Какие основные методы и приёмы помогают Вам в работе со школьниками? Кин Ли ЛИМ: Мы использовали в основном подход "Story-theatre" «Театр историй» (Сторителлинг), вдохновленный Майком Альфредом из Великобритании.
Сун Хэн Лим: Мы также работаем с британским сторителлером из Малайзии Джонни Джиллеттом, который имеет многолетний опыт работы рассказчиком под псевдонимом "The Journeyman" - «Подмастерье». Он делится своим опытом и знаниями в технике сторителлинга.
Кин Ли ЛИМ: Один из основателей KLSP начал с пластического театра. Поэтому он также следит за тем, чтобы такие элементы активно присутствовали в шоу.
Откуда Вы взяли театральные и педагогические методы и приемы, которые лежат в основе Вашей работы? Вы сами это придумали, исходя из своей практики? Вы где-то об этом читали? Узнал от кого-то? Позаимствовали опыт коллег? Кин Ли ЛИМ: Методы Майка Альфреда были нами присвоены в основном через его книгу «Что происходит потом». Техника Джонни Джиллета восходит к истокам его работы в качестве актёра пантомимы, а затем и рассказчика. Мы также часто ссылаемся на книгу Дэвида Вуда «Театр для детей».
Что больше всего Вам нравится при работе со школьниками, с детьми? Кин Ли ЛИМ: Их честные ответы и реакции.
Сун Хэн Лим: Когда мы можем побудить их сосредоточиться и увлечься нашим рассказом
Кин Ли ЛИМ: Когда они с энтузиазмом участвуют в интерактивных моментах.
Как формировалась труппа Вашего театра? Она постоянная? Или кого-то из актёров Вы приглашаете только на отдельные роли? Вы набираете актеров из профессиональных училищ? Или они получают профессию, непосредственно работая у Вас в театре? Кин Ли ЛИМ: Все началось в 2009 году, когда Klpac и Высшая комиссия Австралии пригласили Джеффа Кевина, режиссера из Тасмании, провести трехнедельный семинар о Шекспире под названием «От страницы к сцене». В конце мастер-класса состоялась демонстрация отрывков из четырех пьес Шекспира. В следующем году Джефф вернулся, чтобы руководить некоторыми участниками семинара в постановке сокращённой версии «Сна в летнюю ночь». Простая декорация, реквизит и костюмы изменили мнение как актеров, так и зрителей о Барде. Оказалось — его слов и актеров достаточно, чтобы заставить нас видеть мысленным взором, осязать, пробовать на вкус, обонять и слышать с помощью наших ментальных способностей.
Сун Хэн Лим: Когда Джефф не смог вернуться третий год из-за отсутствия финансирования, четверо участников — Лим Киен Ли, Лим Сун Хенг, Кахар Акила и Сэнди Чу — вместе с Мариной Тан решили продолжить дело, устроив спектакль - минималистичную версию Шекспира. После многих мозговых штурмов мы придумали уникальный формат: сокращенное исполнение ключевых сцен в оригинальном тексте с повествовательными склейками на современном английском языке. Чтобы настроить ожидания аудитории, мы добавили тег «SHAKESPEARE DEMYSTIFIED» (ДЕМИСТИФИЦИРОВАННЫЙ ШЕКСПИР) перед заголовком.
Кин Ли ЛИМ: При поддержке Джо и Фариды вместе с Центром исполнительских искусств Куала-Лумпура (klpac) в 2011 году мы поставили нашу первую постановку «ШЕКСПИР ДЕМИСТИФИЦИРОВАННЫЙ: Юлий Цезарь». Из неформальной группы, основанной в 2011 году, мы зарекомендовали себя как единственная театральная компания в Малайзии, специализирующаяся на произведениях Шекспира. Наша постановка в 2017 году «SD: Macbeth» (Макбет) побывала в 14 локациях, провела более 40 шоу для более чем 6500 зрителей. Помимо Куала-Лумпура, мы побывали на Лангкави, Пенанге, Ипохе, Нилаи, Серембане и Джохор-Бару. И за границу в Манилу, Филиппины; и Сеул, Южная Корея.
Сун Хэн Лим: Да, компания у нас постоянная — это формальная организация. Но актеры не постоянные. В основном они работают с нами на фрилансе. Мы не набираем сотрудников напрямую из театральных школ. Мы нанимаем актеров либо через прослушивания, либо по рекомендации людей, которым мы доверяем.
Как у Вас происходит создание нового спектакля? Кто и на каких основаниях выбирает пьесу? Кто отвечает за концепцию спектакля и его эстетическое, художественное решение? Кто придумывает, как Вы на этот раз будете общаться и работать с залом? Как выбираются актеры для каждого спектакля? Сколько времени Вы работаете над премьерой? На какие этапы делится график репетиций? Как артисты влияют на разработку спектакля? И влияют ли на облик премьеры будущие зрители? Сун Хэн Лим: Основатели Сун Хэн Лим и Кин Ли Лим обычно вместе решают судьбу репертуара, планируют новые шоу. Но иногда они также приступают к новым проектам самостоятельно.
Кин Ли ЛИМ: Мы стараемся предлагать по одной пьесе Шекспира в год с намерением держать ее в репертуаре не менее года. Выбранные пьесы иногда основаны на том, что изучают международные школы, а иногда на том, с чем их основатели чувствуют себя связанными.
Сун Хэн Лим: Кин Ли является художественным руководителем и руководит многими шоу. Но мы также сотрудничаем с другими режиссерами.
Если Кин Ли занимается режиссурой, обычно он тратит месяцы на драматургию. Затем мы собираем группу актеров, которые, по нашему мнению, подходят для шоу.
Кин Ли ЛИМ: Репетиции нового спектакля занимают 4-5 месяцев, но не ежедневно. Обычно в первый месяц проходят тренинги, так как большинство актеров в Малайзии не обучены ни Шекспиру, ни детскому театру. Затем следуют застольные работы – совместное чтение и разбор сценария.
Сун Хэн Лим: Затем мы тратим около месяца на изучение, репетиции, опробование различных сцен. Режиссер будет давать подсказки и смотреть, как актеры реагируют на дальнейшие идеи.
Затем мы проводим еще 2-3 месяца (не каждый день) репетируя, становясь более интенсивными по мере приближения к премьере.
Кин Ли ЛИМ: Мы всегда думаем о нашей аудитории. Так что да, многие решения принимаются на основе того, что, как мы думаем, будущая аудитория хотела бы или ценила, или была открыта для диалогов и споров.
Много ли в Вашей стране театров, которые работают для детей? И если есть, то что в них общего, и чем они отличаются? Кин Ли ЛИМ: Несколько театральных трупп с более-менее регулярными представлениями для детей:
- «Gardner & Wife» (Гарднер и его жена) - в основном они привозят шоу из Великобритании, в которых участвуют британские актеры, и ориентированы на дошкольников и учащихся начальных классов.
- «Hongjiejie Work Station» (Рабочая станция Hongjiejie) - в основном для китайского сообщества.
Сун Хэн Лим: Некоторые больше занимаются театральными мастер-классами и мастер-классами для детей. Иногда они устраивают шоу своих учеников:
- Enfiniti Academy (Академия Энфинити);
- The Actors Studio ( Актерская студия);
- Bluebricks (Синие кирпичи).
Хотя мы, KLSP, также проводим мастер-классы для школьников, наша основная деятельность по-прежнему заключается в создании спектаклей в исполнении взрослых профессионалов для детей.
Общаетесь ли Вы с коллегами из других стран, которые работают с детьми или для детей? Бываете ли Вы на фестивалях театров для детей? Что для Вас самое интересное в работе коллег, других театров? Сун Хэн Лим: Мы пытались, но пока не удалось материализовать какое-либо сотрудничество. До пандемии мы были готовы показать одно из наших детских театральных представлений в резиденции художников «Шекспир у моря», Галифакс, Канада. Но это было отложено, и в конце концов контактное лицо перестало там работать. Нас пригласили участвовать в Фестивале детских театров в Иране, но мы не смогли вписать его в наше расписание.