Для анализа текущих форм и практик организации работы школьных театров в образовательных организациях города Москвы были проведены несколько глубинных итервью, а также массовый опрос педагогов.
Интервьюерами выступили люди, которые имеют непосредственное отношение к школьному театру:
- режиссер, педагог, учитель Мировой художественной культуры, внедряющий методы театральной педагогики на уроках в старшей школе;
- педагог-организатор и руководитель театральной студии;
- куратор фестиваля «Театральный Олимп»;
- режиссер, старший методист Театра юных москвичей ГБПОУ «Воробьевы горы»;
- режиссер, художественный руководитель различных фестивалей.
В ходе проведения интервью был составлен портрет среднестатистического школьного театра.
Как правило это учитель, учитель любой специальности. В основном – учитель русского языка и литературы. Иногда учителя истории, музыки, МХК или педагоги дополнительного образования. В 70 % случаях – это женщина любого возраста от 21 и выше. Чаще это человек без всякого театрального образования, хотя некоторые руководители школьного театра имеют актерское образования, очень редко – режиссерское. Школьный детский театр – это хобби, переросшее в профессию, поскольку стало большой любовью. Человек, который руководит школьным театром – это подвижник, влюбленный в свое дело. В 90 % случаев с коллективом работает один человек, и только в 10 % школьных театрах, это два и более педагогов. Руководитель школьного театра – это организационный директор, все организует: декорации, костюмы, свет, звук, – решает все организационные вопросы. Иногда школьному театру помогают родители учеников, которые ходят заниматься в театральную студию. Руководитель школьного театра – это энтузиаст, который сам всё делает, сам хочет что-то делать.
Формы школьного театра:- драматический (основная часть школьный театров Москвы);
- кукольный;
- музыкальный;
- театральный проект или театральная лаборатория.
Обычно школьный театр существует для постановки спектаклей к праздникам: 1 сентября, день учителя, Новый год, 9 мая, выпускной. Или это иллюстрация к литературе. Например, в школе проходят «Грозу» – делается инсценировка.
Кому адресован школьный спектакль?Школьный спектакль ставится обычно для себя (для учителя и учеников), для родителей. Зрителем таких спектаклей становятся школьники разных параллелей, учителя и родители. Достаточно часто дети старшей параллели делают спектакли для начальной школы. Некоторые школьные театры ездят и дают спектакли в соцучреждениях: детских больницах или детский домах. Когда спектакль представляется на фестиваль, то спектакль могут увидеть и другие коллективы. Но это происходит, если только спектакль попадает в лучшую десятку.
Обычно школьный спектакль играется один-два-три раза. Но бывают случаи, когда спектакль играется и больше раз.
Самыми распространенными жанрами, которые используют школьные театры – это драматический спектакль или детский. Реже – радиоспектакль, моноспектакль, этюды, танцевальные, пластические, документальные, литературно-музыкальная композиция.
Обычно ставят Маршака, Барто, Чуковского, Носова, Драгунского, Гоголя, Островского, Чехова, Пушкина, русские народные сказки, Шекспира, Милна. В основном ставится проза.
Формы образовательной работы, распространённые в московских школьных театрах:- кружок или небольшой коллектив;
- школьный театр;
- внеурочная деятельность по театральной педагогике.
Виды и формы работ в школьном театре:- репетиции;
- тренинг;
- игры;
- история театра;
- театральный этикет;
- спектакль;
- упражнения;
- чтения;
- выходы в театр, музей, на прогулки, какие-то городские мероприятия;
- обсуждение;
- создание декораций, костюмов и т. д.
Театр дает возможность так организовать процесс, чтобы три начала: и телесное, и эмоциональное, и интеллектуальное, – были задействованы в процессе развития ребенка. Необходимо, чтобы театр в школе был не только для того, чтобы поставить сценку, а, чтобы театр стал полигоном особого способа существования, который дальше должен распространятся на всю школьную жизнь: на все занятия, уроки, другие всякие элементы, чтобы все было событийным. А также необходимо создать условия для того, чтобы такое начинание росло в школе.