Все, что делается в театре – от исполнения ролей, до постройки декораций, поисков грима и света, шитья костюмов и тысячи других задач - остается и поныне предметом заботы самих тютовцев. Они сами решают, как и что нужно сделать, чтобы получились хорошие декорации, яркие и выразительные гримы, точный свет, интересный костюм. Они сами заботятся о том, чтобы вся эта сложная работа была четко и разумно организована. Театр – искусство коллективное. Значит, важно, чтобы все были дружны, помогали друг другу, чтобы каждый чувствовал себя участником общего дела. А вершина всего - спектакль! Спектакль – не просто представление для развлечения. Это, прежде всего – художественный мир и общественная идея. Значит и вся работа должна быть пронизана именно этим – художественным смыслом и общественным предназначением. И не может быть ничего неважного или второстепенного. Все важно, и все важны.
Часто спрашивают – что же главное в ТЮТе? Спектакли, репетиции, цеха, песни, вечера, летние лагери с их бригадами и самоуправлением, гастрольные поездки, встречи поколений? Да, безусловно, все это важно, ибо составляло и составляет поныне ту самую «тютовскую реальность», без которой немыслим и сам ТЮТ. Но главное в ТЮТе все-таки не это. Главное – сам ребенок. Человек. Именно человек и человеческое в нем является вот уже на протяжении почти полувека «центром ТЮТа», его «альфой и омегой», точкой отсчета и единственной (я подчеркиваю это) целью. Дубровин как-то сказал, что придуманный им театр – это большая и сложная ИГРУШКА, в которую очень интересно и очень полезно играть. Игра – один из важнейших тютовских феноменов, существующий в нашей педагогической методике и сегодня. Не следует только путать, как это порой происходит, понятие «игра» и понятие «забава». Игра серьезна. Она есть школа жизни, школа творчества, сотворчества и общения. Собственно говоря, игра – один из основных способов, с помощью которого юный человек входит в мир, познает его и, быть может, пытается что-то изменить в нем. Это может быть мир «вне меня», а может быть и «мир во мне» – такой сложный и непознанный до конца. Игра помогает угадать и почувствовать глубины и тонкости этого мира, обнаружить его противоречия, загадки и парадоксы. Заслуга Дубровина состоит в том, что он вернул игре ее философский смысл, наполнив и пронизав ею всю полноту созданного им театра. Именно поэтому мы и сегодня говорим, что детский театр есть, прежде всего, СРЕДСТВО, с помощью которого воспитывается человек. Соединение сложнейшей природы театра с не менее сложной природой Детства и Юности, их интеграция в самом широком и органическом смысле во имя развития ребенка – вот, пожалуй, то, что без всякого преувеличения можно назвать пафосом ТЮТа.