Ирина Амосова
«НАШ БЭБИ ТЕАТР»
Мы в соцсетях
Появившись в России несколько лет назад, бэби-театр набирает популярность в разных городах среди родителей, чьи малыши в силу возраста не могут посещать «большие» театры. И это не прихоть и не шальное любопытство. Это вполне обоснованное желание изменить привычный взгляд на семейный отдых, возможность открыть для ребенка разнообразие и многогранность современного окружающего мира.

Расскажу об опыте работы нашего бэби-театра «Пуговица». Театр родился в Петербурге в январе 2015 года. Сама идея возникла неожиданно для нас самих. Было много сомнений, страхов, неопределенностей. Однако мысль о том, что это интересно, но пока не очень понятно, нас подогревала, интриговала и не давала покоя. Мы стали углубляться в материал, находили информацию из разных источников. Мы поняли, что никаких постановочных канонов в бэби-театре не существует, что дает возможность безграничного выбора формы подачи. Это дело фантазии, интуиции и опыта режиссеров. Главное было понять, в каком формате хотим работать именно мы. После долгих обсуждений, споров и высказанных идей мы его нашли!

Подошли к этому вопросу серьёзно и основательно. Знание педагогики и психологии пригодились как никогда. С учетом возраста нашего зрителя (от шести месяцев до четырёх лет) мы поняли, что есть критерии, которые могут определять желание родителей идти или не идти с малышом на спектакль. Вот некоторые из них: «Он у меня такой подвижный, боюсь, не усидит. Что делать?», «А ему будет интересно?», «Боюсь, что большое количество народа его напугает», «Вдруг он будет мешать актерам!», «А это безопасно?», «А зачем в этом возрасте театр?» Были и многие другие. Вопросы вполне закономерны и понятны, так как направление относительно новое для нашего зрителя. Бэби-театр выходит за рамки привычного понимания театра как такового.

Почему возникла потребность в бэби-театрах?

Само направление возникло в Европе в связи с изменением отношения к маленькому ребенку, к его развитию, чувствам и способности воспринимать окружающий мир. К нему стали относится как к человеку, испытывающему потребность в эмоциональном и чувственном контакте, как к личности. Эти изменения повлекли за собой и поиск решений.

Малыш в возрасте от шести месяцев гораздо глубже понимает и интерпретирует окружающее, чем мы думали об этом прежде. Имея способность созерцать, рассматривать, он проникает в те исследовательские области, которые у взрослых людей с их аналитическим восприятием размываются, исчезают. Интерпретация явлений и предметов позволяет маленькому человеку, еще не умеющему связно говорить, взаимодействовать с ними на равных, рассматривая как партнеров по игре. Ребенок сам решает, кто будет этим партнером. Его увлекают объекты и их трансформация. Он испытывает удовольствие от такого общения. То есть ребенок смотрит на эти явления и предметы как бы с другой стороны, замечая их скрытые от взрослого восприятия возможности. Взрослый в таких играх может быть только проводником или сопереживателем.

Театр в связи с этим открывает множество возможностей удовлетворить потребности малыша во взаимодействии с окружающим миром. Театр и спектр его воздействия на зрителя, может быть разным – визуальным, сенсорным, предметным и даже терапевтическим. Театральная среда отвечает потребностям исследовательской и познавательной способности детей раннего возраста.

Современная жизнь требует стремительных перемен во всех областях, в том числе и в вопросах воспитания и развития детей. На рынке услуг множество предложений в этом направлении. Желание родителей не отстать, не упустить новое вполне оправданно. Театр тоже ищет новый язык взаимодействия со зрителем.

Родителям нравится, когда дети играют сами, когда получают чувственный и эмоциональный опыт, всё это побуждает к самостоятельной деятельности. При этом также важно, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. В театральной среде создается атмосфера уважения и доверия к самому ребенку, к его потребностям, его деятельности, а также создается почва для доверия самого ребенка к миру. Очень важна точность попадания в возраст, чтобы не преувеличивать и не принижать возможности детского восприятия.

Важно обращать внимание во время спектакля на эмоциональную и чувственную потребность в контакте, его желание поделиться через разные формы общения – это вырабатывает особую связь между мамой и малышом. Наблюдение за самостоятельными «открытиями» своего чада и поддержка его в этом вызывают у мамы чувство удовлетворения, побуждают к дальнейшему контакту.

Бэби-театр – это возможность побыть с ребенком, поиграть с ним, даже если у мамы нет умения организовать такие процессы дома. Современные родители редко имеют в собственном детстве опыт игры с бабушками в традиционные для времени пестования детей игры: в настольный театр предметных кукол, в тени и иные подобные игры. Именно поэтому сегодня родители часто не могут сами организовать такую игру.

Семейных «поход» на спектакль дает редкую возможность побыть всем вместе, дарит новые впечатления и другой способ общения. Кроме того для мамы, постоянно занимающейся домашними делами, это выход «в свет», общение с другими родителями, обсуждение насущных проблем воспитания и развития своего ребенка, получение новой информации. Также это возможность, наблюдая за ребенком вне дома, увидеть новые реакции малыша, открыть в нем новые способности, понять его предпочтения.

Бэби-театр является проводником в мир большого искусства, позволяющим в дальнейшем понять и почувствовать всё многообразие творческого мира.

Когда мы с Ольгой Бобровой создавали наш бэби-театр «Пуговица», на первое место при учёте пожеланий родителей вышла безопасность. Да, родители, как правило, очень обеспокоены тем, где проходит спектакль, будет ли комфортно и не напугается ли малыш. Поэтому выбор в сторону небольшого количества зрителей (до 12-15 семей), условия размещения в пространстве и использование экологически чистых материалов не случайны. И главное, что мама имеет возможность находиться рядом с ребенком, спокойно погружаясь в атмосферу спектакля.

Что же это за пространство? Не имея собственного помещения, мы выбираем небольшие залы от 25-30 кв. метров, не проходные, с возможностью размещать зрителей на мягком полу (на ковриках или подушках). Почему именно так? Общение с ребенком, мамы и актеров, происходит в этом случае на уровне его глаз, и тогда появляется непосредственный контакт в прямом смысле слова, когда можно поползать, потрогать, поиграть, это не вызывает беспокойства, пробуждает интерес. Зрители свободно располагаются на площадке с возможностью перемещения.

У нас в репертуаре есть спектакли, которые проходят при полном освещении, но в основном мы создаем затемнение зала. Это тоже очень важно, не только для нас, актеров, но и для маленьких зрителей. Бэби-театр – это первая встреча с пространством театра, с его с особой атмосферой. Поэтому, используя световое оборудование, мы погружаем малышей в разную атмосферу. Из привычного, обыденного домашнего мира, они попадают в НЕ обычный, новый и привлекающий своей новизной. Конечно, первая реакция может быть разной – от недоверия, до безудержной активности. Мы объясняем родителям, что это и есть самостоятельное переживание, первый эмоциональный опыт в театре. В этот момент поддержка мамы, её соучастие в процессе необходимы. Мама понимает, что здесь не страшно, здесь совершаются открытия, здесь приобретается чувственный опыт. Театр чувственного опыта и атмосферы – так мы определили направление нашей работы.

Что же ещё помогает создавать эту атмосферную среду? Всё, что попадает в эту среду: реквизит, звуки, музыка, маленькие зрители.

Вторая важная вещь – отсутствие громких звуков и резких световых переходов. Знакома ситуация, когда малыш боится темноты, а резкий звук заставляет его вздрагивать и кричать от неожиданности, страха? Мягкие световые переходы с дополнительным источником света снимают эту напряжённость, и ребенок постепенно привыкает. При этом, конечно, нужно привлечь внимание ребенка действием, которое его заинтересует.

Мы очень кропотливо подбираем для постановок музыкальный материал, который соответствует атмосфере. Совсем необязательно играть в поддавки с неопытным детским слухом, музыка может быть разной, от классической до современной. Главное, чтобы она вызывала чувственный и эмоциональный отклик как у детей, так и у родителей. В некоторых спектаклях, таких как «Большие снежности», «Ветер перемен», мы привлекаем малышей и родителей к совместному созданию звуковой атмосферы. Используем звукошумовые инструменты, создаем ритмы.

Наш театр иммерсивный, то есть мы создаем условия активного включения малышей в процесс спектаклей. Ещё можно назвать его сенсорным, то есть воздействующим на разные органы чувств. Используя разнообразные способы и средства воздействия, мы вызываем различные ощущения, от тактильных до слуховых. Малыши могут играть с различными материалами, такими как песок, вода, мука, тесто, камушки и т.д., различными поверхностями, они также слушают звуки, обращают внимание на цвет, то есть контактируют с предметами реквизита. Так приобретается чувственный и эмоциональный опыт, развивается эмоциональная память. Много раз мы слышали от родителей, которые стали постоянными нашими зрителями, что малыш испытывает необыкновенную радость узнавания чего-то увиденного на спектакле, в другой обстановке. Пусть это происходит не сразу, через какой-то промежуток времени, но это произойдет при определенных обстоятельствах. Главное – не торопить события, дать возможность ему самому использовать приобретенный опыт.

Хочется уточнить, что спектакли бэби-театра не имеют ничего общего с обучающими занятиями и с анимацией. Разница здесь существенная и в основном в том, что мы не привлекаем малышей к обязательным действиям, не навязываем, только побуждаем. У каждого ребенка свой срок осознания, привыкания, поэтому мы всегда поддержим желание малыша включиться или терпеливо ждем момента, если он ещё не готов. Часто случается так, что малыш до восьми-девяти месяцев только смотрит, созерцает, слушает, но вдруг что-то привлекает его внимание, и он с интересом протягивает ручку. Это уже повод для взаимодействия, для дальнейшего развития событий. Когда он сможет передвигаться, ползком или шагом, возникает потребность самостоятельно приблизиться к объекту внимания. И задача актера не упустить эту возможность.

Дети до трех лет не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, не следят за сюжетом, не могут проследить линию героя. В спектаклях нет линейного повествования, нет сюжета, нет основного героя, нет конфликта. Все, что происходит на площадке, действо, скорее, перформативное. Сам спектакль представляет собой «живые картинки», объединенные темой. Например, спектакль «День и Ночь» «рассказывает» о явлениях, которые происходят в разное время суток. А спектакль «Ра-Радость» погружает в атмосферу солнечной, цветущей и просыпающейся весны. Яркие образы «действующих лиц» помогают запомнить всё то, что сопутствует разным явлениям. Возможность игры с предметами позволяет на чувственном и эмоциональном уровне прожить подробности происходящего. Мягкое пушистое солнце – тепло, приятно, ярко; камушки, ракушки, песок и вода, шум моря, крики чаек оставляют приятные ощущения. Если мама или папа сделают кораблик и позволят малышу пустить его в далекое плавание в тазике, повозиться в воде, походить по песку и половить мыльные пузыри, малыш проявит массу положительных эмоций.

Отдельно нужно рассказать об актерах театра. Подбор актеров – это большая и важная часть работы. Мы убедились, что не каждый профессиональный актер может работать в бэби-театре. Не потому, что он менее профессионален. Для работы в таком театре у актера должны быть, в первую очередь, очень высокая мотивация и осознание того, что самого актера зрители не рассматривают как самостоятельную творческую единицу. Необходим отказ от представления себя как актера, так как нет конкретной роли, персонажа. Актер является только проводником, направляющим течение действия. Все внимание во время спектакля направлено на маленького зрителя, он главный. Способность удерживать внимание на всех детях сразу, позволяет контролировать ситуацию и включаться импровизационно в любой процесс. Несмотря на то, что есть определенная «канва», по которой работают актеры, каждый раз спектакль разный. Актеры создают его вместе со зрителями. Это территория сотворчества, создания атмосферы и новой формы сосуществования.

Тем не менее, создание самого спектакля – это необыкновенный процесс, который открывает безграничное поле для фантазии, немыслимых идей, импровизации. Работа режиссера в этом процессе достаточно условна. Спектакль создается лабораторно, в партнерстве актеров и режиссера. Поиск образного решения и способов воплощения, так, чтобы было интересно малышам от шести месяцев до четырех лет, хорошая практика, трудная, но захватывающая. Мы любим наших актеров, очень их ценим. От них зависит не только реализация задуманного, но и заинтересованность, настроение наших зрителей.

Не могу не сказать о том, что мы выполняем, возможно, очень важную миссию. После спектаклей очень часто, родители спрашивают про реквизит: «Подскажите, пожалуйста, как это сделано? Мы хотим дома сделать так же». С одной стороны, «тайну фокуса» раскрывать не хочется, пусть все останется в театре. Но с другой, это очень радует! Поясню: часть нашего реквизита сделана из бросовых материалов, очень простых, тех, что есть в каждом доме. Многое из того, что видят зрители, можно сделать самостоятельно и продолжить игру, придумывая новое. Мы с удовольствием делимся со зрителями тем, что радует и делает счастливыми их детей.

В 2020 году театру исполнилось пять лет. Сейчас в репертуаре семь спектаклей. Для театра это не очень большой возраст, а для нас огромный период интересной творческой жизни с её взлётами и падениями. Мы развиваемся и надеемся, что сможем радовать маленьких зрителей новыми спектаклями.

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda