XIV Всероссийская конференция по театральной педагогике памяти Л.А. Сулержицкого
27-29 ноября 2025 года
Мы в соцсетях
27 – 29 ноября 2025 года в Московском городском педагогическом университете прошла XIV Всероссийская конференция по театральной педагогике памяти Л.А. Сулержицкого, организованная Лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Конференция объединила более 150 участников из разных городов и стран: школьные учителя и вузовские преподаватели, педагоги дополнительного образования, руководители детских театральных коллективов, актеры и режиссеры любительских и профессиональных театров, методисты и библиотекари, студенты и магистранты собрались, чтобы обсудить какие театрально-педагогические практики и проекты реализуются в разных регионах; что востребовано в местных сообществах; какие задачи приходится решать.

Первый день конференции был посвящен вопросам взаимодействия театра и школы и открылся совместным просмотром спектакля театра «В НеКоем Царстве» «Ховрошечка». Участники конференции смогли стать не только зрителями, но и участниками спектакля, а затем обсудить его в игре-тренинге и общем разговоре.

Обсуждение опыта сотрудничества театра и школы продолжилось на круглом столе, участниками которого стали представители профессиональных и любительских театров. В диалоге с участниками конференции они рассуждали о целях, перспективах и сложностях этого сотрудничества. Своим опытом поделились Марина Бахтина, руководитель Студии творчества «Крылатая долина»; Рида Буранова, начальник методического отдела ГАТК им.С.В.Образцова; Дуэт-театр «Дети Йорика» - Пётр и Елена Зубаревы; Светлана Кочерина, директор музыкально-драматического театра «АЯтеатр»; Елена Моргачёва, художественный руководитель негосударственного театра кукол «Шутик»; Евгения Тарасова, создатель семейного театра «4ugla» и Татьяна Лисичкина, руководитель театра «В НеКоем Царстве».
Открытие Конференции
Ведущий - Михаил Быков
Спектакль театра «В НеКоем Царстве» и Татьяны Лисичкиной «Хаврошечка»
Зачем школе дружить с маленькими и большими театрами: смыслы, провалы и успехи
Центральной темой конференции в этом году стала тема факапа: организаторы предложили участникам обратиться к опыту провала, неудачи, фиаско и поговорить о значении этого опыта в жизни, творчестве, профессии.

Второй день начался с лаборатории взаимной поддержки, в ходе которой участники смогли поделиться  опытом неудач последнего учебного год, что стало поводом для дальнейшего обсуждения и помогло  выделить основные сложности работы театрального педагога и совместно сформулировать способы решения/ пути избегания этих проблем.

Опытом конструктивного преодоления отрицательного опыта поделились ведущие образовательных мастерских:
  • Лора Владимировна Макмак, канд. пед. наук, руководитель Лаборатории театральной педагогики Новой Черноголовской школы, рассказала о провалах¸ которые случались в её практике, и о том, как они привели её к созданию собственной авторской методики «Метафорический конструктор».
  • Как найти ключ к решению проблемной ситуации и научиться решать свои педагогические задачи, используя техники форум-театра, рассказали выпускники магистратуры Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» Евгения Арзамасцева, сотрудник Московского детского театра Теней, Анна Забара, методист сетевой детской театральной студии «Дети Райка», и Елизавета Тихонова, педагог воскресной школы при Храме Святителя Николая в Толмачах
  • Руководительница просветительского отдела Красноярского ТЮЗа, куратор магистратуры ГИТИСа «Социальный театр» Анна Мухамедзянова, представила опыт работы с педагогическим сообществом Красноярска в рамках проекта «Учительский клуб» и не только.
  • Анна Шалунова, продюсер и практик социального театра, театральный критик, куратор магистерской программы «Социальный театр» ГИТИСа, предложила участникам конференции обсудить несколько педагогических идей в рамках мастерской «Проверка на вшивость. Как педагогические идеи великих работают на практике?».
Мастерская «Тупиков нет – есть предлагаемые обстоятельства»
Ведущая - Лора Владимировна Макмак
Мастерская «Педагогический провал как завязка нового сюжета»
Ведущие - магистранты и выпускники программы "Театральная педагогика и режиссура образовательной среды" Евгения Арзамасцева, Елизавета Тихонова, Анна Забара, Мария Фоменко, Елена Пастернак, Алена Байгушева и другие
Мастерская «Проверка на вшивость. Как педагогические идеи великих работают на практике?»
Ведущая - Анна Шалунова
Мастерская «Создание устойчивого педагогического сообщества при Красноярском ТЮЗе: ожидания vs реальность»
Ведущая - Анна Мухамедзянова
Общение участников и обсуждение темы «Провал успеха или успех провала» продолжилось встречей с человеком, без которого не обошлась ни одна конференция по театральной педагогике памяти Сулержицкого, Гостиной с Евгением Юрьевичем Сазоновым, театральным режиссёром, педагогом, художественным руководителем Театра Юношеского Творчества (ТЮТ), заслуженным работником культуры РСФСР.

 Завершился второй день Конференции круглым столом, посвященным развитию сообщества театральных педагогов.
Провал успеха или успех провала (Из жизни ТЮТа)
Гостиная с Евгением Юрьевичем Сазоновым
Круглый стол «Нас уже 1400 или как развивается сообщество»
Модераторы - Екатерина Асонова, Михаил Быков
Впервые Конференция по театральной педагогике памяти Л.А. Сулержицкого прошла в новом сетевом формате и кроме встреч в Москве были организованы события в нескольких городах России и за рубежом. Об опыте их проведения коллеги рассказали в третий, онлайн день конференции:

  • Светлана Чубис и Юлия Фазлыева (Пермский край) рассказали о квесте «Путешествие вслед за дядей Лепой», который они провели для учеников  двух школ и участников театральной студии;
  • Ксения Бехалова (Пермский край, Березники) провела урок английского для 7го класса, в рамках которого ученики не только закрепили предметные знания, но и познакомились с биографией Леопольда Антоновича Сулержицкого;
  • Фатима Пагиева (Владикавказ) представила опыт проведения лекции-променада «Наследие Л. А. Сулержицкого»;
  • Наргиза Джакшыбаева (Малайзия) поделилась опытом проведения творческих уроков по повести Сулержицкого «В Америку с духоборами» для учеников учебного центра для детей-беженцев из Мьянмы.
К Конференции также присоединились участники из Тулы, Калининграда, Бразилии, Сербии и Финляндии:

  • Полина Шатохина (Тула) рассказала о проблемах и ресурсах театра горожан, о своем опыте работы с детьми и представителями старшего поколения;
  • Алексей Ракульцев (Бразилия) поделился опытом организации семейного/соседского театра, рассказал о  возникших проблемах и сложностях;
  • Катерина Лучникова (Калининград) рассказала о взаимодействии с коллегами, создании локального профессионального сообщества и Творческой лаборатории «Создаём образовательное событие методами Сулержицкого»;
  • Владимир Бочаров (Бразилия) в своем художествеенном высказывании объединил рассказ о перформансах памяти в Латинской Америке и своем личном опыте непоступления в магистратуру В Сан-Паулу.
  • Татьяна Пилютик и Азат Валеев (Сербия) рассказали о провалах и успехах Детско-театральной лаборатории на английском языке “We are on the same page”;
  • Александра Дунаева (Финляндия) поделиласьсвоим опытом адаптации к культурной и языковой среде Финляндии в качестве театрального критика и педагога, подчеркнув проблемы интеграции в местное театральное сообщество.
Опыт удалённого участия в конференции памяти Л. А. Сулержицкого в России и за рубежом
Часть первая
Опыт удалённого участия в конференции памяти Л. А. Сулержицкого в России и за рубежом
Часть вторая
Подведение итогов конференции
Конференция позволила участникам не только получить новый опыт, но и поставила перед ними новые вопросы, отвечая на которые они смогут развиваться в профессии, дала пищу для размышлений, подарила вдохновение,  познакомила с новыми формами и методами работы
Фотографии конференции
27 ноября 2025 года
28 ноября 2025 года
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda