Анастасия Россинская, Ксения Киктева
Зарубежные исследования, посвященные школьным театрам
Мы в соцсетях
Исследуя практики театральной педагогики, сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик уделяют внимание не только развитию школьных театров в России, но и анализируют зарубежный опыт.

Ксения Киктева и Анастасия Россинская подготовили подборку зарубежных научно-исследовательских и методических публикаций, посвященных практикам театральной педагогии и школьным театрам.

Мы надеемся, что этот материал окажется интересным и полезным для читателей блога.
Блок 1. Связь школьного театра и образовательных процессов (10 статей)
Ключевые слова: School theater (школьный театр), child literature (детская литература), educational system (система образования), Identity (идентичность) values (ценности), development (развитие), academic and personal skills (учебные и личностные умения), interdisciplinary approach (междисциплинарный подход), educational theater (образовательный/обучающий театр), acting (актерская игра), shadow play (театр теней), puppet play (кукольный театр), personal, social, and cog-nitive domains (личная, социальная и когнитивная сферы); cultural learning (освоение культуры, инкультурация), forum theatre (форум-театр).
В статьях данного блока школьный театр рассматривается как технология обучения отдельным школьным предметам: родному языку (2)*, естественным наукам (7; 9).
*здесь и далее в скобках указывается номер статьи из перечня в следующей колонке

Школьный театр исследуется и как инструмент развития интеллектуальных способностей и воображения (3) и как фактор, влияющий на личность школьников, на их когнитивную сферу и сферу общения (4; 5; 6).

Также школьный театр рассматривается как инструмент создания/сохранения культурной идентичности (1) и вхождения в культуру / инкультурации (8).

При этом авторы уделяют внимание трудностям создания школьного театра (3; 10) и говорят о необходимости обучения педагогов использованию театральных методов на уроках (2).

В качестве методов авторы исследований используют следующие: длительное наблюдение, отслеживание личностных изменений, экспериментальное обучение, интервью, опрос, анализ публикаций и кейсов.

В результате авторы приходят к выводам, что участие в деятельности школьных театров положительно влияет на учебу и общение школьников разных возрастов, способствует развитию личности и социализации.

1. ELBOUKHARI, ANOUAR. (2022). Contribution of School Theater to the fortification of the cultural Identity of the Moroccan child. The International Scientific Forum. 715-742. 10.36772/isf10.29.

2. Yaghi, Asma'a. (2020). The Effectiveness of Puppet Theater in Developing the Linguistic Abilities of Third Primary Students: 4.10.26389.

3. Bouchelaleg, Hakima. (2022). School Theatre between the Pupil's Awareness and the Ambition of Performance. Technium Social Sciences Journal. 37. 502-510. 10.47577/tssj.v37i1.7609.

4. Roeva, Evgeniya & St, Su & Ohridski, Kliment. (2020). Students as co-creators in the school theater -new beggining.

5. Zdriluk, Helen. (2022). Ten years after: a qualitative study of students' experiences in a high school theatre company.

6. Dietry, Karen. (2022). Residual Effects of an Elementary Theatre Program.

7. Öcal, Erdi̇nç. (2022). An Artistic Approach to Secondary School Students' Process of Discovering Scientists: Theatre and Science. International Journal of Contemporary Educational Research. 9. 10.33200/ijcer.1050748.

8. Ķestere, Iveta. (2017). The school theatre as a place of cultural learning: the case of Soviet Latvia (1960s–1980s). Paedagogica Historica. 53. 1-24. 10.1080/00309230.2017.1307857.

9. Vulcanologia, Istituto & AC, Sezione & Roma, & Roma, Sezione. (2022). Once upon a time at Messina a fisherman….

10. Thambu, Nadarajan. (2021). Using Forum Theatre to Develop Various Levels of Thinking Skills among Moral Education Students in Secondary School. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT). 12. 01-13. 10.17762/turcomat.v12i3.454.

Блок 1.1 (3 статьи)
Ключевые слова: Reader's theatre (читательский театр), reading skills (умения чтения).
Представляется целесообразным выделить подгруппу статей, в которых идет речь не о школьном театре как таковом, но об инструменте формирования определенных предметных умений, который авторы статей называют театром, а именно – «читательским театром» (reader's theatre).

При этом описание того, как действует этот «театр» позволяет понять, что автор имеет в виду систему приемов, реализуемых педагогом на уроке.

11. BABACAN, Kübra & Yildiz, Mustafa. (2022). The Effect of the Reader's Theatre on Reading Fluency and Reading Comprehension Skills of 4th Grade Primary School Students. Journal of Education and Future. 10.30786/jef.930648.

12. Kristiawan, Dana & Carter, Carol & Picard, Michelle. (2022). Reframing Readers Theatre for teaching EFL: infusing values for peace and conflict prevention for teacher professional development in Indonesian Islamic schools' settings. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 1-19.

13. Joseph, Idogho. (2022). IMPROVING PUPIL'S READING AND ORATORY SKILLS IN NIGERIA SCHOOLS THROUGH READER'S THEATRE: A PRAGMATIC OVERVIEW. 7. 115–124.

Блок 2. Теоретические и исторические исследования школьного театра как явления (3 статьи)
Ключевые слова: Humanistic educational system (гуманистическая система образования), religious educational system (религиозная система образования), Latin theatre (театр на латыни), moral education (воспитание морали).
Авторы данных статей проводят исторические исследования теоретического характера. Они изучают школьные театры в Европе (в Средние века и далее, в XVI-XVII вв.); отмечают ведущую роль религии в целом и религиозного уклона в образовании в то время, что, разумеется, влияло на специфику функционирования школьных театров, например, на цель их деятельности и выбор текстов для постановок, на роль в обучении отдельным предметам (латинский язык, риторика). Отмечается осмысление школьного театра уже в то время не только как места обучения, но и как места для игры и рефлексии.

14. Škovierová, A. (2017). Theater plays as a form of education in the humanistic educational system. (Ondrej Rochotius and his theater plays. Introduction to the topic.). Studia Historica Nitriensia. 21. 162-169.

15. Dvoryanova, A. & Semenov, A. (2020). Lexical unit "God" in the names of the characters of school theater plays. 103-110. 10.38006/907345-63-8.2020.103.110.

16. Demeilliez, M. & Doudet, Estelle & Ferrand, M. & Syssau, E. (2018). From theater to college, for what learning? European Drama and Performance Studies. 55-64. 10.15122/isbn.978-2-406-08373-3. p. 0055.

Блок 3. Исследование различных аспектов деятельности школьных театров в настоящее время

(6 статей)
Ключевые слова: Chıld Theater (театр детей), make-up technıques (техники нанесения грима), dramatıc character (драматический персонаж), social theater (социальный театр), live entertainment (живое представление), theater school (театральная школа), aesthetics (эстетика), pedagogy (педагогика), research-based theater (исследовательский театр/театра, основанный на исследовании).
Исследователи реализуют следующие цели:

  • осмысливают роль современного школьного театра (цель его существования и пользу от него) и делают вывод о важности эстетического мышления для решения таких проблем школьного театра, как квалификация педагогов (не всегда имеющих образование в области искусства) и негативное отношение к школьному театру (19), а также изучают этические проблемы и пути их решения в «исследовательском школьном театре» (20);
  • исследуют социализирующую роль социального театра в школе в период пандемии, переосмысливая понятие «живого представления» (17);
  • исследуют эффективность обучения предмету «Школьный театр» в колледже искусств с использованием определенных технологий (18)
  • исследуют ограничения, с которыми сталкивается учитель при выборе материала для постановок ШТ (21);
  • доказывают значимость владения техниками нанесения грима в детском ШТ (22).

Методы: этнографическое исследование, эксперимент (экспериментальное обучение), метод кейсов, лонгитюдное исследование, анализ собственного опыта через автобиографический нарратив, анализ исторических источников.

17. Canevari, Matteo. (2022). What We Do Doing Theatre at School. An Experience of Social Theater in Italy During the Covid-19 Pandemic: An Ethnographic Research. World Futures. 78. 1-22. 10.1080/02604027.2022.2111963.

18. Raad, Hiba. (2021). The effect of the generative learning strategy on the achievement of students of the Department of Art Education in the subject of school theater. journal of the college of basic education. 27. 444-462.

19. Suherjanto, Indra. (2017). PROBLEMATIC SCHOOL THEATER: INTERPRETING AESTHETICS AND PEDAGOGY. ISLLAC: Journal of Intensive Studies on Language, Literature, Art, and Culture. 1. 10.17977/um006v1i12017p086.

20. Sallis, Richard. (2022). Research-Based Theater in Schools: Ethical Challenges, Conundrums, and Choices. Qualitative Inquiry. 107780042210982. 10.1177/10778004221098201.

21. McLauchlan, Debra. (2022). Article 2 Factors Constraining Teacher Choices of Material for High School Actors: A Personal Reminiscence.

22. ABDULSAHIB, Thikra. (2021). Contemporary Make_up Techniques and Aesthetic Additions to the Dramatic Character in Child Theater. International Journal of Humanities and Educational Research. 03. 358-370. 10.47832/2757-5403.5-3.31.

Блок 4. Театр и инклюзия (2 статьи)
Ключевые слова: Accessibility (доступность), creative arts therapies (арт-терапия с помощью творчества), drama therapy (драматерапия), holistic education (всестороннее образование), inclusive education (инклюзивное образование), social-emotional skills (социально-эмоциональные умения), strengths-based perspective (видение, основанное на сильных сторонах), raising awareness (повышение осведомленности).
Исследуется школьный «безбарьерный театр», задействующий многие виды искусств и создаваемый при участии арт-терапевтов как инструмент помощи студентам с психологическими проблемами в возвращении к «обычной» жизни после пандемийной изоляции (23).
Исследуются театральные мастерские (воркшопы) как инструмент помощи подросткам, страдающим астмой (24).
В качестве методов исследования используется наблюдение и анализ опыта собственной деятельности.

23. Marie, Tracena & Bailey, Sally. (2022). Creating an inclusive community in your school through Barrier-Free Theatre. Arts Education Policy Review. 1-8. 10.1080/10632913.2022.2070888.

24. Harris, Katherine & Newby, Chris & Mosler, Gioia & Steed, Liz & Griffiths, Chris & Grigg, Jonathan. (2022). School-based self-management intervention using theatre to improve asthma control in adolescents: a pilot cluster-randomised controlled trial. Pilot and Feasibility Studies. 8. 10.1186/s40814-022-01031-1.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda