Шевнина Ольга Владимировна

Метафорические Ассоциативные Карты в театральной педагогике

Мы в соцсетях
Введение
Моя личная история применения МАК, родилась в широко распространенной ситуации – «голь на выдумки хитра». Нужен был некий метод, который позволял бы работать с группой людей в условиях дефицита пространства, времени и технических возможностей (нет столов, нет канцелярских принадлежностей и т.п.). И при этом важно, чтобы работа позволяла раскрыть индивидуальные особенности, выявить эмоциональные реакции, пробудить ассоциативные связи и включить воображение. Одним словом, без волшебства не обойтись.

Движимая чисто интуитивным интересом, я решилась на обучение психологической работе с МАК, понимая, что мне, в первую очередь, интересен потенциал карт именно в области театральной педагогики: как провести разминку-знакомство, как найти материал для самостоятельных этюдов, чем можно разнообразить методы обсуждения спектаклей? Когда нет просторного изолированного помещения, когда нет возможности сесть с группой порисовать, сделать коллаж, составить живую скульптуру, – на помощь приходит МАК. Метафорические Ассоциативные Карты. Но и там, где все вышеперечисленное есть, карты могут оказаться крайне полезны.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) действительно открывают широкий диапазон возможностей для работы в театральной педагогике. Их использование может стать источником вдохновения и способствовать созданию более глубоких и многослойных этюдов и спектаклей.

Шевнина Ольга Владимировна
Что такое метафорические ассоциативные карты МАК
Метафорические карты – это набор картинок на различные темы. Существуют, например, ресурсные карты, карты с лицами, универсальные карты, для сказкотерапии, для работы с парой, абстрактные карты, карты для работы с эмоциями, для работы с жизненными сценариями, для работы с жестоким обращением, с травмой и другие. Список постоянно растет. Метафорические карты – это современный инструмент работы психолога, но в театральной педагогике они тоже себя прекрасно зарекомендовали. И здесь нам важна не терапевтическая составляющая данной проективной методики, а такие факторы как безоценочность, работа с эмоциями, индивидуальным восприятием. Принято считать, что лучше всего МАК работают у людей с образным мышлением, но и рационалиста тоже могут привести к неожиданным и интересным результатам.

Преимущества применения метафорических карт состоит в широком возрастном диапазоне их действия, их можно применять как со старшими дошкольникам, так и с взрослыми людьми. 
Несколько идей о работе с МАК
Вот несколько идей (сами упражнения будут описаны в следующем разделе), как можно интегрировать МАК в театральные практики:
  • Разминка и знакомство
    Используйте карты в качестве инструмента, который поможет участникам познакомиться друг с другом более глубоко. Попросите каждого выбрать карту, отражающую настроение или мысли на данный момент, а затем предложите участнику поделиться своей историей с группой.
  • Поиск материала для этюдов
    Карты могут служить спусковым механизмом для создания этюдов. Участники выбирают карты и интерпретируют их, создавая сценические сюжеты. Это может быть как коллективная работа, так и индивидуальные задания.
    Любая последовательность карт может стать траекторией развития сюжета
  • Обсуждение спектаклей
    После просмотра спектакля можно использовать карты для обсуждения. Попросите участников выбрать карту, которая, по их мнению, отражает основную тему спектакля или их личные ощущения от него. Это поможет углубить анализ и понимание увиденного.
  • Создание персонажей
    Карты могут помочь участникам создать образы персонажей. Каждый может выбрать карту и построить историю своего персонажа вокруг нее, что поможет развить креативность и способность импровизировать.
    Например, выберите карту, которая, на ваш взгляд, напоминает характер Катерины («Гроза» Островского). Для кого-то это будет красно-черная стихия, напоминающая реку, любовь и страсть. Для кого-то узор, напоминающий вьюн, обвивающий могучий ствол.
    Рассказывая о выбранной картинке, участник почеркнет какие черты характера Катерины важны именно для его восприятия героя.
    Важно не забывать о том, что именно индивидуальная интерпретация представляет особый интерес в такой работе. И у каждого «своя Катерина», свое к ней отношение, своя история отношения к персонажу.
  • Разнообразие методов
    МАК могут быть адаптированы к различным упражнениям и техникам, будь то работа над текстом, движение или эмоции. Они могут быть использованы в комбинации с другими художественными методами, создавая уникальные и интерактивные формы обучения.
    Участники, выбрав карточку, могут рассказать о том, что чувствуют, глядя на нее, или просто описать то, что увидели. Могут выразить телесно – замерев в той позе, которая рождается при взгляде на карту, или протанцевать возникающее настроение.
    Положив карточку в центр (или на край) белого листа, участники могут дорисовать разноцветными карандашами то, что выходит за рамки картинки. (Дополнить изображение).
  • Работа с конфликтом и эмоциями
    Карты дают возможность участникам лучше понять и выразить свои эмоции, что особенно актуально в театре. Можно использовать их для исследования внутренних конфликтов персонажей или для работы с эмоциями в сцене.
    Попробуем объединиться в пары с картинками не по схожести и взаимному притяжению, а напротив – по принципу противопоставления, в пары-антагонисты. Постарайтесь вербализировать, работая в парах, – в чем конфликт, противостояние картинок. Или выразите этот антагонизм невербально. (Например: карточка «Моцарт» и карточка «Сальери». Что мешает им звучать в унисон?)
    Если участник выбирает карточку долго не думая, опираясь на эмоциональный порыв, а затем расшифровывает –  что именно им руководило, какие эмоции в ней раскрываются, то часто сам бывает удивлен точностью и актуальностью выбора.
    Таким образом, МАК становятся не только инструментом для развития театральных навыков, но и способом глубже понять себя и других, укрепить командный дух, а также создать атмосферу доверия и открытости в группе.
Преимущества работы с МАК
МАК практически безопасны в применении, ведь описывая карту, человек говорит не о себе, не о своей «болевой точке», а просто о том, что он видит. МАК помогает опосредовать личное через метафору.
Многим кажется, что работа с МАК аналогична гаданию, но нет, ничего подобного. Она связана с подсознанием. В большинстве случаев человек, отвечая на тот или иной вопрос опутан сетями социальной желаемости. Он хочет произвести хорошее впечатление. Даже на самого себя. А отойти от стереотипов и понять свои истинные чувства довольно непросто.
Как часто вы говорите, что спектакль вам понравился, хотя на самом деле, это не так? Или не совсем так, или намного сложнее?
Как распознать нюансы эмоционального впечатления? Как нащупать их в собственной душе? Стоит только попытаться поймать, как они ускользают. «Ну что-то вроде царапает душу, но не пойму… Выкину из головы». Если в этот момент предложить поработать с картами, вполне возможно, барьеры исчезнут и тайное станет явным.
Правила работы с МАК
Вот несколько основных правил работы с МАК:
Создание безопасной атмосферы: приступая к работе с картами, важно обеспечить комфортную и доверительную обстановку. Это поможет участникам открыться и быть более восприимчивым.

Выбор карт: предложите участникам выбрать карту интуитивно. Это может быть сделано в зависимости от их эмоционального состояния, текущих мыслей или вопроса, который их беспокоит. Иногда я говорю: возьмите ту карту, которая первая обратила на себя ваше внимание или ту, которая «сама вас выбрала».

Обсуждение выбранных карт: после выбора карт важно обсудить, что они значат для участника тренинга. Чтобы стимулировать размышления, задавайте открытые вопросы, например, «Что вы чувствуете, глядя на эту карту?», «Почему вы выбрали именно ее?»

Использование метафор: помогайте участнику исследовать метафорические значения карт и связывать их с личным опытом. Метафоры могут открыть новые перспективы и осознания. «Что первое вы заметили на этой карте? Что для вас это значит? Рассмотрите карту внимательнее. Если ли что-то, что вы упустили и лишь сейчас обратили на это внимание? Как вы думаете, с чем это может быть связано? Что для Вас значит это сочетание цветов, форм?»
Работа с эмоциями: обратите внимание на чувства, которые возникают у участников во время обсуждения. Это поможет глубже понять их внутреннее состояние и может стать основой для дальнейшей творческой работы.

Синтез информации: в конце тренинга подведите итоги. Попросите участников поделиться тем, что они извлекли из работы с картами, и как это может помочь им в будущем (для взрослых – планируют ли использовать в своей работе?)

Акцент на особенности группы (возраст, знакомы ли участники между собой) и индивидуальные качества участников: Каждый человек уникален, и важно адаптировать подход в зависимости от того, какая группа перед вами в данный момент.

Этика и конфиденциальность: убедитесь, что вы соблюдаете этические нормы и избегаете оценочных комментариев в адрес участников и их интерпретаций.

Метафорические ассоциативные карты являются мощным инструментом для самопознания и работы с внутренними конфликтами. Вот несколько ключевых особенностей работы с МАК.

Индивидуальная интерпретация: каждый участник сам интерпретирует выбранную карту. Это исключает внешние оценки и поправки со стороны других, что позволяет создать безопасное пространство для самовыражения.

Запрет на навязывание интерпретаций: никакие советы по выбору карты или ее интерпретации не допускаются. Участник сам решает, что именно он видит на картинке и что это для него означает.

Разные форматы работы: работа с картами может проводиться «в открытом» или «закрытом» формате. В первом случае карты показываются сразу, во втором — участник не видит изображение, пока не выберет карту. Каждый способ имеет свои преимущества и может быть использован в зависимости от цели сеанса.

Свободная интерпретация: нет правильных или неправильных интерпретаций — любая мысль или ассоциация, возникающая у человека при взгляде на карту, считается ценной и важной. Это может привести к неожиданным инсайтам и более глубокому пониманию себя.
Гибкость запроса: Тематика и запрос для работы с картами могут изменяться в зависимости от ситуации и текущего состояния участников. Это позволяет адаптировать процесс под индивидуальные особенности.

Право на молчание: Участник имеет право ничего не говорить о карте, если это вызывает у него дискомфорт. Это уважает личные границы и эмоциональное состояние человека.
Этические границы: Ведущий должен осознавать, что иногда работа с МАК может выходить за границы безопасного пространства, и в таком случае напомнить, что это всего лишь карты. Это позволяет избежать углубления в тяжелые психотерапевтические темы, которые могут вызвать стресс или беспокойство.

Эти особенности делают работу с метафорическими ассоциативными картами творческим развивающим процессом, способствующим самопознанию и личностному росту.
УПРАЖНЕНИЯ С МАК
МАК-знакомство
Колода карт раскладывается картинками вверх. Участники выбирают себе одну карточку, опираясь на:
  • соответствие настроению
  • чем-то похожа на выбравшего
  • соответствие ожиданию от встречи
  • просто понравилась и т.п.
По кругу участники называют свое имя и объясняют парой фраз свой выбор.

МАК разминка
Выбрав карточку (вслепую или нет) –  группе участников предлагается, двигаясь хаотично (броуновское движение) – найти пару по сочетанию картинок (тем, цветов, изображений).
Упражнение можно продолжить, объединяясь в четверки и т.п.
Можно выложить последовательность карточек и придумать название получившейся в результате картины (или комикса).
МАК - упражнение перед спектаклем. (используем колоды с абстрактными мотивами).
Подберите карточку, которая, на ваш взгляд, могла бы стать:
  • афишей спектакля
  • декорацией одной из картин постановки
  • характеристикой личности героя пьесы

Все эти упражнения мы предлагаем перед спектаклем для того, чтобы создать предвосхищение, возбудить фантазию, включить обостренное восприятие события. Знание содержания пьесы, например, здесь не главное, это скорее работа с ожиданием, его актуализация, углубление, расширение.

Но и на встречах после спектакля (на обсуждении) такие упражнения уместны и продуктивны.

МАК рождение сюжета. (более подробно об этом здесь)

Подойдет колода с сюжетными картинками, которые раскладываются в произвольном порядке.
Сперва каждый участник выбирает понравившуюся карточку.

Рассказывает о ней всем по кругу (если группа не больше 15 человек) или произвольному собеседнику. Объясняет почему выбрал именно ее, чем заинтересовала, о чем напомнила.
Там, где участники совпадают в каких-то интерпретациях (близкий сюжет, дополняющие друг друга картинки и т.д.) предлагаем объединиться в пары.

Важно –  на самом деле можно объединиться и рандомно, а затем уже искать точки соприкосновения.

Продолжаем работать в паре и находим еще одну пару для объединения. Рабочие группы  (4-6 человек) получают задание.

Составьте из картинок последовательность так, чтобы получился внятный сюжет.
Придумайте название «пьесы».
Кто действующие лица?
Напишите небольшую (на 5-7 минут) инсценировку.

Дальше можно предложить поставить сценку самим или (что гораздо интереснее) передать свои тексты и иллюстрации другой команде.

Обсуждая выполнение задания, рекомендуется обратить внимание участников на то, какие чувства вызывал собственный сюжет в исполнении других людей. Поговорить о том, раскрывается или нет то, что «хотел сказать автор», насколько неожиданны бывают другие интерпретации и т.п.
Какие колоды выбирать
Сложно объяснить, как подобрать колоды для выполнения того или иного задания. Наверное, самое главное, чтобы карточки не были агрессивными и давали возможности для разнообразных интерпретаций.

Для меня самыми универсальными являются абстрактные «картинки» - в стиле «Цвета и чувства». Здесь все, что может быть связано с эмоциями, переживаниями, настроениями.
Еще люблю карточки с «ситуациями». Например, «Из сундука прошлого». Они становятся неплохим конструктором для создания разных игровых ситуаций или могут помочь разобраться с тем, какая у героев может быть мотивация. (Прошу выбрать героя и подумать, по какой причине он делает то, что изображено? Для кого он это делает? Что хочет получить в итоге?).

Колоды, которые я использую наиболее часто:
  • «Эмоции на холсте». Изд. MAK.arcanes
  • «Из сундука прошлого».  Изд. Генезис
  • «Цвета и чувства» Изд. Речь
  • «Голос предков» Изд. Речь
Знаю, что у коллег пользуются успехом:
  • «Дерево» Изд. Генезис
  • «Дороги» Изд. Генезис
  • «Руки» (автор Е.Суворова)
  • Карты для игр «Диксит», «Имаджинариум» и др.
Вы можете создавать и свои колоды, опираясь на цветовые решения спектаклей, и на фотографии мизансцен. Но не забывайте, чем больше возможно включить фантазию участника, тем интересней. Если картинка очевидна, воображение не спешит включаться в работу.
Желаю успехов!

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda