Была разработана программа двухдневного интенсива для педагогов города и области. За один театральный сезон она была проведена с тремя разными группами. Мы объявили набор - участие бесплатное, в том числе просмотр спектакля «Бог ездит на велосипеде» (реж. Н. Красильникова), на примере которого отрабатывались методики обсуждения. Для разбора был намеренно выбран этот спектакль, поставленный по современной драматургии.
Именно после этого спектакля мы (и педагоги) чаще всего слышим от юных зрителей: «Я ничего не понял». С этим недоумением результативнее всего и получается работать.
Первый день семинара направлен на знакомство участников и их готовность работать в группе, на знакомство с пространством, где будем находиться. Кроме того, для первого дня подобраны методики, позволяющие подготовиться к просмотру спектакля (такие как, «Смыслы цвета», «Интерпретация», «Символизация»).
К примеру, начинаем семинар игрой «Родственные души». Каждому участнику нужно рассказать о себе в формате «Я люблю/Я не люблю». Остальные внимательно слушают и загибают пальцы в том случае, если высказывание им подходит. Родственная душа отзовётся, когда будет 5 совпадений, тогда уже ход передаётся новому участнику. Что может человек рассказать о себе совершенно незнакомым людям? Сначала это общие фразы «Я люблю кофе... Собак... Читать... Театр... Я не люблю ложь... Плохую погоду...». Повторятся нельзя. Постепенно высказывания становятся более индивидуальными, касаются личности человека. Участники отмечали, что сложно рассказать о себе, не прибегая к обычному сценарию: возраст, место работы, увлечения. Но и знакомство в таких условиях проходит быстрее, глубже. Мы можем ещё не запомнить имени человека, но понимаем, что по тем или иным чертам он нам близок, понятен, чем не «родственная душа». Игры на знакомства позволяют настроиться на совместную работу, искренне делиться своим восприятием, высказывать мнение на спорные вопросы.
После знакомства друг с другом и пространством мы переходим непосредственно к подготовке просмотра спектакля.
Говорим об ассоциациях и значении разных цветов и оттенков, используя карточки разных цветов. Что может символизировать чёрный цвет? Траур, строгость, глубину и неизвестность, стиль или пустоту. Ассоциаций много, у каждого своя.
Мы обсуждаем идеи и символы, которые могут обозначать разные предметы. Для этой методики были тоже подготовлены карточки со словами (названия предметов), часть из них мы увидим в спектакле. Это могут быть элементы декораций (жалюзи) или образа героя (солнечные очки), реквизит (водный пистолет). При обсуждении каждого слова рождается много символов и смыслов. Занятие направлено на видение дополнительных смыслов при восприятии театральной постановки, на считывание образов и художественного оформления.
Задание «Интерпретация» заключается в поиске нескольких значений простой фразы. Интерпретация – очень важный аспект общения. Она заключается в том, чтобы пересказывать услышанное своими словам и для лучшего понимания. Например, фраза «Джон – настоящий сорвиголова». Это может быть комплиментом: он не боится и осмеливается рисковать. Но это также может быть и критикой: он делает глупости, подставляя себя и других опасности. Так как спектакль - это всегда интерпретация, навык видеть и, главное, быть готовым к восприятию разных, иногда неожиданных смыслов необходим зрителю.
Первый день семинара заканчивается просмотром спектакля «Бог ездит на велосипеде» по пьесе Дарьи Уткиной и Ирины Васьковской в постановке Наталии Красильниковой.
Второй день семинара мы посвятили изучению методик обсуждения спектакля: «Шапка вопросов», «Обсуждение-рисование» и Метафорические карты. Но новый день мы начинали снова с игр на знакомство. Это необходимая настройка перед коллективной работой. Интересно, что педагоги с азартом включались в игру и обсуждение. Хочется отметить, что эмоции были разные. Мы много смеялись, но и были моменты, когда блестели слёзы на глазах. Что объединяет - это искренность высказываний. Многие опирались на личный жизненный опыт, кто-то на профессиональный. Могу с уверенностью сказать, что педагоги-участники семинара сейчас готовы к реакции своих детей: «Я ничего не понял». Она их больше не пугает. Эта формулировка-вызов уже означает, что подросток пытался понять. Значит, есть потребность говорить, разбираться.