Екатерина Масленникова

Из жизни одного сезона

Культурно-просветительская деятельность
"Театра на Спасской" г. Киров
Мы в соцсетях
Кировский театр юного зрителя «Театр на Спасской» в июне 2024 года завершил свой 88 сезон. Все эти годы театр проходил свой уникальный путь. В нашей истории немало ярких событий и достижений. Это касается не только постановок, но и культурно-просветительской деятельности. Так как аудитория театра постоянно расширяется, а репертуарная политика проявляет взаимодействие театра и социума, внимание всегда уделялось формированию лояльной аудитории. В последние годы в «Театре на Спасской» качественно изменилось отношение к присутствию зрителя в театре. Мы не просто приглашаем посмотреть спектакль, для нас важно, чтобы зритель провёл своё личное время в театре. Наша задача создать условия, чтобы ему было комфортно у нас, чтобы театр стал местом творческой реализации и наполненности, развития. Наш зритель – показатель нашей репутации.
Ниже описаны несколько направлений культурно-просветительской деятельности на примере зрительских программ, реализованных за сезон.
Зрительский клуб

Зрительский клуб планировался как инструмент взаимодействия со зрителями для расширения аудитории и повышения интереса к театральному искусству. Это закрытый клуб. Изначально мы пригласили в него тех зрителей, кто ходит к нам постоянно, пишет отзывы на наши постановки у себя в социальных сетях. До вступления в клуб они уже были «амбассадорами». Они не являются официальными представителями бренда. Амбассадор — посланец бренда, который общается с народом напрямую и заодно представляет свою любимую компанию.

Клуб «Талантливые поклонники» существует второй год и постепенно расширяется. Участники клуба - наши постоянный зрители, радует, что их возраст колеблется от 15 до 65 лет. Встречи мы проводим раз в месяц в будний день вечером, тематика всегда разная.
Это может быть обсуждение премьерного спектакля с применением игровых методик, либо разговор с артистами или режиссёром, либо ретроспективный показ наших спектаклей с последующим обсуждением. В этом сезоне мы приглашали на наши встречи и специальных гостей. К примеру, на одной из встреч говорили о театральном этикете с консультантом по современному этикету и сервис-коммуникациям. В другой раз провели мастер-класс по живописи с художником. Но интереснее всего, конечно, проходят встречи, когда зрители могут поделиться своими впечатлениями и трактовками увиденного. К каждой встрече-обсуждению требуется подготовка, разработка новых методик и игровых элементов.
К примеру, на встрече после проведения режиссёрско-драматургической лаборатории «Разбор вещей», на которой зрителям было представлено 3 эскиза, участникам клуба было предложено придумать презентацию каждого эскиза. Условие - не пересказывать сюжет. Каждый зритель выбрал наиболее затронувший его показ, они объединились в 3 группы и устроили мозговой штурм, пытаясь рассказать о постановке тем, кто не успел её посмотреть. В итоге мы получили 3 разных продукта. Первый вариант - афиша с пояснением концепции. Второй - ассоциативная карта на основе впечатлений зрителей. Третий продукт - артистический тизер-этюд. Возможность переосмыслить материал и стать соавтором события очень вдохновляет и позволяет реализовать участникам свой творческий потенциал.
На другой встрече клуба мы смотрели запись спектакля «Человеческий голос». Задание было фиксировать свои ощущения и мысли до, во время и после просмотра спектакля. Затем каждый поделился своими заметками. Интересно, насколько по-разному люди воспринимают и ситуацию, в которой находятся, и объект обсуждения. В нашей встрече принимала участие исполнительница главной роли, заслуженная артистка РФ - Татьяна Махнёва, которая рассказала об истории создания спектакля, ответила на вопросы участников клуба. Такие события проходят в очень дружественной обстановке. Без сомнения, живое общение артист-зритель важно и сближает всех участников.
Несмотря на то, что люди в большей степени взрослые, им проще поделиться своим мнением именно в игровой форме. Так на встречах мы используем матафорические карточки, придумываем презентации для спектаклей, изображаем смысловые карты постановок. Все методики позволяют переосмыслить увиденное на сцене, детально проработать свои ощущения и развивать эмоциональный интеллект. А театр получает думающего, воспринимающего и внимательного зрителя.
Кроме того, члены клуба - это всегда свежие идеи и помощь в их внедрении, активное участие в акциях, проводимых театром. Участники клуба организовали поздравления для артистов и режиссёра и вышли на сцену на юбилейном показе спектакля «Обыкновенное чудо», поддержали и приняли участие в вечеринке в стиле 20-х годов к спектаклю «Унтиловск», подготовили и организовали флешмоб для зрителей в зале на прощании со спектаклем «Тартюф». Таким образом, участники клуба активно и креативно участвуют в жизни театра, создают зрительскую культуру, популяризируют театр через творческую самореализацию.
Учительский клуб
Отдельным направлением работы этого сезона стал семинар-практикум «Учительский клуб». Создавался он для действующих педагогов (предметники, классные руководители, волонтёры детства, педагоги дополнительного образования). Именно они приводят организованные группы в театр. Можно сколько угодно спорить о необходимости группового, классного и обязательного посещения театра в школьном возрасте, но реальность пока диктует именно такую форму взаимодействия. Отсюда наша задача - подсказать педагогам, как можно подготовить детей к восприятию театрального искусства, а после поговорить об увиденном.
Была разработана программа двухдневного интенсива для педагогов города и области. За один театральный сезон она была проведена с тремя разными группами. Мы объявили набор - участие бесплатное, в том числе просмотр спектакля «Бог ездит на велосипеде» (реж. Н. Красильникова), на примере которого отрабатывались методики обсуждения. Для разбора был намеренно выбран этот спектакль, поставленный по современной драматургии.

Именно после этого спектакля мы (и педагоги) чаще всего слышим от юных зрителей: «Я ничего не понял». С этим недоумением результативнее всего и получается работать.

Первый день семинара направлен на знакомство участников и их готовность работать в группе, на знакомство с пространством, где будем находиться. Кроме того, для первого дня подобраны методики, позволяющие подготовиться к просмотру спектакля (такие как, «Смыслы цвета», «Интерпретация», «Символизация»).

К примеру, начинаем семинар игрой «Родственные души». Каждому участнику нужно рассказать о себе в формате «Я люблю/Я не люблю». Остальные внимательно слушают и загибают пальцы в том случае, если высказывание им подходит. Родственная душа отзовётся, когда будет 5 совпадений, тогда уже ход передаётся новому участнику. Что может человек рассказать о себе совершенно незнакомым людям? Сначала это общие фразы «Я люблю кофе... Собак... Читать... Театр... Я не люблю ложь... Плохую погоду...». Повторятся нельзя. Постепенно высказывания становятся более индивидуальными, касаются личности человека. Участники отмечали, что сложно рассказать о себе, не прибегая к обычному сценарию: возраст, место работы, увлечения. Но и знакомство в таких условиях проходит быстрее, глубже. Мы можем ещё не запомнить имени человека, но понимаем, что по тем или иным чертам он нам близок, понятен, чем не «родственная душа». Игры на знакомства позволяют настроиться на совместную работу, искренне делиться своим восприятием, высказывать мнение на спорные вопросы.

После знакомства друг с другом и пространством мы переходим непосредственно к подготовке просмотра спектакля.

Говорим об ассоциациях и значении разных цветов и оттенков, используя карточки разных цветов. Что может символизировать чёрный цвет? Траур, строгость, глубину и неизвестность, стиль или пустоту. Ассоциаций много, у каждого своя.

Мы обсуждаем идеи и символы, которые могут обозначать разные предметы. Для этой методики были тоже подготовлены карточки со словами (названия предметов), часть из них мы увидим в спектакле. Это могут быть элементы декораций (жалюзи) или образа героя (солнечные очки), реквизит (водный пистолет). При обсуждении каждого слова рождается много символов и смыслов. Занятие направлено на видение дополнительных смыслов при восприятии театральной постановки, на считывание образов и художественного оформления.
Задание «Интерпретация» заключается в поиске нескольких значений простой фразы. Интерпретация – очень важный аспект общения. Она заключается в том, чтобы пересказывать услышанное своими словам и для лучшего понимания. Например, фраза «Джон – настоящий сорвиголова». Это может быть комплиментом: он не боится и осмеливается рисковать. Но это также может быть и критикой: он делает глупости, подставляя себя и других опасности. Так как спектакль - это всегда интерпретация, навык видеть и, главное, быть готовым к восприятию разных, иногда неожиданных смыслов необходим зрителю.

Первый день семинара заканчивается просмотром спектакля «Бог ездит на велосипеде» по пьесе Дарьи Уткиной и Ирины Васьковской в постановке Наталии Красильниковой.
Второй день семинара мы посвятили изучению методик обсуждения спектакля: «Шапка вопросов», «Обсуждение-рисование» и Метафорические карты. Но новый день мы начинали снова с игр на знакомство. Это необходимая настройка перед коллективной работой. Интересно, что педагоги с азартом включались в игру и обсуждение. Хочется отметить, что эмоции были разные. Мы много смеялись, но и были моменты, когда блестели слёзы на глазах. Что объединяет - это искренность высказываний. Многие опирались на личный жизненный опыт, кто-то на профессиональный. Могу с уверенностью сказать, что педагоги-участники семинара сейчас готовы к реакции своих детей: «Я ничего не понял». Она их больше не пугает. Эта формулировка-вызов уже означает, что подросток пытался понять. Значит, есть потребность говорить, разбираться.
Один из отзывов учителей после завершения семинара:
«Спектакль, на который я не хотела вести детей.
P. s. До сегодняшнего дня
В эти выходные мне удалось поучаствовать в учительском клубе от любимого Театра на Спасской.
Это очень-очень-очень (не побоюсь повторить три раза) полезный опыт для учителей и вообще любых людей, которые интересуются театральным искусством!
Два дня практических занятий, наполненных новыми практиками, тренингами и советами. Я уже чувствую, как буду проводить подобные события со своими ребятами (и их родителями). Признаюсь, раньше мы с классом просто шли на спектакль и все (никакой предварительной подготовки, максимум - чтение оригинального произведения). Если была возможность, то бегло обсуждали спектакль после просмотра, но не было какого-то обобщающего занятия, где мы бы могли раскрыть глубинные смыслы спектакля…
В рамках этих семинаров мы с коллегами смотрели спектакль «Бог ездит на велосипеде». Я на него уже ходила в прошлом году. Что в первый, что во второй раз спектакль оставил кучу вопросов и минимум ответов. И если раньше я говорила, что ни за что не поведу на него детей… то сегодня моё мнение изменилось.
Мы с коллегами разобрали этот спектакль досконально, разложили по полочкам всё, что было непонятно. Использовали разные техники: ассоциации, рисунки, метафорические карты! И вот тогда открылись многие вещи, которые во время просмотра не казались такими явными и очевидными. И теперь я смело могу рекомендовать: подросткам НУЖНО идти на этот спектакль. И! На него НУЖНО идти и родителям (в первую очередь).
В планах сходить на спектакль в третий раз, но уже с детьми и родителями. И опробовать изученные методики на практике!»
Театральные уроки
«Что такое театральный урок?  Это способ познакомить вашего ребёнка с миром театра с той стороны, с которой его не видит обычный зритель. Это шанс прикоснуться к театральной магии», – так на сайте театра описывается этот проект.

Опыт проведения встреч со школьниками и разговоров о театре и о том, что здесь происходит, уже был. В этом сезоне удалось его расширить – был разработан цикл встреч и введены в работу 4 тематических урока: «Реквизит», «Звуки и шумы», «Костюмы и грим», «Цвет и свет». Для каждого занятия определена своя возрастная маркировка, что позволяет приглашать школьников разного возраста. Встречи проводятся для организованных групп (от 10 до 30 человек) на малой сцене театра.
В нашем театре нет возможности проводить экскурсии по цехам или закулисной части, так как здание, в котором существует театр, строилось как дом купца, потом здесь был музей, кинотеатр и лишь после была реконструкция, и организован Театр Юного Зрителя. И если по зрительской части могут проводиться экскурсии с историческим или краеведческим уклоном, то о специфике театра мы можем рассказать только в формате «урока».

Занятия проходят в игровой форме и, в зависимости от темы, с использованием реквизита, демонстрацией костюмов, элементов грима. А для занятия «Цвет и свет» был изготовлен подмакетник и подготовлены ручные фонарики с цветными фильтрами. Дети могут в тёмном помещении на примере макета посмотреть, как работает театральный свет.

Ребята за весь цикл занятий знакомятся с устройством театра, узнают о процессе создания спектакля, тонкостях театральных профессий. Ведь для многих театр – это только артисты на сцене. Кстати, «Театральный урок» часто посещают как занятие по профориентации, в школах есть потребность в организации таких встреч.
Театральная лаборатория для подростков
Следующее направление деятельности театра – активное взаимодействие с творческими подростками, с теми, кто уже любит и ценит театральное искусство и готов развиваться в этом векторе. Набор происходит в начале каждого сезона, возраст участников от 12 до 18 лет.
Занятия в театральной лаборатории раскрывают индивидуальность ребенка и дают навык работать в команде, с партнёрами. Они учатся выразительно и убедительно говорить, красиво двигаться, преодолевать страх выхода на сцену.
Финальный продукт лаборатории – спектакль, подготовленный детьми: ребята проходят путь от первых читок и этюдов до самой настоящей театральной премьеры. Они участвуют в разработке сценографии и костюмов, и, конечно, играют все роли. Направляет творческий поиск команда высококвалифицированных педагогов. Программа обучения включает в себя мастерство актера, сценическая речь, сценическое движение, танец и другие театральные дисциплины.
В этом сезоне итоговый спектакль лаборатории получился очень необычный. В Кирове была организована обширная культурная программа празднования 650-летного юбилея города. Наша лаборатория внесла свой вклад в праздничную программу. Ребята представили спектакль «Киров глазами подростков», в написании которого принимали непосредственное участие. «Все истории, которые прозвучали в спектакле, сочинили они сами. Все локации мы выбирали вместе», – пишет Наталия Красильникова, руководитель проекта. К сожалению, все спектакли, поставленные в рамках лаборатории, не входят в репертуар, так как каждый год состав участников может меняться.
"Сказки для Мартина"
Самый уютный и добрый проект для самых маленьких зрителей, для тех, кто ещё не готов к большому шумному залу, громким звукам и продолжительному зрелищу. В фойе мы расстилаем большой пушистый ковёр, где можно расположиться среди подушек, обнять мягкую игрушку и накинуть тёплый плед. В гости к малышам выходят артисты с большим розовым слоном – Мартином. Наш Мартин очень любит, когда ему читают вслух. Вместе с ребятами и их родителями слон знакомится с современной детской литературой.

Сразу после чтения для ребят подготовлен небольшой творческий мастер-класс, где они создают своими руками игрушку по мотивам только что услышанной сказки, поэтому они уносят домой частичку той истории, которую услышали в театре.
 «Сказки для Мартина», с одной стороны – это уникальная (аналогичных проектов, реализуемых в театрах Кирова, нет) возможность знакомства зрителей с лучшими образцами современной детской литературы в особенной атмосфере театра. С другой стороны – долгосрочная работа театра по формированию лояльной аудитории, способной воспринимать театральное искусство во всём его многообразии.

Такие вечера – это своеобразная родительская школа по чтению вслух. И школа театра. Знакомство с театром не в ситуации спектакля, а в новой для аудитории форме.
Нашему проекту уже более 7 лет. В 2018 году проект «Сказки для Мартина» попал в финал профессиональной премии в области театрального маркетинга и работы со зрителем OFFSTAGE AWARDS в номинации «Лучший образовательно–просветительский проект».
Премьеры и другие развлечения
Каждый новый сезон диктует новые задачи для отдела по работе со зрителем. Это и премьеры, и юбилейные показы спектаклей, и, ничего не поделаешь, прощания с постановками, и другие, иногда неожиданные, события. И нам всегда хочется, чтобы оформление было уникально.
Тем не менее, некий алгоритм уже наработан. К каждой премьере мы оформляем фотозону, выставки и сувенирную продукцию, соответствующие концепции спектакля.

Например, к премьере спектакля «Последние дни Базарова» была подготовлена интерактивная выставка «Базаров. Реконструкция». Она рассказала о процессе создания спектакля – от эскиза на режиссёрской лаборатории «Избранное», с которой началась история постановки, до финальных репетиций на основной сцене театра. Основу выставки составляют работы современного фотохудожника Марии Ивановской. В центре её художественных интересов – театр, мир закулисья, обычно скрытый от глаз зрителей, режиссёры и артисты, представители творческих профессий и работники театральных цехов. Театральный процесс как таковой.

Дополняют выставку высказывания режиссёра, композитора, артистов о процессе создания спектакля. Эти небольшие интервью мы зашифровали при помощи QR–кодов. Зрители имели возможность прямо перед спектаклем послушать высказывания при помощи своих смартфонов.

В другой части фойе мы подготовили инсталляцию, которая была посвящена играм и увлечениям детей разных времён. Пластинки и слайды, письменные принадлежности и значки, игрушки и диафильмы – здесь собраны не просто предметы и вещи, а воспоминания чьего–то детства. Главные темы инсталляции – скоротечность времени и ностальгия, память и взросление человека. Они пересекаются с теми вопросами, которые интересовали постановочную группу и артистов.

Дополняла оформление премьеры в зрительской части театра фотозона, которая всегда пользуется огромным спросом у гостей. Постоянные зрители уже знают и ждут, что для них подготовлено место для фотографирования.

Если говорить не о премьерах, а продвижении спектаклей текущего репертуара, то самое трудозатратное событие – вечеринка в стиле 20–х годов.

В фойе звучала музыка, были развешаны красные транспаранты с цитатами из спектакля, стояли столы с шашками для зрителей, а в фойе артисты на небольшой импровизированной сцене читали стихи поэтов начала прошлого века. Для зрителей мы обозначила дресс–код: черно–красная одежда. Буфет тоже подготовился. Думаю, многие оценили позиции меню – сет «Пролетарский быт: Бутерброд со шпротами + холодный чай» или «Компот сладкий, как мечта беспризорника».

Зрители были не просто зрителями, а участниками этого события: их стильные чёрно–красные костюмы, улыбки и творческий настрой помогли воплотить все задумки этого вечера.
В конце каждого сезона кажется, что именно этот был самым ярким и насыщенным. Но наступит следующий, а это значит, что будут новые события и достижения. Театр не стоит на месте, меняется, но при этом ценит свои традиции. В работе со зрителем, без сомнения, происходит так же. В следующем сезоне часть зрительских программ продолжат свою работу, часть будет доработана и расширена. Но наших зрителей обязательно ждут новые события. Мы любим удивлять и вдохновлять!
Подробнее о проектах на сайте театра:

«Учительский клуб»
«Театральный урок»
Похожие материалы
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda