Байгушева Елена

Калугина Дарья

Пелишенко Мария

Натурализм в искусстве на рубеже XIX-XX веков

Метапредметное занятие

 (история, история искусств, литература,

биология, философия)

Мы в соцсетях
*Возрастная категория участников: 18+
(в материалах использованы фрагменты произведений, затрагивающих темы смерти, алкоголизма и насилия).
Длительность занятия: 90 минут.
Дорогие коллеги, работая со студенческой аудиторией, мы часто сталкиваемся с эмоциональной лабильностью обучающихся, смещением их точки внимания с процесса получения знаний на личные проблемы, а также с отсутствием заинтересованности молодых людей на занятиях.

Понятно, что период перехода из детства во взрослую жизнь был очень сложным этапом становления каждого человека во все времена. Поиск смысла жизни, познание себя, умение общаться с другими людьми, определение своего места в мире — всё это вызывает море сомнений и требует огромных личных ресурсов.

Таким образом, случается столкновение актуального для этого возраста запроса аудитории на эмоциональную включённость и чувственное познание и несоответствующего ему перекоса образовательного процесса, ориентированного почти исключительно на интеллектуальное познание мира. Это приводит к проблемам в обучении и решении личностно значимых вопросов. Нам кажется, важен поиск новых инструментов, позволяющих гармонизировать внутренние процессы саморазвития человека в период взросления.

Наше занятие рассчитано на молодую аудиторию студентов колледжей и вузов, чьи педагоги задумываются о том, чтобы ввести в образовательный процесс новые методики. Мы предлагаем включить в занятия не только интеллектуальный способ получения знаний, но и методы художественного познания мира, которые обращаются к чувственному опыту человека и создают условия для личностных открытий.

Приглашаем к исследованию себя, чтобы понять, созвучно ли вам такое направление в искусстве как натурализм и почему, — это и является целью занятия. Это возможно через личностное погружение и проживание конкретных проявлений искусства натурализма, буквально препарирование, разъятие его на части, выявление главных отличий этого направления от других, особенно от реализма, и совместный поиск ответов, что это за эпоха в искусстве.

Для проведения театрально-педагогического занятия необходимы особенные условия. Формат занятия предполагает работу с группой от 10 до 20 человек. Помещение должно быть просторным (30-50 квадратных метров). Перед проведением следует хорошо проветрить помещение, так как на занятии предполагается работа с запахами, а также двигательная активность в рамках упражнений. На разных этапах занятия расположение мебели в помещении будет меняться, в связи с этим потребуется 2 парты/стола, лёгкие в передвижении, а также стулья по количеству участников. Пространство должно быть свободно от других предметов мебели, декораций, реквизита и прочего.

На занятии необходимы проектор (либо электронная доска), компьютер или ноутбук с выходом в интернет. Один из этапов работы предполагает создание «облака смыслов» на сайте «LiveCloud.онлайн». Скачайте на компьютер/ноутбук демонстрационные материалы «Подборка фотографий», «Фотография мужчины».

Кроме того, для занятия потребуются особенный реквизит:
  • шар из скомканной бумаги или помпа от тонометра,
  • упаковка бинта или марли,
  • 1 упаковка ватных дисков,
  • пластиковые контейнеры для соусов/специй (объём 30 мл),
  • простые карандаши по числу участников,
  • 1 ножницы,
  • белые медицинские халаты для педагогов,
  • распечатки карточек для опыта №1,
  • распечатки карточек для опыта №2,
  • распечатки карточек для опыта №3,
  • посуда: 3 рюмки, 3 тарелки, 3 вилки
  • веер,
  • пачка макарон,
  • реквизит для исследования запахов:
  1. обязательные: эфирные масла с ярким запахом в двух пронумерованных маленьких баночках (3-10 мл), например, «Грушанка» и «Герань», вино, водка, сырое мясо, соленья (можно рассол),
  2. вариативные: варёное яйцо, жареная рыба/курица, копчёная колбаса/буженина с чесноком, сыр «Российский» или «Тильзитер», чеснок, лук, кинза.

Занятие разделено на 5 опытов, для каждого из них характерно особое зонирование пространства, а также свой набор материалов.

Занятие проводится минимум 2 педагогами: один ведёт занятие, а второй является таймкипером и помогает с реквизитом, а также работает с техникой. Для сохранения динамики в ходе занятия можно меняться ролями, например, распределить проведение опытов между собой.

Опыт №1

Стулья расставлены полукругом. Под каждым стулом лежат карандаш и карточка для опыта №1. Ведущие в белых медицинских халатах. Также используются эфирные масла с ярким запахом в двух пронумерованных маленьких баночках, шар из скомканной бумаги или помпа от тонометра.

Ведущий говорит:
Дорогие участники эксперимента, займите свои места. Для начала договоримся о правилах взаимодействия. Соблюдайте, пожалуйста, «правило одного микрофона». Обратите внимание, он у нас выглядит вот так. Говорит только тот, у кого в руках «микрофон». Итак, уважаемые хомосапиенс, до начала наших опытов хотелось бы узнать, как вы считаете, чем полезносходить на экскурсию в морг? Кто там уже был или собирается?

Участники садятся на стулья. Ведущий предъявляет в качестве «микрофона» шар из скомканной бумаги или помпу от тонометра. Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Комментарий:

Мы понимаем, что этот вопрос достаточно провокативный, то, что называется сейчас «шок-контентом». Реакция аудитории может быть неоднозначной. Студенты могут отмалчиваться, возмущаться или начать смеяться — это нормально, потому что включается защитная реакция. Ведущему стоит сказать: «В вашем возрасте я реагировал бы так же. Свой страх встречи со сложными темами мы часто прячем за смех. Это нормально». Если хотя бы несколько человек ответят на этот вопрос, начните разговор с ними. Если же вся аудитория не идёт на контакт, попробуйте «заземлить» разговор, чтобы настроить аудиторию на научный формат дискуссии: предложите участникам обсудить, кто и зачем вообще ходит в морг, как часто и что там делает, какой опыт им даёт посещение морга.

Ведущий говорит:
Спасибо. Да, тема для многих сложная. Для того, чтобы нам начать, проведем небольшой анонимный опрос. У вас под стульями лежат карточки. Пожалуйста, на пустой стороне карточки напишите одно существительное: как вы думаете, натурализм в искусстве что означает, с чем связан? Бумажки не подписываем. У вас есть 5 секунд.
Участники пишут на карточке для опыта №1 своё слово.

Ведущий говорит:
Сейчас вам предъявят две пронумерованные бутылочки с запахами. С другой стороны карточки отметьте в графе 1 и 2 «+», если запах вам приятен, и «-», если запах вызывает отторжение.

Ведущие проносят баночку № 1 и баночку №2 с эфирными маслами с двух концов полукруга, а участники слушают запахи и ставят отметку в карточке для опыта №1 о своём отношении к каждому из них. Затем один из ведущих собирает карточки и карандаши, подсчитывает статистику по запахам №1 и №2, а на основе слов, написанных участниками, делает «облако смыслов» на сайте «LiveCloud.онлайн».

Комментарий:

Обычно на занятиях предполагают работу, основанную на интеллектуальной деятельности. При художественном методе познания мы обращаемся к эмоциям и чувствам человека, не исключая телесность. А натурализм опирается, в первую очередь, именно на телесность. Поэтому для пробуждения телесности выбран инструмент «Запахи».
Созданное «облако смыслов» и статистика восприятия запахов понадобятся в финальном опыте.

Ведущий говорит:
Пока ассистенты подсчитывают результаты нашего эксперимента, я вас поздравляю с тем, что теория Дарвина о происхождении видов получила масштабное признание. Скажите, пожалуйста, какой человек имеет больше шансов выжить согласно этой теории?
Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
По Дарвину, больше шансов на выживание у того, кто лучше приспосабливается.

Общие комментарии к опыту №1

В данном опыте нам было важно прийти к утверждению, что умение приспосабливаться — это ценное умение в жизни. Становление натурализма связано с успехами естествознания (в том числе с распространением эволюционной теории Ч.Дарвина). Она основывается на происхождении человека от животного. У животного активно телесное начало, и натурализму присуща телесность. Чтобы включить телесность, используется инструмент «Запахи». А дискуссия на тему морга, использование шара из скомканной бумаги или помпы от тонометра в качестве «микрофона» и белые медицинские халаты у ведущих призваны настроить аудиторию на научный формат работы. Для создания атмосферы, соответствующей теме натурализма в искусстве, старайтесь использовать научную лексику.

Опыт №2

Для работы нам понадобятся распечатки карточек для опыта №2. В одном углу стоит стол №1 с реквизитом: «Запахи» (обязательные: водка, сырое мясо, соленья (можно рассол), вариативные: варёное яйцо, жареная рыба/курица, копчёная колбаса/буженина с чесноком, сыр «Российский» или «Тильзитер», чеснок, лук, кинза) и упаковка бинта или марли, упаковка ватных дисков, пластиковые контейнеры для соусов/специй. В другом углу - стол №2 с реквизитом «Предметы» (пачка макарон, 3 рюмки, 3 тарелки, 3 вилки, огурцы, бутылка с вином). Столы лучше подготовить перед занятием и накрыть тканью, чтобы до начала опыта №2 реквизит не был виден участникам.

Ведущий говорит:
Рассчитайтесь по порядку на «Чарльз Дарвин», «Эмиль Золя», «Джон Уотсон», «Андре Антуан». Объединитесь в четыре команды с теми, с кем у вас совпали названные имена. Если вы не знаете этих людей, можно воспользоваться интернетом. У вас есть 1 минута. Как вы думаете, что будет дальше происходить на занятии?

Пока участники объединяются в команды и ищут информацию об исторических личностях, один из ведущих убирает стулья, расставляя их по периметру.

Каждая команда делится предположением, по часовой стрелке передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
Каждая команда сейчас получит свой текст и задание, как его надо представить. На подготовку у вас будет 5 минут. Постарайтесь уложиться в это время и приспособиться к условиям задания! Для выполнения вам могут понадобиться некоторые материалы. Их вы можете найти на столах №1 и №2.

Ведущие раздают участникам карточки для опыта №2 в соответствии с названиями команд.

Комментарий:

В задании использованы отрывки литературных произведений как авторов, которые были последовательными представителями натурализма, так и тех, кто следовал этому направлению только на каком-то этапе своего творчества. Об этом упоминают исследователи творчества этих писателей. Например, Эмиль Золя активно утверждал натурализм как художественный метод не только в своих романах, но и в теоретических статьях. Лев Толстой при создании пьесы «Власть тьмы» использовал сюжет реального уголовного дела (История русского драматического театра от его истоков до середины XX века. Издательство ГИТИС, 2019 год, стр. 232).

Все смотрят и обсуждают постановки каждой группы по очереди по одной и той же схеме.

Ведущий говорит:
Что вы увидели? О чём был отрывок, попытайтесь предположить сюжет?

Желающие участники высказываются.

Ведущий говорит:
Теперь авторы постановки расходятся в разные углы кабинета. Все, кто хочет узнать, о чём был отрывок, могут подойти к любому из авторов и попросить их рассказать вкратце сюжет.

Участники команды, которая презентовала отрывок, расходятся по углам. Все остальные участники идут в любой угол, чтобы узнать сюжет.

Комментарий:

Приём «Четыре угла» призван добавить динамики обсуждению постановок, а также позволяет авторам быстро поделиться сюжетом и своей личной интерпретацией смыслов отрывка с остальными участниками.

Ведущий говорит:
Что общего вы заметили в этих отрывках? Какие трудности у вас возникли во время постановки? Что важно было сделать для того, чтобы они получились?

После обсуждения всех отрывков участники выявляют общие черты натурализма, которые встретились в этих постановках.

Ведущий рассказывает о выразительных средствах натурализма.

Ведущий говорит:
В театре натурализма использовали те методы, которые вы сейчас применяли в постановках:
В спектаклях использовались запахи , например, режиссёр Андре Антуан в «Мясниках» использовал окровавленные бычьи туши, которые висели прямо на сцене. Знакомство героев в отрывке «Чрево Парижа» Эмиля Золя показано через совместную рутинную работу, без трепета и интереса к личности другого, опущено исключительно до кухонной рутины. В театре эпохи натурализма воспроизводятся бытовые подробности, в декорациях появляется реалистичная кухня. В постановке «Сельской чести» по новелле Джиованни Верга на сцене был даже настоящий действующий фонтан.
В отрывке «Тереза Ракен» Золя использовался прием «акцента» на телесности и доминировании телесного низа (ботинка, земли - приземленности) в человеке, готовности реализовать свои животные порывы - вплоть до убийства.
В отрывке «Не так живи, как хочется» Островского происходит раскрытие образа через копирование поведения пьяного, биологические подробности. Цитата из книги литературоведа Лакшина о творчестве Островского: «…на сцене является Косицкая в пьяном виде; это отвратительно-оригинально и отвратительно-ложное понимание народности. … Косицкая играла это увлеченно, оставаясь в границах свободного артистизма. Но публика, еще слишком непривычная к такой мере искренности, увидев на сценических подмостках … пьяную героиню, была шокирована натуралистическим кощунством».
В отрывке «Власть тьмы» Толстого мы видим сцену после убийства ребенка, в которой хруст костей дан не как метафора или образ, а как патологоанатомическая подробность. Застолье после убийства - победа биологического начала в человеке.

Ведущий говорит:
Как вам кажется, всё, что мы сейчас озвучили, это про торжество жизни, повышение витальности или про смерть чего-то? Если про смерть, что именно, как вам кажется, умирает в каждом отрывке?

Желающие участники высказываются.

Комментарии к опыту №2

Этот опыт проводится для личной встречи участников занятия с инструментами натурализма и погружения в контекст эпохи.
В этом опыте важно прийти к общему полю смыслов аудитории, фиксирующему, что для них является признаками натурализма в искусстве. Для этого важно рассказать о выразительных средствах натурализма. Прежде участникам нужно самим попробовать перевести литературный материал на язык театра средствами натурализма и обсудить возникающие особенности и сложности, а также характерные черты данного направления в искусстве, проявившиеся в постановках.
Для погружения в эпоху выбраны не случайные люди, их именами названы команды. Про Дарвина уже говорили в комментарии к опыту №1. Писатель Золя — один из основателей натурализма в литературе. В театре натурализм получил наиболее яркое воплощение в деятельности французского Театр Либр (Свободного театра), основанного Андре Антуаном. Джон Бродес Уотсон — американский психолог, основатель теории бихевиоризма, которая наиболее последовательно придерживается основных принципов натурализма. Важно не раскрывать перед участниками причину, почему команды названы именами этих людей. Для сохранения динамики занятия введён элемент игровой интриги: участникам предлагается самим найти связь между названием команды и темой занятия за 1 минуту, используя интернет. В этот момент важно понимать, что единого правильного ответа не будет, и каждый участник найдёт свой смысл.
Кроме того, распределение отрывков по командам тоже содержит интригу. Важно создать связь между личностью в названии команды и тем, что происходит в отрывке, который ей достался: у режиссёра Андре Антуана на сцене висели освежёванные мясные туши, а в отрывке речь идёт про мясную лавку; у Эмиля Золя, как самого последовательного представителя натурализма, отрывок из его же произведения; у учёного Чарльза Дарвина в теории речь идёт про животное начало человека, а в отрывке мы видим воздействие алкоголя на живой организм; у Джона Уотсона как основателя теории бихевиоризма (исследование реакции на стимул) — отрывок, где человек безвольно реагирует на приказ убивать.
Перед этим опытом обязательно уточните, нет ли среди участников вегетарианцев, предупредите их об использовании в опыте мясных продуктов.
Будьте внимательны к тому, как участники справляются с творческой частью задания. Может быть, кому-то потребуется помощь в виде подсказок, как использовать тот или иной реквизит. Это можно делать, подходя к группам по очереди.

Опыт №3

Перед опытом по возможности проветрите помещение и уберите использованный реквизит. Стулья выставляются в 2 линии друг напротив друга.

Ведущий говорит:
Уважаемые участники эксперимента, приглашаем вас перейти к опыту №3. Он связан с распространением фотографии. Как вам кажется, фотография относится к искусству или нет? Если вы считаете, что фотография — не искусство, сядьте с этой стороны, а те, кто считает, что фотография — это искусство, сядьте с другой стороны.

Участники берут стулья и занимают ту сторону, к которая соотносится с их взглядом на этот вопрос.

Ведущий говорит:
Обоснуйте свою точку зрения.

Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
Обе точки зрения имеют право на существование. Эта тема вызывает море мнений, и дискуссия является актуальной и по сей день.

Комментарий

Могут быть участники, кто не сможет выбрать определённую точку зрения по вопросу «Как вам кажется, фотография относится к искусству или нет?» Разрешите им остаться в середине, попросите их тоже объяснить свою точку зрения.
Люди, которые выбирают сторону «нет» могут обосновать это тем, что фотография просто фиксирует натуру. Те, кто придерживается мнения, что фотография — это искусство, могут объяснить это тем, что автор может передать свой субъективный взгляд, использовать художественные средства: композиция, тональный рисунок, свето-теневой рисунок, сюжетность, движение и ритм, точка съёмки и ракурс и т.д. Но могут быть и иные, совсем неожиданные аргументы. Внимательно прислушайтесь ко всем.
Необходимо включить проектор (либо электронную доску), через компьютер или ноутбук запустить для просмотра демонстрационный материал «Подборка фотографий». Участники разворачиваются в полукруг к экрану.

Ведущий говорит:
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Объедините фотографии в 2 группы по вашему представлению, какие фотографии здесь можно считать искусством, а какие нет. Свой выбор обоснуйте.


Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Необходимо выключить проектор (либо электронную доску). Ведущий говорит:
В искусстве существуют разные художественные направления. Посчитайтесь на «Барокко», «Классицизм», «Романтизм», «Реализм», «Натурализм» и «Возрождение». Объединитесь в группы.

Пока участники объединяются в команды и получают конверты с карточками, ведущие убирают стулья, раздвигая их по периметру. Каждая группа получает в конверте распечатки карточек для опыта №3.

Ведущий говорит:
Сейчас ваша задача соотнести характеристики с художественными направлениями. У каждой группы свой признак. У вас есть 1 минута посовещаться внутри команд.
Участники выполняют задание в группах, стоя.

Ведущий говорит:
Теперь по часовой стрелке каждая команда будет читать вслух признак, характеристику и направление, объясняя свой выбор. Пожалуйста, выкладывайте свои карточки на полу в центре, чтобы все могли увидеть.

Каждая группа читает, объясняет, кладёт карточку на пол. Ведущий комментирует сделанный участниками выбор, при необходимости корректирует ответы.

Комментарий:

До начала опыта нужно разрезать набор карточек для опыта №3 и положить в каждый конверт по 1 карточке (4-5 элементов: 1 признак с вариантами направлений, 3-4 характеристики). Ведущему необходимо следить за правильностью соотнесения участниками характеристик и направлений. В карточках для опыта №3 специально приведено неправильное соответствие направления и характеристики. В помощь педагогу в Приложении №1 представлена таблица правильных ответов.

Ведущий говорит:
Если фотохудожник максимально объективно отражает реальность, то это скорее представитель школы реализма или натурализма?

Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
А если фотохудожник позволяет себе быть субъективным, позволяет себе увидеть «своё», найти свой угол зрения, то это скорее представитель школы реализма.

Ведущий включает проектор (либо электронную доску) на демонстрационный материал «Фотография мужчины».

Ведущий говорит:
Давайте посмотрим на фотографический портрет и рассмотрим человека той эпохи. Что вы можете предположить о нём, глядя на фотографию?

Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
Очень интересные версии. Только добавим факт: это фото мёртвого на момент съёмки человека. В то время такая посмертная фотография была массовым явлением. Как вы думаете, это художественная фотография или документальная?

Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
Это художественная фотография, так как мёртвый человек стоит, у него нарисованы открытые глаза. Это точно не документальный кадр. Как вам кажется, для чего использованы эти художественные приёмы?

Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».
Ведущий говорит:
Интересует ли фотохудожника подробности жизни этого человека, его внутренний мир и характер?

Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
Как вы думаете, какой тип познания мира господствовал тогда в обществе?
Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
Как бы вы теперь определили, в чём разница реализма и натурализма?

Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Комментарии к опыту №3

Согласно философскому учению объективизма, искусство — это избирательное воссоздание реальности в соответствии с ценностями самого художника.В это время появилась теория Дарвина. Значит, ценности научного познания, то есть «изучения под микроскопом» и экскурсии в морг — это не просто допустимые, а широко распространённые вещи в тот период. Это важный этап в истории человечества — рассмотреть что-то под микроскопом, как разъять труп. Исследовать человека с точки зрения биологических законов, найти противоречия и несоответствия, и, оттолкнувшись от этого, вернуться обратно к реализму, который допускает разные точки зрения, приводящие к обобщению и рассматривающего человека как совокупность телесного и психологического (психея — душа). Можно вспомнить Чехова, который был не только писателем, но и доктором, и конечно неоднократно бывал в морге. Его произведение «Остров Сахалин» является социо-физиологическим исследованием.
Отчасти этот опыт является провокацией, но важен для разграничения подходов реализма и натурализма (посмертные фотографии возможны и при реализме, но в естественных условиях и без «обмана» — изображения умершего КАК живого).
В случае затруднений при ответе на вопрос о господствовавшем в ту эпоху типе познания мира, стоит рассказать участникам о религиозном, художественном и научном типах познания.

Опыт №4

Для этого опыта важно, чтобы помещение было максимально пустым. Необходимо убрать стулья по периметру. Используемую в предыдущем опыте технику выключают и убирают, если она мешает свободному перемещению по всему пространству.

Ведущий говорит:
Выстройтесь, пожалуйста, в линию у длинной стены. Я буду задавать вопросы, а вы делайте шаг вперёд, если ваш ответ «Да», и стойте на месте, если ваш ответ «Нет».

Участники выстраиваются в шеренгу вдоль стены, распределяясь по всей её длине
равномерно.

Ведущий говорит:

  1. Подлинное искусство никогда не травмирует зрителя
  2. Любая цензура вредит искусству
  3. На сегодняшнем занятии я не испытывал никакого дискомфорта
  4. Я хотя бы раз смотрел реалити-шоу, «Дом-2» и т.п.
  5. Я смотрел или собираюсь посмотреть фильм 2024 года «Субстанция» с Деми Мур в главной роли
Участники делают шаги вперёд или остаются на месте в соответствии со своим ответом на вопросы ведущего.

Ведущий говорит:
Посмотрите, кто где оказался в нашей социальной хореографии. Мы все разные, с разными взглядами и по-разному воспринимаем окружающий мир и события, происходящие в нём. Где бы вы сейчас ни оказались в нашем опыте, это ваше состояние только в сегодняшнем дне. Это может быть связано и с непростым периодом взросления, который каждый проживает по-своему и со своей скоростью.

Комментарии к опыту №4


В данном опыте важно никак не оценивать ответы участников и не давать возможности оценивать положение друг друга в финале опыта. Данный опыт нужно проводить в максимально безоценочной атмосфере. Можно сделать акцент на том, что правильных и неправильных ответов нет и быть не может. Постарайтесь держать рамку, что мнение каждого ценно.

Опыт №5

Необходимо подготовить проектор (либо электронную доску), через компьютер или ноутбук запустить статистику по запахам №1 и №2, которую собрали и подсчитали в опыте №1. В этом опыте понадобится «облако смыслов» на сайте «LiveCloud.онлайн», которое получилось из слов, записанных участниками в опыте №1.

Ведущий говорит:
Давайте теперь все вместе подойдём к экрану и встанем в полукруг!

Участники встают в полукруг у экрана.

Один из ведущих включает проектор (либо электронную доску), показывает статистику по запахам №1 и №2: сколько % участников отметили «+», сколько поставили «-».

Ведущий говорит:
Вы помните, с чего мы начинали? По итогам нашего исследования, запах №1 приятен ___ % присутствующих, а запах №2 приятен ___ % присутствующих. Как вы думаете, зачем мы начали с этого опроса?

Желающие участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
В опыте №4 вы тоже совершали выбор, как и с запахами. На примере выбора запаха проще понять, что не существует правильного или неправильного выбора. Более того, в жизни каждого человека бывают разные этапы, которые меняют его предпочтения и в запахах, и в других более сложных и серьёзных вопросах. Например, человек в непростой жизненной ситуации, когда ему, например, больно, не имеет сил встречаться с произведением искусства, которое не даст ему поддержки, а может быть, даже усугубит его состояние. И людям в такой ситуации, конечно, нужен некий цензор, который отберёт поддерживающие произведения искусства, исключит возможность получения новых травм. А для более зрелых и стабильных состояний личности приходит время поиска новых глубин и желания «взломать» рамки с целью пересборки смыслов.

Один из ведущих выводит на экран «облако смыслов» на сайте «LiveCloud.онлайн» из слов, записанных участниками в опыте №1.

Ведущий говорит:
Вот, что вы думали про натурализм в начале занятия. Прошу каждого из вас поделиться, что сейчас для вас значит натурализм, что-то изменилось в восприятии?

Все участники высказываются, передавая «микрофон».

Ведущий говорит:
Как вы думаете, зачем обращаться к изучению эстетик разных эпох (например, натурализма)?

Все участники высказываются, передавая «микрофон».

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы ещё раз обосновать актуальность выбранной для этого занятия темы и ответить на вопрос «Зачем изучать историю взглядов и эстетики в разные эпохи?». Исследуя эту тему, предстоит говорить о разных этапах жизни и взросления человека и необходимости получения поддержки в сложные периоды. Чтобы понять, где в искусстве можно найти ответы на непростые жизненные и философские вопросы, стоит знакомиться с разными направлениями в искусстве, идеями и взглядами художников тех эпох. Человек, который понимает контекст, инструменты и открытия каждого эстетического периода в искусстве, сможет найти произведения и авторов, с которыми можно поговорить «на одном языке». Кроме того, это возможность отнестись к художественному произведению как к исследованию жизни, а не к самой жизни, то есть не как к приглашению так жить. Такой взгляд во многом психотерапевтичен, так как позволяет прожить какое-то острое состояние в безопасном пространстве через искусство. Важно не только знакомиться с произведением искусства самостоятельно, но и означивать личностные смыслы в обсуждении с друзьями, ровесниками и педагогами.

Хотим поделиться своим собственным опытом проведения этого образовательного события со студентами-бакалаврами. Опыт №1 показал, что аудитория распределилась примерно поровну при выборе приятного им запаха. Среди участников были вегетарианцы, которые испытывали дискомфорт при работе с мясными запахами. Для проведения опыта №2 потребовалось больше времени, чем предполагалось, так как участникам оказался особенно интересен процесс означивания того, что понимают другие группы в поставленных отрывках. Главным открытием нашего занятия у участников стало понимание, что натурализм это совсем не про жизнь и близость к естественности, а про смерть всего живого и расчеловечивание.

Приложение №1

Таблица правильных ответов к карточкам для опыта №3

Карточка №1 «Исторический контекст»

Классицизм - возникает в период становления абсолютной монархии. Основан на ценности разума, прагматизма, государственности и иерархичности.
Реализм - возникает в период бурных социальных и политических изменений (реформ и распространения народнических идей). Основан на ценности правдиво изображать современную жизнь, социальные проблемы и повседневность без приукрашивания.
Натурализм - возникает в период быстрого развития естественных наук, изучающих материальный мир (биология - Дарвин - теория эволюции, Луи Пастер - строение клетки, борьба с инфекционными заболеваниями, Пирогов - развитие хирургии - успешное применение анестезии и антисептиков) и появление новой психологической теории - от Павлова - изучение условных рефлексов к бихевиоризму - Джон Уотсона - стимул - реакция (отрицание значимости сознания). Основан на ценности научных фактов и стройных теорий.

Карточка №2 «Ведущий прием , метод , инструмент»

Барокко - поиск Бога в мире, который пошатнулся из-за научных открытий, отражения - сравнения форм и героев (всего и во всем), присутствие амбивалентной пары учитель - ученик.
Романтизм - демонстративность условной формы, право художника видеть мир по - своему, экзотические места действия, экстремальные условия для героя, слом обывательских правил, шаблонов и стереотипов, бунт.
Реализм - обобщение, типизация, поиск закономерностей, детерминизм, проявление внутренних мотивов, поиск «правды жизни», выбор «ракурса», синтез идей и образов,соединение предметного мира и мира мысли, воображения, переживания (признание того, что и то и другое - существует), социально - историческое исследование, бинокль, естественное освещение.
Натурализм - фиксация конкретного факта, изучение деталей, физиологизм, фотографическая точность, арифметическое нанизывание однотипных черт, сравнение с животным, упрощение, копирование действительности, микроскоп, свет яркой лампы над операционным столом хирурга.

Карточка №3 «Миссия»

Классицизм - с помощью искусства установить строгую иерархию - высокие жанры -трагедия - для высшего сословия - воспитать гражданина, дать образец для подражания, воспеть Героев, создание героического исключительного над-реального, Идеального мира и низкие жанры - комедия - адресованы третьему сословию - воспитать послушание, трудолюбие, скромность, принятие функции обслуживания высших сословий.
Реализм - показать, что человек понимаем, найти форму выражения обнаруженного разнообразия жизни, исследование Реального мира, уровень реально-социальный, человеческий, психологический, установление причинно- следственных связей в жизни, познание сложности развития человека и общества, объяснение природы вещей, поиск правды жизни.
Натурализм - собрать факты, подтверждающие теорию наследственности, доказать, что человек - заложник программ и обстоятельств, снять воспитательную функцию искусства.

Карточка № 4 «Кто герой»

Барокко - исследователь, ученый, книгочей, правдолюбец, ищущий Высшей Правды, поиск голоса Бога в мир.
Реализм - человек в связи с окружающим миром - исторически, социально, психологически,исследование диалектики развития человека. Человек - типичный представитель своего круга, сословия (социальная типология).
Натурализм - человек, проявляющий изначально заложенные в нем черты, животные начала - страсти и стремления (желательно, имеющий реальный прототип, с задокументированными фактами жизни). Биологический автомат, действующий по законам наследственности.

Карточка №5 «Место действия»

Романтизм - экзотическое место или обстоятельства - как средство передачи атмосферы и настроения - лиризма, мистики, символичности.
Реализм - описание мест с исследовательской задачей -поиск исторической, психологической, социальной достоверности.
Натурализм - точность фактическая и «фотографическая».

Карточка №6 «Эстетический критерий (из чего строится гармония произведения)

Классицизм - отражение государственного порядка, устойчивость мира, стабильность, устойчивость, соразмерность, доступность человеческому разуму, математическая стройность.
Барокко - отражение высшего миропорядка, изменчивость, текучесть, невозможность охватить умом, пелена тайны, дробность.
Реализм - «правда жизни», понять внутренние процессы в человеке.
Натурализм - красиво то, что научно и документально.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda