Александра Никитина
Новые тексты в репертуаре школьного театра
Никитина, А. Б. Новые тексты в репертуаре школьного театра / А. Б. Никитина // Литературное образование сегодня: новые практики, новые тексты : Монография. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2024. – С. 153-165.
Мы в соцсетях
Подбор репертуара – это непросто
Когда спрашиваешь у руководителя детского театрального коллектива, в том числе школьного, какие у него возникают трудности в работе, то чаще всего едва ли не первой строкой называют репертуар. При этом многие, особенно начинающие театральные педагоги, под репертуаром подразумевают пьесы или уже созданные специально для театра, переработки прозаических и поэтических произведений – инсценировки.

Когда Евгений Вахтангов обучал актеров-любителей в многочисленных студиях, он в определенный момент понял, что брать пьесу новичкам рано (см. подробнее: Смирнов-Несвицкий А. Ю. Вахтангов. Л.: Искусство, 1987. 248 с.). Нужны короткие современные рассказы, на которые у ребят хватит сил и опыта. И он стал с ними ставить рассказы Чехова. И затея оправдала себя. Рассматривая эту историю, очень важно помнить, что студийцы Вахтангова были ровесниками и современниками героев чеховских рассказов.

Еще раньше на заре отечественной театральной школы, едва ли не первый русский театральный педагог И. А. Дмитревский, второй актер русского театра и сподвижник Федора Волкова, обучая в собственном театре на Царицыном лугу юных актеров, отказался от практики государева театра, где молодежь сразу нагружали текстами трагедии (см.: История русского драматического театра. в 7 т. / гл. ред. Е. Г. Холодов. Т.2. – М.: Искусство, 1977. 555 с.).

В учебных работах он предлагал им коротенькие пьески французского сентиментализма, полагая, что герои и сюжеты близки исполнителям, а размеры произведения соответствуют их возможностям. Он был уверен, что только постепенное увеличение актерской нагрузки поможет таланту вырасти не сломавшись. И он оказался прав. Публика повалила в театр на Царицыном лугу и стала опасным конкурентом государевой сцены. Позднее все актеры этой труппы были взяты на сцену Александринского театра. И среди них знаменитая Екатерина Семенова, владычица русской трагической сцены.

Первый русский театральный педагог – Иван Афанасьевич Дмитревский

Увлечь чтением
Е. А. Асонова, исследователь детского чтения, очень просто говорит об этом в интервью редакции портала «Папамамбук»: «Начинать нужно с читательских потребностей, а не со списка литературы». И школьная сцена тут не исключение. Выигрывают те педагоги, которые обсуждают с детьми предполагаемый репертуар и основываются на детском выборе. В ходе исследований лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, посвященных детским театральным образовательным объединениям, собирались сведения о том, как складывается репертуар. Выбор начинающих театралов: младших школьников, подростков и юношества, очень неоднороден, но кое-что общее в нем все-таки наблюдается. Чаще всего это небольшие прозаические произведения: сказки, рассказы или маленькие повести. Часто об этих произведениях дети говорят: «Это о нас» ‒ это современная детская и подростковая литература, написанная в последние десятилетия (мы ведем речь о произведениях А. Блинова, Л. Горалик, Н. Дашевской, А. Жвалевского и Е. Пастернак, А. Никольской, А. Старобинец и т.д.).

Нина Дашевская с читателями

Начиная с такого материала, удовлетворяя детскую потребность в самопознании, в предъявлении своих чувств и своих проблем, театральный педагог имеет гораздо больше шансов приобщить детей к чтению и открыть для них огромный мир литературы, способность к диалогу с многомерным опытом человечества и радость общения с искусством.

Было опрошено более 40 руководителей детских студий, почему они взяли для постановки с детьми современные прозаические произведения, и очень многие говорили именно о том, что такой путь позволяет увлечь детей чтением:
«Взяли прозу, потому что нужен был небольшой формат с очень понятной для детей историей. Интересно, потому что прозу можно разным и невероятным образом разворачивать в драматургию, акцентируя на том, что детям важно и интересно».
Юлия Константиновская, руководитель детской театральной студии «Планета чудес»
«Хорошей детской прозы гораздо больше, чем драматургии. Кроме того, хотелось мотивировать ребят на чтение и обсуждение прочитанного. И круто, когда ребята становятся соавторами инсценировки. Мы все инсценировки пишем по принципу коллективного творчества».
Елена Косинец, руководитель детской театральной студии ТерРа ГБПОУ «Воробьевы горы» ЦЭВД «Моцарт»
«Проза пластична. Проза богата и разнообразна. Можно соединять прозу разных авторов в одном спектакле. Можно много придумать вокруг этой прозы, погружать детей в подробности эпохи, придумывать экскурсии, игры, поездки, поделки на мастер-классе и т.д. и т.п.»
Галина Ривкович, руководитель детской театральной студии «Игра»

Писатели Михаил Есеновский и Лев Яковлев на встрече с участниками детского театрального фестиваля «Пролог-Весна»

Следуя за детским выбором, педагог получает почти стопроцентную гарантию интереса участников коллектива к тексту. И в этом случае возможен так называемый «застольный репетиционный период», когда все сидят и разговаривают о прочитанном тексте, который предстоит воплотить на сцене. А в иных случаях его приходится проскакивать, потому что детям кажется скучным разбираться с непонятным и навязанным им произведением – хочется скорее встать на ноги и поиграть. Когда текст выбран самими детьми, они готовы подробно фантазировать об особенностях авторского мира, активно искать решения для визуального и звукового оформления. Они радуются многочисленным и разнообразным актерским пробам. Все это приучает их к пристальному вглядыванию в текст, к сложному диалогу с писателем и с коллегой-читателем, к разнообразным формам анализа. Проделав такую работу с маленьким рассказом о своих сверстниках и современниках, ребенок оказывается готов к более сложной встрече с текстом.

Многие педагоги отмечают, что, работая с качественной глубокой прозой, со временем легче привить детям вкус к языку и вкус к философскому размышлению о прочитанном.
«Последнее время беру только прозу. Это интересней. Мне важен авторский текст. Когда он есть в спектакле, создается особый язык и особая интонация».
Марина Бахтина, руководитель студии творчества «Крылатая долина»
«В прозе проще, чем в пьесе распределить роли по своему усмотрению, больше возможностей игры как с текстом, так и партнерам между собой. В драматургии это невозможно почти - за тебя уже все решили. В работе с прозой и стихами более свободная структура, можно на ходу сочинять, кто что и почему говорит. При этом есть точное понимание, что происходит между персонажами, так как чаще всего это подробно описано автором в произведении. Еще я очень люблю язык произведений»
Полина Печенкина, педагог студии творчества «Крылатая долина»
«Люблю такие сказки, как у Е. Клюева: умные, глубокие и дающие широкие возможности для игры воображения. Интересно было чудить с миром, который в пространстве сцены развернуть гораздо сложнее, чем на страницах книги. Я в очередной раз убеждался, насколько подростки могут сильно и глубоко вникать в суть».
Артем Фантаев, педагог студии творчества «Крылатая долина»
Работа с литературой, которая не стоит на полке «классики», дает детям большую свободу проб, учит размышлять и высказываться без страха ошибки, позволяет поверить в свои силы и способности вступить в личный непосредственный диалог с автором. А ситуация коллективного театрального творчества позволяет обнаруживать множество смыслов, обертонов, точек зрения. Диалог с товарищами по студии учит прислушиваться к чужой точке зрения, а защищая свою – быть деликатным и по возможности точным.
Радость успеха
Текст классической драматургии очень объемен. И всегда рассчитан на пару главных артистов труппы: условно героя и злодея, которые почти не сходят со сцены и обеспечивают всю энергетику сценического существования. За ними следят зрители. Они, как говорят режиссеры, «тащат на себе сквозное действие». Для того чтобы подготовить свой психофизический аппарат к такой нагрузке, артисты учатся много лет – больше, чем четыре года, отведенные на образование в театральном вузе. Часто учатся до вуза, в том числе в детском театральном коллективе, и непременно после, уже в театре, играя в партнерстве с более опытными товарищами. Можно взять любую театральную автобиографию, чтобы убедиться в том, какой это сложный и мучительный процесс. Много об этом пишет К. С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве, Игорь Ильинский в книге «Сам о себе», Михаил Ульянов в книге «Работаю актером».

Важно понимать, что прочесть и понять текст и прожить, присвоить, найти для него художественную форму и донести его до зрителей – совсем не одно и то же. Когда в начале 20-ых годов XX века начинала бурно развиваться отечественная школьная театральная педагогика, руководители детских театральных коллективов много обсуждали вопрос о том, полезно ли детям брать на себя груз взрослой классической драматургии. Что должна пережить девочка, чтобы сыграть Катерину Кабанову? Что должен пережить мальчик, чтобы сыграть Костю Треплева? Какому внутреннему надлому и надрыву они должны оказаться душевно соразмерны?

Совершенно очевидно, что ребенку не осилить такую махину, как роль первого плана в классической пьесе. И тогда в ход идут уловки, более или менее удачные.
Прежде всего, это сокращение пьесы. Ход необходимый, но самый опасный, потому что неопытный режиссер, не учившийся законам режиссуры и драматургии, сокращая пьесу, чаще всего, разрушает ее конструкцию, ее сквозное действие, и текст со сценической точки зрения становится аморфным, что еще больше усугубляет ситуацию. Другой вариант заключается в том, чтобы дети передавали роль друг другу как эстафетную палочку. Тогда в одном спектакле много Чацких, Хлестаковых, Катерин и т.д. Это очень плодотворный вариант для юных артистов, которые уже умеют справляться со сложным текстом, играть ансамблево, удерживать сложный темпо-ритм спектакля.

Каждая актриса - Марина Цветаева Спектакль «Страсти по Мусеньке» по произведениям Марины Цветаевой и Александра Пушкина.

Театр-студия «Паяцы». Москва.

Режиссёры – Андрей Левицкий и Юлия Быстрова.

А если этого еще нет, то действие разваливается на куски. И тогда в ход идет самая неприятная уловка: «Ну это же дети, их нельзя судить как профессионалов». Но и выставлять на сцену зрелище, не увлекающее зрителей и ставящее юных актеров в ложную позицию, еще хуже. У взрослого искусства и детского творчества много общего, но и разного немало. И самое главное, что у профессионалов нас увлекает прежде всего мастерство, а у любителей – искренность и энергетика. Поэтому, выбирая произведение для школьной сцены, очень важно думать о том, чтобы дети могли войти в его проблематику искренно, и чтобы им хватило энергии на развитие сквозного действия от начала до самого конца.

Многие педагоги полагают, что решить проблему драматургического материала для детской студии можно при помощи пьес, написанных для ТЮЗов (профессиональных театров для детей). Там понятная детям проблематика, нет конфликтов и ролей трагедийного масштаба. И тут в ход идут Е. Шварц («Пьесы. Сказки. Киносценарии»), А. Хмелик («Друг мой, Колька»), В. Розов («В добрый час»), Т. Габбе («Город мастеров» и другие пьесы-сказки), С. Маршак («Кошкин дом» и другие пьесы) и т.д. Но и тут возникают свои проблемы. Пьесы по-прежнему велики для детского коллектива, нагрузка на главных персонажей тоже велика. Язык для присвоения сложен. И снова оказывается: небольшой рассказ лучше большой пьесы.
Хорошо или не слишком педагоги детских театральных коллективов знают историю русского театра, но они опытным путем приходят к тому, что для успешного роста воспитанника, для избегания фальши, для создания подлинной ситуации зрительского успеха, для того чтобы спектакль стал нужен и юному артисту, и залу, важно брать соразмерный ребенку материал:
«Делая инсценировку по прозе, я сразу планирую постановочный процесс: чтобы для детей были посильные короткие сольные, дуэтные и массовые сцены».
Татьяна Гальперина, руководитель театра-студии «Апрель»
«Небольшие рассказы легче осилить! Проза дает возможность для более широкого сочинительства самими детьми. Я наметила конструкцию, в которой обозначила, сцены, но их развивают и придумывают сами ребята. Проза дает возможность детям сочинять небольшие диалоги».
Екатерина Александрушкина, актриса МТЮЗа, педагог детской театральной студии «Мастер».
«Но проза - это и ответственность для режиссера-педагога, так как театральную форму нужно стремиться найти в самом произведении, а не привнести извне, что отнюдь не просто. Самым интересным в работе было как раз открытие этой формы вместе на репетициях».
Александр Демахин, руководитель школьного театра Сергиево-Посадской гимназии им. И.Б. Ольбинского.
Нет маленьких ролей
Конечно, педагогу комфортно работать, когда театральная группа небольшая. В рекомендациях, опубликованных в 2023 году на сайте Всероссийского центра художественного творчества (Портал ВЦХТиГТ «Школа, занавес!» ), прямо говорится, что желательное количество обучающихся – не более 16-ти человек. Но если педагог заразителен, если о коллективе у детей сложилось устойчивое позитивное мнение, то они пребывают и пребывают. И нередко случается так, что в готовой пьесе всем не хватает ролей. Не только маленьких, но просто совсем никаких. А есть еще гендерный состав. И даже если в коллективе существует равновесие между девочками и мальчиками, готовая пьеса далеко не всегда на них раскладывается. А есть еще типажность и педагогические соображения, не позволяющие сделать определенные распределения ролей. Работая с пьесой, решить такие проблемы очень сложно. Если мы ставим «Два клена» Евгения Шварца или иную пьесу-сказку, конечно, можно увеличить почти до бесконечности количество зайчиков и белочек. Если ставим «Недоросля», можно пустить по сцене хороводы дворни. Но это скорее всего не принесет особенно большой радости и пользы маленьким артистам. Важно, чтобы у каждого был свой кусочек подлинного проживания, подлинного общения с партнерами и залом.

Кроме того, не все школьные театры существуют в качестве постоянно действующих студийных или кружковых коллективов. Немало таких, где школьный спектакль создается в рамках проектной деятельности. Это очень интересная и перспективная образовательная практика, потому что в таком случае через театральные тренинги могут пройти почти все школьники, многие могут поучаствовать в работе в качестве «сотрудников» театральных цехов: художников, гримеров, костюмеров, осветителей и т.д., попробовав себя в самых разных сферах деятельности.
Занятия по гриму в Московской школе №123
Занятия по костюму в Московской школе №123
Занятия по сценографии в Московской школе №123
В этих случаях удается глубоко погрузиться в материал, почувствовать общешкольную общность, активизировать авторскую позицию учащихся. И в условиях такой массовой работы рамки одной, даже специально для детей написанной и очень хорошей пьесы, могут оказаться узкими, а репетиционный процесс неосуществимым. Трудно свести на репетиции детей из разных параллелей. И тут снова не помощь приходят небольшие произведения:
«В нашей школе постановка спектакля – это ежегодный проект. Принимают участие в постановке все желающие (до 150–200 человек) и ставим мы спектакль за 1,5 месяца. Поэтому сценарий мы пишем так, чтобы удобно было собрать детей и репетировать (один рассказ - параллель классов). Поэтому спектакль - это несколько рассказов, объединенных одной темой».
Ольга Макаренко, педагог ГБОУ г. Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского».
«В прозе увеличить количество персонажей проще, а для детского коллектива это всегда актуально.
Часто в прозе есть несколько сюжетных линий, и в этом случае есть выбор.
Интереснее всего начальный этап. Когда вместе с детьми разбираешь про что история, и почему персонажи поступают именно так. И когда удается на основе литературного материала сочинить свои сцены, которые точно могли возникнуть именно в этой истории. Не забывая про жанр, логику и атмосферу общего».
Иван Савченко, театральная студия «Дети райка».
«Пьесы не очень хорошо раскладываются на коллектив. Когда пишешь инсценировку, ориентируешься на фактуру и возможности конкретных ребят. И можешь выделить важные для тебя и студийцев моменты и мотивы.
Самым интересным в работе становится то, как в воображении рождаются сцены, и ты их проверяешь с детьми на репетиции. Иногда придуманное на репетиции решение становится гораздо интересней, чем первоначальный вариант».
Максим Змиевский, руководитель театра-студии «Академия ХМ!».
От Ежика до Чичикова
В чате телеграмма «Клуб театральной педагогики», где на тот момент было зарегистрировано 449 педагога ( сейчас их уже 1172) со всей России, мы создали открытый опрос:
  • Приходилось ли Вам за последние годы (2‒3) брать для постановки в детском коллективе не пьесу, а прозу?
  • Какие названия?
  • Кто авторы?
Мы получили 44 ответа за два дня, и обнаружили, что опытные педагоги очень любят прозу, и репертуар, выбранных ими произведений, очень широк. Только три человека ответили, что в последнее время прозу не ставили. 41 –активно работают с прозой. Всего было названо 147 произведений 117 авторов. Из них 91 произведение отечественных авторов: 24 классических текста и 68 текстов, написанных в период с середины XX века по настоящее время. 55 произведений зарубежных авторов, из них 24 текста новейшей литературы.
Многие педагоги писали о том, что ставят с малышами, что – со средними школьниками, что – со старшими:
«Люблю ставить прозу, авторы – для маленьких А. Усачев, Р. Муха, С. Козлов; для средних – Д. Алмонд; сейчас пробуем работать со страшими над композицией по Толстому».
Зоя Хлопникова, руководитель театральной студии «Кукарямба».
«Ставили с младшими спектакль по сказке А. Волкова “Волшебник Изумрудного города”, А. Де-Сент Экзюпери “Маленький принц”, Р. Киплинг “Кошка, которая гуляет сама по себе”. В этот литературный материал очень нравится погружаться и проживать с ним какое-то время вместе с детьми. Пройслер “Маленькая Баба-Яга” – для среднего возраста, 5 класс. Открытое противостояние добра и зла, яркие характеры. Детям этого возраста сказка очень нравится. Так же “Пеппи Длинныйчулок”. Брали Д. Хармса, знакомились с абсурдом. У каждого была своя короткая абсурдная история, которую нужно было обыграть. О Генри – со старшими ребятами. Для них всегда сложно найти нужный материал для постановки (или слишком для них взрослый или уже переросли). А у О. Генри и юмор, и легкость есть, и это не детская история)».
Маргарита Жукова, педагог театральной студии "ESTRELLA".
«У меня театр взрослый, но есть студия. И студийцы всегда в той или иной мере вовлечены в работу, или внутри, или вокруг спектакля.
Был у нас семейный онлайн спектакль по Бажову в 2020году, когда сидели на карантине. Семьи разобрали эпизоды. Это были младшие дети, поэтому у каждой семьи был куратор из молодежи. “Хозяйка медной горы” лежала в основе, потому что один из самых волшебных, притягивающих сказов.
Был у нас сторителлинг на темы “Шинели” Гоголя, от лица шинелей, девочки делали. Был кабинет Хлестакова. Более маленькие сделали макет Петербурга по “Носу” Гоголя, по маршруту передвижения Ковалева и носа. Сейчас второй педагог Надежда Закора делает с 12–15 летними “Повести Белкина”.
Работали над спектаклем “Похождения Ч...” По “Мертвым душам”, взрослые читали вместе вслух, вместе сочиняли инсценировку и спектакль. А студийцам было предложено сделать интерактивные инсталляции в фойе на любое произведение Гоголя. Для этого такое задание, я его подсмотрела у англичан на шекспировских празднествах: у каждого ватман и черные фломастеры. Выбирается персонаж произведения. Предлагается знаково нарисовать 15 предметов или стихий, с которыми ассоциируется персонаж. Затем предметы группируются по одинаковым признакам. Ну, например, замок, ключ, рельса – это железо. Или овца, шапка, ковер – это шерсть. Так остается три-четыре выделенных признака фактуры, к характеру персонажа. Из этого на мастер классе у англичан сочиняли костюм. А мы говорим и о характере, и о фактуре жизни и пространства. Ну и конечно, обсуждали, когда ребята разделились по группам и выбрали произведения, у кого какие мысли. Это 15–17 лет»
Ольга Огонькова, руководитель народного театра «Артель»
Из приведенных ответов видно, как тщательно педагоги продумывают восхождение ребенка от маленькой понятной истории, от близкого им даже по мультикам персонажа, от какого-нибудь Ежика из сказки Сергея Козлова до сложнейших образов большой русской литературы – до Чичикова, Онегина, Болконского. И важно, что этот путь лежит не только через спектакли, которые воспитанники театральных студий играют на сцене, а и через лабораторную работу с текстами, которая может и не выйти на сценические подмостки: через инсталляции, макеты, сторителлинги и прочее.

Многие педагоги отмечают, как много значит цеховая театральная работа для проникновения в текст: подбор музыки, костюмов, реквизита:
«Только что сделали работу по “Косцам” Бунина. Ребята 12–16 лет. Начали с музыкальности и атмосферности языка Бунина. Потом нашли песню, о которой Бунин пишет. И не один вариант. Сразу многое соединилось. Придумался образ композиции, сценография, костюмы. Но оказалось, что одной народной песни мало. Искали. Нашли из множества. Придумывали, как передать время дня, воздух, запахи. Написали фонограммы песен. Сшили костюмы, сами делали венки на голову. Кажется, что все получилось, но ребята не захотели Бунинского финала. Сами поменяли абзацы и решили, что будут заканчивать позитивной нотой. Педагоги согласились»
Ирина Сизова, руководитель театральной студии «Звуки музыки» ГБОУ ДО ЦВР “Синегория”.

Юрий Нечипоренко читает свои произведения участникам детского театрального фестиваля «Пролог-Весна». Модератор встречи - писатель Лев Яковлев.

Работа с прозой имеет также особое значение для коллективов, которые разрабатывают тему инклюзии и работают в том числе с детьми и для детей с особыми потребностями. Тут совсем мало драматургии. А хорошей прозы много.

Режиссер театра-студии «Птица» из Ижевска Светлана Шанская, много работает с этой тематикой и проблематикой. Она ставила «Дом, в котором» Мариам Петросян, «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой. Ее первый спектакль с особыми детьми был поставлен по «Алисе в стране чудес». Сейчас она продолжает заниматься этой тематикой:
«Три года назад мы взяли расследование Юлии Дудкиной “Я нашла тех, кто меня травил” и, с разрешения автора, поставили спектакль о буллинге в школе. Тогда об этом мало кто решался говорить. После каждого спектакля разговаривали с залом. Много играли его по школам и в нашем театре. Сейчас одна группа выпускает “Умник” Мари-од-Мюрай, а другая “Момо” Михаэля Энде. Это книги, хорошая детская литература. Трудно сделать из них спектакль, но есть возможность задействовать всех ребят в равной мере, поискать вместе равное тексту воплощение. Автор много подсказывает актерам, они уже во время чтения “видят” героев. Сложно режиссеру, но это очередной вызов, который интересно преодолеть».
Светлана Шанская, руководитель театра-студии «Птица».
Формы работы с прозой как в детских театральных коллективах, так и в профессиональном театре чрезвычайно разнообразны. Сегодня превращение прозы в пьесу совсем не обязательно для постановки на сцене. Существуют формы театральных читок, сторителлингов, импровизации на тему произведения и многое другое. Разумеется, принимаясь за такую работу, совсем не вредно почитать о том, как это бывает, как может делаться. А еще лучше сходить куда-то на мастер-класс или хотя бы посмотреть его в записи. И таких возможностей немало. На Блоге «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей» этому посвящено немало материалов (см. ниже). Но самое главное для каждого педагога, взявшегося за такую работу – внимательно прислушиваться к своим ученикам, смело давать им творческие задания, вместе с детьми обсуждать множество самых невероятных предложений, ничего не отвергать, и после вместе же тщательно просеивать все наработанное. Честная партнерская работа детей и взрослых всегда приводит к наилучшему результату.
Материалы по теме
  • Текст статьи был впервые опубликован в могорафии "Литературное образование сегодня:новые практики, новые тексты".
Никитина, А. Б. Новые тексты в репертуаре школьного театра / А. Б. Никитина // Литературное образование сегодня: новые практики, новые тексты : Монография. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2024. – С. 153-165.

К монографии.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda