В конце первой недели октября, когда школа входит в устойчивый рабочий ритм, но никто еще не успел устать, когда становится прохладно, но еще ощущается солнечное тепло, и особенно ощущается именно потому, что уже прохладно, когда вокруг, как правило, удивительно по-осеннему красиво, отмечается день учителя. У каждого из нас были, есть и будут учителя, которым мы благодарны, некоторые из них нам дороги особенно, о ком-то мы помним всегда, кто-то вспоминается внезапно, по какому-либо случаю, с кем-то начавшийся однажды диалог не прекращается всю жизнь. Взрослея, мы иногда выбираем себе в учителя людей совсем других профессий. Иногда нам самим приходится кого-нибудь чему-нибудь учить.
Наверное, День учителя может произойти в любой календарный день, когда вдруг происходит случайная или неслучайная встреча с учителем за пределами школы, когда вдруг неожиданно пригодилось или по- новому открылось выученное когда-то, когда начало получаться то, что раньше не получалось, когда нужен мудрый совет и ты знаешь, к кому за ним обратиться. А может быть, он может произойти и как-то совсем по-другому. Но в конце первой недели октября в воздухе обязательно присутствует ощущение праздника. Вполне возможно, что в этот день какой-нибудь одинокий пенсионер смотрит по телевизору кино про школу и у него улучшается настроение. И хочется конфетку съесть или яблоко, или кого-нибудь угостить. Или какая-нибудь дачница срезает последние розы, укутывает на зиму розовые кусты и думает о том, что завтра никому из ее семьи уже или еще не надо идти в школу, тогда розы бы были кстати, и розы в этот момент в какой-то мере становятся кстати, в какой-то мере, это розы ко дню учителя.
Зрительский клуб МогТЮЗа решил отпраздновать день учителя в театре, и это, кажется, была отличная идея. Пригласили всех желающих, предполагая, что большинство окажутся учителями, тогда бы мог состояться по-настоящему серьезный диалог о сущности предназначения учителя. Но учителей, в зале оказалось не так уж и много. Те, кто пришли, привели с собой учеников или своих собственных детей. И было бы странно, если было бы иначе. Собралась по-настоящему праздничная, пестрая, шумная и разновозрастная компания. Артисты театра уселись за парты прямо на сцене и провели импровизированный показательный урок обществознания. Сидели они за партами не очень чинно, и урок часто превращался в игру. Ведь они - артисты. Артисты не рассказывали, хорошо или плохо они учились в школе, вспоминали своих учителей и рассказы бабушек и дедушек о школе.
Судя по их воспоминаниям, им встретилось немало хороших и интересных учителей, благодаря которым они сохранили свое детское любопытство и развили творческое внимание, ведь без этого не сделаешься настоящим артистом.
Хорошая импровизация не возникает на пустом месте, поэтому артисты и педагогическая часть театра хорошо подготовились и сняли настоящий учебный фильм на основе интервью со зрителями театра и посетителями парка Царицино, расположенного неподалеку. Задавали вопросы о приятных и не очень воспоминаниях, о том, за что особенно благодарны, на что обижены, что удивительного происходило, каким должен быть идеальный учитель, спрашивали, кого из персонажей фильмов и книг, хотелось бы видеть в качестве своего учителя.
Оказалось, что кто-то не отказался бы в качестве урока день-другой побродить по парку с Толстым или Достоевским, кто- то хотел бы, чтобы уроки музыки в школе вела настоящая певица, кто-то был готов учиться в классе у Спайдер-мэна и даже у человека-невидимки, а многие предпочли героев компьютерных игр, ведь они так последовательны. Детям, в общих чертах, хотелось, чтобы в учителе было нечто от супергероя и чтобы благодаря ему захотелось вдруг взять и выучить целый учебник математики, сделать множество контрольных или захотеть научиться красиво петь. Интересно было наблюдать, как менялись лица взрослых людей, отвечавших на вопросы. Даже если артисты просили вспомнить нечто неприятное или обидное, даже если люди не могли вспомнить ничего существенного, лица их светлели и заметно оживлялись. Люди становились более темпераментными, в них просыпалось что-то детское. У взрослых очень позитивное отношение к понятию «учитель». И если были обиды, они относили их не к профессии, а к человеческому фактору. Хорошие воспоминания больше касались проявлений человеческого: «первая учительница – вторая мама», «учитель рисования вместо того, чтобы рисовать натюрморт из осенних листьев, повел в парк рисовать осенние деревья», и с тех пор парк стал любимым местом прогулок на всю жизнь.