Конечно, педагогу комфортно работать, когда театральная группа небольшая. В рекомендациях, опубликованных в 2023 году на сайте Всероссийского центра художественного творчества (
Портал ВЦХТиГТ «Школа, занавес!» ), прямо говорится, что желательное количество обучающихся – не более 16-ти человек. Но если педагог заразителен, если о коллективе у детей сложилось устойчивое позитивное мнение, то они пребывают и пребывают. И нередко случается так, что в готовой пьесе всем не хватает ролей. Не только маленьких, но просто совсем никаких. А есть еще гендерный состав. И даже если в коллективе существует равновесие между девочками и мальчиками, готовая пьеса далеко не всегда на них раскладывается. А есть еще типажность и педагогические соображения, не позволяющие сделать определенные распределения ролей. Работая с пьесой, решить такие проблемы очень сложно. Если мы ставим «Два клена» Евгения Шварца или иную пьесу-сказку, конечно, можно увеличить почти до бесконечности количество зайчиков и белочек. Если ставим «Недоросля», можно пустить по сцене хороводы дворни. Но это скорее всего не принесет особенно большой радости и пользы маленьким артистам. Важно, чтобы у каждого был свой кусочек подлинного проживания, подлинного общения с партнерами и залом.
Кроме того, не все школьные театры существуют в качестве постоянно действующих студийных или кружковых коллективов. Немало таких, где школьный спектакль создается в рамках проектной деятельности. Это очень интересная и перспективная образовательная практика, потому что в таком случае через театральные тренинги могут пройти почти все школьники, многие могут поучаствовать в работе в качестве «сотрудников» театральных цехов: художников, гримеров, костюмеров, осветителей и т.д., попробовав себя в самых разных сферах деятельности.