19 апреля 2025 года
14:00 - 16:00
онлайн
Театральные практики устойчивого развития
Секция в рамках VIII Ежегодного международного симпозиума МГПУ «Образование и город: возможности устойчивого развития в эпоху неопределенности»
Мы в соцсетях
В рамках VIII Ежегодного международного симпозиума “Образование и город: практики устойчивого развития в эпоху неопределённости” 19 апреля состоялась секция «Театральные практики устойчивого развития», модератором которой выступила ведущий сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ Никитина Александра Борисовна.

Спикерами выступили выпускники двух магистратур: магистратуры МГПУ «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» и магистратуры ГИТИСа «Социальный театр». Анна Мухамедзянова, Анна Шалунова и Екатерина Лучникова рассказывали о проектах театра горожан, осуществлённых с учителями в Красноярске и Калининграде, и о том, как эти проекты помогают родиться практикам устойчивого развития и взаимной поддержки в учительской среде на базе профессиональных театров, как эти практики переносятся учителями в свою работу и меняют изнутри жизнь школы. Основой каждого из проектов оказывается потребность в сопричастности к общему творческому делу и личностной творческой проявленности. Эльвира Галеева (Альметьевск) представила проект театра Акулак, который является широко понимаемым инклюзивным пространством и включает в поликультурный диалог горожан разных национальностей, разных возрастов, в том числе нормотипичных и инвалидов. Тему межкультурного и межнационального общения продолжила Наргиз Джакшыбаева, которая рассказала о том, для чего необходимы театральные практики при работе в Русском Доме, Киргизском посольстве и Shelter after school в Куала-Лумпуре, Малайзия. Она рассказала о том, как театральные практики чтения национальной литературы помогают сообществам, оказавшимся вдали от родного дома, почувствовать и укрепить свою идентичность, и в тоже время, как театральные игры помогают детям-беженцам, детям из неблагополучных семей и другим детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, адаптироваться в социуме, постепенно формировать позитивный образ будущего. Дарья Гуськова представила опыт театральной работы в инклюзивном проекте «Крылья», Казань. А Елизавета Тихонова и Наталья Лебедева проанализировали ресурсы и дефициты работы по созданию устойчивых сообществ в форматах работы театра горожан, обратившегося к теме новомученников. Выводы, сформулированные в их выступлении во многом можно назвать и выводами всей секции.

Что способствует устойчивому существованию сообщества социального театра, театра горожан?
  • общий круг - пространство совместного обсуждения;
  • практики медиации и модерации;
  • ротация социальных ролей;
  • сетевой характер горизонтальных связей;
  • проектный характер: договоренность о временных рамках и ролях;
  • свободный вход в сообщество и выход из него.
Что препятствует устойчивому существованию сообщества социального театра, театра горожан?
  • перенос формальной структуры на неформальное сообщество;
  • отсутствие практик медиации и общение, регламентированное формальным лидером;
  • жесткие ролевые рамки;
  • нарушение договоренностей, единоличное принятие решений;
  • размытость временных границ.
Большую ценность секции участники и слушатели увидели в том, что спикеры смогли одновременно рассказать об успехах определённых театральных практик для развития городских сообществ, и показать, какие трудности встречаются на их пути, какие провалы сопутствуют их движению и развитию. Разговор получился очень откровенным, конструктивным и содержательным.
Made on
Tilda