Организационно-методическая модель деятельности школьного театра предполагает в качестве ведущей деятельности руководителя школьного театра сопровождение личностно-смыслового развития учеников школы в создаваемой (режиссируемой) художественно-творческой среде школы. Модель является теоретически выстроенной совокупностью представлений о том, как выглядит система этого сопровождения, как она создает условия для взаимодействия с участниками (субъектами) сопровождения, как отвечает на изменения во внешней и внутренней среде, как обеспечивает достижение поставленных целей, способность к устойчивому развитию и обеспечению жизнеспособности сопровождаемых участников.
Структура и содержание организационно-методического сопровождения состоит из следующих блоков: диагностического, ценностно-смыслового, методического. В методическом блоке выделяются три направления работы: информационно-методическая, организационно-методическая и практическая (опытно-апробационная).
Диагностический блок Включение театральной практики и форм театральной деятельности школьников в образовательный процесс школы начинается с этапа диагностики и сбора информации о внутренних и внешних возможностях, которые наличествуют у педагога (команды педагогов) для работы по режиссуре образовательной среды. К этому этапу относятся:
- оценка готовности к такого рода деятельности учеников и их родителей;
- понимание специфики театральной педагогики и театральных образовательных проектов коллегами (внутри коллектива школы и шире, в сетевом педагогическом сообществе);
- уточнение возможностей административно-управленческой поддержки проекта и т. д.
На этом же этапе необходимо оценить пространственные, временные, технические возможности реализации театрально-образовательной деятельности, включающей выбор вариантов форм организации школьного театра.
Ценностно-смысловой блок Необходимым условием существования художественно-творческой среды является ориентация на подлинное продуктивное действие и личностное присутствие всех участников образовательного процесса. Это предполагает личностную включенность, неформальное отношение к происходящему, заинтересованность в конкретных результатах деятельности.
Методический блок Этот блок предполагает три направления работы:
- информационное обеспечение процесса создания открытой художественно-творческой образовательной среды образовательной организации в одной из форм организации школьного театра;
- собственно организационные действия (режиссура / проектирование образовательного пространства во всей школе, на уроке и во внеурочной деятельности в различных организационных формах);
- практическая реализация (выбор и реализация конкретных форм театрально-образовательной деятельности школьного театра).
Говоря о возможных формах театрально-образовательной деятельности школьного театра, с ориентиром на мотивацию школьников, можно выделить три типа школьных театров:
«братство» – причастность общим темам и смыслам, включенность в интересные проекты, особая форма взаимодействия в школьном театре – создают особую событийную атмосферу, которая является наиболее значимой для ребят (иногда сами участники, рассказывая о своей студии говорят: «мы – банда», имея ввиду особый тип сплоченности, отличающий их от всех остальных);
«образ» – очень частое название для театральных студий. Ориентация на конечный продукт: спектакль, перформанс, театрализованную экскурсию, класс-концерт и т. п. – определяют в качестве детского приоритета работу с художественной формой, поиск художественных форм воплощения исходного замысла. В этом направлении много работают с классикой, ищут современные формы интерпретации;
«лаборатория» – современный театр, особенно те его формы, которые работают в социальном направлении очень часто свои творческие поиски называют исследованиями, а группы – лабораториями. Это направление работы школьного театра привлекает тех, кому интересны исследования художественным методами
[1] .
Педагог, моделируя личностнозначимую ситуацию, помогает юному человеку узнавать себя и открывать смысл событий, с которыми тот сталкивается в мире, способствуя пониманию им мира и своего места в нем через особый тип режиссуры – режиссуры события внутри образовательного пространства. Важно отметить, что такая практика может строиться как в дополнительном образовании (в школьном театре или студии), так и в урочном, поскольку может иметь различную предметную отнесенность.
[1] Спасская Маргарита Андреевна Новые подходы к зрительскому со-участию в театре после перформативного поворота // Ярославский педагогический вестник. 2019. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-... (дата обращения: 20.03.2023)