Светлана Ханжина, Надежда Соломатова
С помощью театральной педагогики можно дарить педагогам счастье

Хочешь изменить мир, начни с себя. Изменил себя – поделись своими открытиями с теми, кто рядом. Чувствуешь, что ты на правильном пути?
Мы в соцсетях
Сегодня в Тюменской области работает более 450 школ, в каждой из которых свой состав педагогов. Практически к каждому из них предъявляется огромное количество требований – к обучению, воспитанию, взаимодействию с коллегами, выстраиванию отношений с руководством, бумажной работе и так далее. При этом у учителей существует жизнь за пределами школы! Как в этом многообразии не потерять себя как человека, как учителя, как наставника – вопрос сложный и требующий системной работы. Но каждый шаг на пути к этому – это уже действие по направлению к цели.

В театральном центре «РяДом» один из фокусов работы – работа с педагогами. Но не по стандартному системному механизму, а на принципах театральной педагогики.

«Вообще, когда только в идее создавался центр «РяДом» (это случилось на Школе продюсеров сообществ с Олей Петрушиной), мы уже задумали провести форум счастливых педагогов. Причем всероссийский или международный, где все педагоги будут собираться и рассуждать о том, как устроено счастье. Это было в основе. Потому что мы сами – педагогическое сообщество; мы – театральные пе-да-го-ги. И этот фокус для нас был очень важен», – вспоминают Светлана и Надежда.

Потом стали приземлять идею на реальность. Поняли, что для больших форматов необходимо огромное финансирование. Решили переформатировать идею и подали заявку на грант губернатора, в котором описали «проект с обучением на месяц» – и выиграли. Так появился первый курс для тюменских педагогов – версия 1.1.

1.1 – потому что, признаемся честно, команда его создавала, уже имея небольшой опыт за плечами. «В декабре 2021 года мы провели тестовый трехдневный интенсив для педагогов дворца «Пионер» (ведущее государственное учреждение дополнительного образования Тюменской области, работает уже более 60 лет). У «Пионера» был запрос (он прояснился просто в светской беседе) «на что-то эдакое», у нас – идея. Звезды сошлись: мы и провели, что хотели, и увидели сильные и слабые места, и поняли, чего достаточно и что нужно добавить. Заявку на грант губернатора писали уже с этим багажом», – поясняют они.

  • Количество участников первого интенсива: 20
  • Система сбора: по желанию из числа сотрудников дома творчества "Пионер"
  • Длительность: 3 дня
  • Наполнение: блок по речи, блок по счастливому иммунитету, актерский тренинг и пара методик обсуждения
  • Не было, но потом включили в программу: блок по форум-театру, полный курс по методикам, просмотр спектаклей, блок по голосу
  • Отклик версии 1:0: хорошо, но хочется еще и глубже
  • Решение после версии 1:0: курс проводим месяц
После был еще один «пробник» в формате мастер-класса перед педагогами в ТОГИРРО (Тюменский областной государственный институт развития регионального образования). И выигрыш по гранту губернатора.
Так родилась полноценная «Школа счастливых педагогов».
«Школа счастливых педагогов»
«Школа счастливых педагогов» – творческий образовательный интенсив. Его цель – проникновение методов театральной педагогики в систему школьного и дополнительного образования детей. Мы провели 5 потоков ШСП с октября 2022 года по март 2023 года. Сделали счастливее 100 педагогов. И не планируем останавливаться!

Было важно, чтобы на наших занятиях педагоги смогли снять маски, почувствовали себя настоящих, поняли, что для них источник счастья и как с ним обращаться.
Как формировали команду экспертов?
Приглашали единомышленников, которые вместе с нами зарядились идеей менять этот мир в пользу счастья! Звали только тех, в ком были уверены.

Наша команда:

Что включили в программу?
Самое важное.

Программа курса состояла из четырех разных модулей. Первый назывался «Счастливый иммунитет. Введение». Он – про понимание счастливого иммунитета (ведь нам предстояло говорить на одном языке, в одной системе ценностей), про эмоциональную устойчивость и проживание эмоций (в формате актерского тренинга), про посещение спектаклей из репертуара ТЦ «РяДом» с подробным обсуждением и про выражение собственных идей.

Второй модуль был посвящен коммуникации с ребенком. Здесь мы изучали педагогические методики обсуждения искусства с детьми и, судя по обратной связи, попали в цель.

Из названия третьего модуля – «Я. Мое тело. Мой голос» – понятно, чему он был посвящен. Кажется, это один из любимых модулей тюменских педагогов. Театральные практики на снятие телесных зажимов, раскрытие голоса, раскрытие себя – это так важно для того, чтобы чувствовать в себе ресурс!

И, наконец, четвертый модуль стал погружением в тему форум-театра – методики для работы с детьми и подростками. Были и мастер-класс, и поход на форум-театр с обсуждением увиденного, и презентация своих проектов и идей. А в финале – потрясающий квартирник, на которым каждый был собой!
Что включили в грант?
Аренду помещения, гонорары педагогам, стандартные расходы на полиграфию.

Не предусмотрели дополнительное событие –квартирник – который оплатили из своих средств, приобретя определенный опыт. Не включили чай, кофе, клининг. Но учли на будущее и ни разу не пожалели об этом.
Как привлекали участников?
Сделали пару публикаций в социальных сетях, написали релиз и просто рассказывали знакомым.

Сначала появились первые участников 20. Потом те, кто приняли участие в первом потоке, рассказали дальше, и так постепенно мы набрали почти 140 заявок. Сработал сарафан. Около 40 заявок мы не смогли принять.
Что нужно было сделать педагогам, чтобы принять участие?
Заполнить анкету, на основе которой мы могли бы пригласить их на Школу. Участие для всех было бесплатным.
Где проводилась школа?
В театральном центре «РяДом». Кстати, чуть позже мы поняли, насколько важную роль для обучения и расслабления играет то пространство, в котором человек обучается. Наш театральный центр идеально подходит для Школы счастливых педагогов.
Если бы у нас была возможность проводить ШСП в школах между уроками, эффекта бы не случилось. Наше пространство снимает ролевые маски педагогов.

Здесь им приходится сесть на подушечку, а не на стул, поставить сумку на пол, а не повесить на крючок, и так далее. Они здесь могут быть настоящими. Быть собой.
Почему педагоги взяли и пошли?
Потому что у нас есть определенная репутация. Светлана Ханжина, Надежда Соломатова, Ольга Петрушина, Настя Харитонова, Андрей Голубенко – эти люди вызывают уважение и интерес. К нам хотят идти учиться. Это приятно и, конечно, это ответственно.
Почему для нас это важно?
Потому что несколько лет реализуем инновационную методику формирования «счастливого иммунитета» у детей, подростков и молодёжи. «Счастливый иммунитет» – это наш авторский термин, который мы придумали, создавая «РяДом». Очень хочется, чтобы каждый приходящий в центр человек учился быть счастливым и вырабатывал этот самый счастливый иммунитет. Этой идеей пронизаны все наши проекты!

Ведь когда человек умеет принимать, открыто и честно проживать свои эмоции, сопереживать событиям и эмоциям других, способен аргументированно и не агрессивно говорить о своих позициях, смело вступать в общение, брать ответственность на себя, быть самомотивированным, оптимистичным, способным удивляться новому – это ли не счастье? А если обычный человек еще и педагог, ежедневно соприкасается с сотнями детей, которые пребывают в разном настроении, то как ему передавать дальше позитивный импульс, а не импульс уставшего от рутины человека?

Ресурсный, вдохновленный, счастливый, уверенный в себе педагог – огромная инвестиция в поколение наших детей.
Что из этого получилось?
На «Школу счастливых педагогов» мы собрали мотивированных педагогов и учились! На лекциях, практиках, тренингах, онлайн-уроках. Мы ходили с ними на спектакли и обсуждали то, что там происходило. Участники разрабатывали собственные проекты по внедрению методики формирования счастливого иммунитета. А еще смогли потренировать эмоциональную устойчивость, учились по-актерски управлять голосом и телом, посещали театральные практики на снятие телесных зажимов, осваивали новые методики обсуждения искусства с детьми и многое другое.
Что говорят участники?
«Спикеры делились многими новыми, по-настоящему действующими и простыми в реализации методиками, которые можно применять как с детьми, так и с родителями и коллегами», – рассказала Мария Сулима.

«Было так познавательно, искренне, легко, заряжающе и проникновенно! И вы знаете, когда рядом такое окружение, то можно сворачивать горы и созидать, созидать, созидать», – отметила Вика Локтева.

«Я зафиксировала для себя много практических инструментов (по раскрепощению, голосовых практик), которые планирую внедрить в свои индивидуальные занятия с учениками. Мне были интересны различные формы беседы, ведения диалога, обсуждения произведений — на базе этих приемов планирую автоматизировать отрабатываемый звук с учениками в связной речи. Еще подметила много приемов для «разогрева» аудитории, они мне понадобятся», – поделилась Валерия Володина.
«Было очень приятно познакомиться с педагогами, желающими обучать детей альтернативными способами, и увидеть, что таких педагогов и детских центров всё больше и больше, что безумно радует. Мы уже начали использовать полученные знания на ШСП и ставим с ребятами нашей школы форум-театр», – подчеркнула Ирина Измалкова.

Если коротко, то на «Школе счастливых педагогов» участники учились педагогическому счастью – тому, как делать счастливым себя, ребенка, преподавать в удовольствие, применять актерские практики и использовать методы театральной педагогики.

А еще те методы, которые они освоили, не забылись – мы знаем, видим, что они используются, применяются, живут дальше!
Что нужно знать педагогам, которые хотят создать похожий проект?
Больше внимания уделить финансированию. Его надо искать/писать гранты/готовить документы за год до того, как все стартует.

Делать отчетность – это много, сложно и долго. Но возможно.

Понимать, что собрать людей на проект – это скорее рассчитывать на себя, а не на департамент. У нас на этапе департаментов вообще ничего не сработало – где-то посередине пути все «зависало» в документообороте.

И понимать, что вас ждет полгода работы без выходных. Потому что большая часть встреч проходит в пятницу, субботу и воскресенье.
Какие планы на будущее?
Конечно, в наших планах развивать и масштабировать этот проект. На 2023-2024 учебный год мы подали заявки на Президентский грант и в Фонд культурных инициатив, чтобы в течение учебного года продолжить обучать педагогов в Тюмени. Запланировали 5 выездов в муниципальные образования Тюменской области, чтобы и педагоги региона тоже могли погрузиться в тему. И понимаем, что все это – только начало большого пути!

Но «Школа счастливых педагогов» длится месяц, проходит хорошо, интересно, полезно, насыщенно. Однако не у всех есть возможность на нее попасть. Мы думали, как можно было бы это исправить, и придумали! Так родился проект «Угол зрения».
«Угол зрения»
Первый форум театральной педагогики «Угол зрения» прошел в Тюмени 10-11 декабря 2022 года. Он объединил 80 неравнодушных педагогов из Тюменской области и экспертов из разных точек страны.

Для того, чтобы найти ресурсы на реализацию затеи, мы объединили силы с молодежным театральным центром «Космос» и вместе выступили организаторами форума при поддержке департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области.

Нам было важно привлечь к проведению форума лучших в своей сфере экспертов. Важно было пригласить участников-педагогов, которые хотят меняться. Важно было провести качественно, полезно, современно на всех уровнях: от технической составляющей до смысловой и эмоциональной. Подробнее о программе тут.

И мы стали искать. Самой настоящей мечтой было пригласить Александру Никитину и Михаила Быкова – мэтров театральной педагогики; людей, которые больше всех в стране знают об этом, умеют этому обучать, заряжать идеями и смыслами! И, представляете, они поддержали, помогли, включились и… приехали!
  • Кто еще был среди экспертов? Единомышленники, разделяющие наши идеи.
  • Как собирали педагогов для участия? Участие было бесплатным. Важно было заполнить анкету и выбрать модуль, по которому хотелось бы пройти обучение. Вновь сработала сарафанка.
  • Кормили/поили? Экспертов да, участников нет. Но мы предусмотрели для них время на перекус.
  • Где проводилось? На двух площадках – молодежный театральный центр «Космос» и театральный центр «РяДом». Площадки находятся в центре и не очень далеко друг от друга.
  • Сколько времени длился форум? Два дня, с утра до вечера.
  • Эффект достигнут? Однозначно да!
Но давайте обо всем по порядку.

И когда день Х настал, с первых минут стало понятно – у нас получается. В зале «Космоса», где проходило открытие, собрались мотивированные учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, вожатые и не только. В перерывах они разговаривали о детях и школе, сложностях и творческих победах, интересных наработках и целях посещения Форума.

Еще на этапе формирования заявки участники распределились на два образовательных модуля. Первый назвался «Педагог в диалоге» и проходил в театральном центр «Космос». Его провели как раз те самые федеральные эксперты. Там шла речь о том, как выстраивать коммуникацию с ребенком, родителем, друг с другом; как говорить об искусстве так, чтобы это было интересно, что такое театральная педагогика и каковы ее принципы.

Второй модуль – «Счастливый педагог» – проходил на базе театрального центра «РяДом». Там мы работали со своими эмоциями, разбирались с тем, из чего состоит счастливый иммунитет, как его вырабатывать в том числе с помощью методов театральной педагогики.
В целом мы всем составом экспертов старались показать, какие возможности открывает театральная педагогика, как она позволяет улучшить отношения с детьми, удерживать фокус внимания, добавлять новые творческие инструменты на разных уроках. Для закрепления материала учителя посещали практики по актерскому мастерству, управлению голосом, телом, эмоциями, тренинги. Для многих педагогов стало открытием, что театральная педагогика – это не выход ребенка на авансцену в костюме со стишком!

«Как направление театральная педагогика начала развиваться в начале ХХ века. И, что важно понимать, к школьному театральному коллективу, где дети в сшитых ночью костюмами выходят на сцену и разводят ручками, она имеет лишь косвенное отношение. Это скорее о том, как метод действенного анализа позволяет изучать физику или любой другой предмет. Потому что человек исследует что-то целостно – и руками, и ногами, и позвоночником, и головой. И когда в старой школе говорят, что надо включать только голову, но не надо тело и эмоции, результата не получается. Чтобы это изменилось, чтобы мы существовали целостно и проживали образовательный процесс, мы и погружаемся в театральную педагогику», – поясняла в рамках форума «Угол зрения» кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ЛСКОП НИИ УГО МГПУ, сотрудник литературно-педагогической части Театра Роста в Царицыно (г.Москва) Александра Никитина.

В общем, у нас опять всё получилось: https://vk.com/video-206815779_456239122
И отзывы участников это подтверждают.

«Мне кажется, чтобы хорошо преподавать, надо все время учиться. Для меня этот форум – яркая интересная возможность развивать не только одно свое полушарие, но и другое. Я хочу сделать пары эффективнее и занятия интереснее, а те навыки и методики, которые получила здесь, применить в школе. Ведь мы все знаем, что есть суперпрофессионалы, которые много знают, но не могут донести информацию до ребенка. А у нас одна общая цель – чтобы дети были активными, умными, конкурентоспособными в этом мире. И хотелось бы достичь этой цели, используя современные техники»,
– рассказала преподаватель обществознания гимназии ТюмГУ Олеся Лобанова.


Нам откликаются такие мнения и позиции. И мы убеждены в том, что каждому педагогу важно развиваться. Применение принципов театральной педагогики – один из таких инструментов. Это возможность для наставника не просто справляться с эмоциональным выгоранием, а в первую очередь жить, быть собой, иметь ресурс, управлять своим состоянием, проводить уроки с желанием, создавать интересные формы занятий, легко располагать к себе детей, уметь концентрироваться и расслабляться, переключаться с работы на семью, и так далее.

И мы рады, что с помощью удивительных людей теперь несем эти смыслы в профессиональное сообщество.
А еще мы счастливы, что наше пространство театрального центра "РяДом" в Тюмени идеально подходит для реализации этих важных затей. И уже у многих в городе ассоциируется с местом, где можно быть собой настоящим.
  • художественный руководитель театральной мастерской «ТеМа», руководитель театрального центра «РяДом», директор фестиваля «Малая сцена» Светлана Ханжина
  • руководитель музыкального театра «Соломинка» и театрального центра «РяДом», педагог Надежда Соломатова
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda