После этого мы возвращаем участников в общий круг и по любому простому расчёту (цифрами, буквами или образами спектакля) объединяем их в новые рабочие группы. В зависимости от общего числа участников разговора в каждой группе может собраться от трёх до семи человек. Лучше не более, потому что иначе участникам работы будет трудно договориться. Так у нас появляются группы 1, 2, 3, 4, 5 или А, Б, В, Г, Д, Е или «Ёжики», «Медвежата», «Зайцы», «Белки», «Ослики» и т.п. И в группах начинается работа с осмыслением событийного ряда спектакля. Теперь каждой группе нужно обсудить, без каких 5-ти событий не могло бы быть этой истории. Какие пять событий тут можно считать самыми главными? И снова, уже вся группа вместе, определяет пять карт, каждая из которых наиболее ярко ассоциируется с одним из выбранных событий. И опять можно работать с первыми абстрактными колодами, а можно сменить карточки. Для этой работы в зависимости от художественных особенностей спектакля и его тематики я люблю брать колоды «Руки» (автор Е.Суворова), «Из сундука прошлого» Изд. «Генезис» или самые разные открытки с пейзажами и натюрмортами. Колода «Руки» позволяет ярко отобразить тип и характер действия, выбранной сцены, колода «Из сундука прошлого» – характер взаимоотношений персонажей, пейзажи и натюрморты
– колористику настроения каждой сцены. И снова спикер от каждой группы поясняет, как и почему участники пришли именно к такой композиции.
Итоговое задание заключается в том, что каждая малая группа выкладывает свои карточки в центр круга на пол так, чтобы они по ощущению участников соединялись с другими в какую-то общую картину. Группы выкладывают свои карточки по очереди. Сначала те, кто первым почувствовал себя готовым. И потом все остальные по неустановленной очередности, но не мешая друг другу. Одна группа выложила карточки и вернулась на место, только тогда вышла другая. Перекладывать чужие карточки нельзя. Можно только положить свои туда, куда кажется правильным. Когда все группы выложили свои карточки, участники разговора встают вокруг получившейся композиции и рассматривают её. И затем каждый, кто хочет, рассказывает о том, какой итоговый смысл он видит в этой общей работе.
На каждом этапе карточки помогают метафорически опосредовать чувства и суждения участников разговора, говорить об искусстве на языке искусства, а не на языке бытового морализаторства. Сам поиск карточки помогает осознать свои чувства и размышления, конкретные цвет, рисунок и композиция облегчают поиск слов. А сопоставление карточек упрощает взаимопонимание между участниками обсуждения. Работа с МАК, как правило, помогает заговорить даже самым стеснительным, неуверенным в себе участникам разговора, выводит их из зоны невидимости и неслышимости. Обсуждение при помощи метафорических ассоциативных карт чаще всего бывает интересно и творческой группе спектакля, потому что такое обсуждение не травматично, но открывает много новых и неожиданных граней восприятия.