тебя…»? Очень часто современный ребёнок это самое «плевать на тебя» встречает и в семейной и в школьной педагогике.
Мой большой друг Сергей Плахотников со своей женой-психологом напридумывал замечательные идеи про «словесные действия». Он говорит, что родитель смотрит на ребёнка и думает: «Что ж ты не такой, как я хочу? Вот я бы хотел, чтобы ты был другой». И отсюда у родителя возникает действие-приказ: «Ну, куда ты идёшь?». А вот если бы у родителя в голове было: «Да ещё одна секундочка, и ты будешь таким, о каком я мечтал», то звучало бы действие «звать» и «ободрять»: «Куда ж ты идёшь?». Надо, чтобы в голове было правильно, тогда и словесное действие будет правильное. Ой, как это трудно! Как внутренне во внешнем выражается! Но только так».
С 1955 по 1962 Александра Петровна Ершова занимается в Театральной студии «Спутник» под руководством отца. Сделанные им открытия, разрабатываемые методы навсегда становятся единственной творческой и педагогической верой всей её жизни. Сама она рассказывает об этом так:
«Ну да, я сама играла. Играла в общем, не могу сказать, чтобы особо успешно. Зрители хвалили. А режиссёр, Пётр Михайлович Ершов, редко хвалил. У меня, может, раза два было, когда я точно знала секунду за секундой, что я буду делать на сцене.
Давно, в детстве, когда я думала про профессию, я не артисткой мечтала стать, я мечтала помогать талантливым. У меня была такая фантазия, что это самое интересное. Потому что на своём опыте, на опыте студии, в которой я играла, я знала, что у артистов всё очень трудно получается. Вот ради этого можно думать и искать».
В 1961 году она закончила физико-математический факультет педагогического института им. Потёмкина. А в 1965 году очно-заочный режиссерский факультет Щукинского училища. Работая в школе, Александра Петровна стала заниматься с детьми театром, и это во многом определило её дальнейший путь.
С 1965 по 1968 год Александра Петровна аспирант Института Художественного воспитания. Но в 1968 году её диссертация не принимается комиссией ВАК. И в этом она тоже похожа на отца – идеи слишком новы, а логика непреклонна. Только в 1971-м защита проходит успешно.
«В аспирантуре,- рассказывает Александра Петровна, - я ставила спектакли с детьми. А мы ещё перед этим этих детей измеряли: ЭКГ, кардиограмму, энцефалограмму. Это был первый опыт. И диссертацию я писала про творческую потребность. И вот тогда выяснилось, что если человек идёт в театральный кружок, с целью: «Я хочу научиться» - только такой мотив плодотворен для развития. Мотивы «Я хочу играть» и «Я хочу понять, как это делается» не работают.
Следующим шагом был поход в Городской дворец пионеров, где Вячеслав Михайлович Букатов вёл кружок. И мы придумывали, какие упражнения для детей сочинить».
С 1971 по 1974 год Александра Петровна работает во Владивостоке в Дальневосточном институте искусств руководителем актерского курса, преподавателем актерского мастерства. С 1974 по 2003 год она научный сотрудник, а с 1993 - руководитель лаборатории театра в Институте Художественного воспитания РАО. С 2003-2009 — научный сотрудник Академии сельских школ. Всё это время Ершова со своими соратниками: В.М.Букатовым, А.В.Гребёнкиным, Л.М.Некрасовой, С.В.Плахотниковым, М.В.Ганькиной, О.П.Лапиной, Е.С.Аккуратовой и другими разрабатывала методы социоигровой педагогики и программы обучения актёрской технике детей и юношества.
О начале работы над социоигровым стилем Александра Петровна рассказывает так: «В 80-ых годах прошлого века в московском театральном сообществе искали человека, который работал бы с детьми, но не просто ставил спектакли, а развивал их. И вот тогда меня послали сначала в Вену, а потом в Лондон знакомиться с зарубежными коллегами.
Благодаря папе я любила, знала, понимала актёрскую технику, ценила всей душой. А у них ничего этого совсем не было. Ни понимания действия и борьбы, ни «лёгкого веса», ни «тяжелого веса», ни «лепки фразы», ни «словесных действий», ни «мобилизации», ни «пристройки сверху-снизу», - они этого совсем не знали.
Но в Лондоне мы встретились с финской коллегой Тинтти Карпинен. Когда Тинтти рассказывала, чем она занимается в Финляндии, я поняла, что это - то самое. Что с детьми именно так можно работать. Что она также как мы всё делает, исходя из детей, из их интереса. Не авторитарно».
В работе над социоигровыми метода обучения Александру Петровну Ершову поддержали Евгений Евгеньевич Шулешко и его ученица Лидия Константиновна Филякина. Педагогика Шулешко основывается на идее «ровесничества». Если говорить проще – это взаимное обучение детей в разновозрастной группе. Идеи Шулешко и Филякиной лежат в русле гуманистической педагогики сотрудничества, где взрослый – не командирская фигура, а тот, кто помогает детям организовать плодотворное сотрудничество и увлекательные образовательные игры. Эти идеи увлекают и Александру Петровну Ершову.
«Главная забота учителя должна быть - как себя убрать. Берёшь инициативу, крутишь, вертишь, а подумаешь, какая ценность в этом? А как эту инициативу отдать им, ученикам? Чтобы они предлагали, чтобы они спрашивали!», - вот что её заботит. Для Ершовой важно так организовать занятие, чтобы ученики жадно добывали знания и помогали в этом друг другу.
С 1996 по 2006 год она художественный руководитель Класс-театра, где в социоигровом стиле и по учению П.М.Ершова обучают молодых артистов. В эти же годы Ершова преподаёт в Московском институте повышения квалификации учителей (потом МИОО), ведёт курсы для руководителей школьных театральных студий и просто учителей-предметников, увлечённых идеей использовать социоигровой стиль на обычных уроках. Эти же курсы она ведёт в Университете газеты «Первое сентября».
С 1998 года Московская школа 875 становится экспериментальной площадкой ИХО РАО. Ершова А. П. работает с учителями 875 школы Карловой И.В., Зибровой М., Матвеевой Н. с 1998 по 2018 год. С 2013 по 2018 научный руководитель прогимназии НОЧУ «Хорошевская школа» (Хорошкола). С августа 2017 и по настоящее время - научный консультант начальной школы в ОАНО «Новая школа».
С 2002 года Александру Петровну увлекает ещё один большой проект – летний театральный лагерь «Артсия», для которого она с группой единомышленников каждый год сочиняет новую творческую программу.